Отличные отметки в дневнике — это, конечно, приятно. Родителям спокойно, ребёнку радостно, учитель доволен. Но давайте честно: пятёрки — не показатель знаний, а лишь отметка за конкретное задание в конкретный день. Мы в образовательном АВС центре видим это постоянно: дети приходят с пятёрками по английскому, но не могут составить ни одного связного предложения, не понимают элементарных вопросов вроде What’s your name? или How old are you? При этом в дневнике — сплошные «отлично». Почему? Потому что школа оценивает не реальное владение языком, а усвоение темы урока и аккуратность в тетради. Формально — всё прекрасно. Фактически — знаний нет. Потому что так исторически удобно. Школьная оценка — простой и понятный индикатор: пятёрка — хорошо, тройка — плохо. Можно быстро заглянуть в дневник и сделать вывод: ребёнок «в порядке». Но это иллюзия контроля.
Современные исследования (например, по данным Национального исследовательского университета ВШЭ) показывают: школьная отметка слабо коррел