Найти в Дзене
Центр Болотова

Вакцина от рака: миф или реальность?

Рак остаётся одной из самых страшных болезней современности. Его лечение — долгий и сложный процесс, требующий огромных усилий и затрат. Поэтому неудивительно, что идея вакцины, которая могла бы предотвратить или остановить развитие рака, вызывает огромный интерес. Реально ли это — создать прививку от онкологии? Учёные по всему миру активно работают над созданием вакцин, которые смогут не только лечить, но и предотвращать рак. И некоторые результаты действительно впечатляют. В России несколько институтов работают над мРНК-вакциной от рака. Так, Центр имени Гамалеи, онкологические центры Герцена и Блохина завершили доклинические испытания на животных, где показали: вакцина способна подавлять рост опухоли и, возможно, препятствовать метастазам — распространению раковых клеток в другие части тела. По плану, к середине 2025 года должны начаться клинические исследования с участием пациентов. Кроме того, разрабатывается персонализированный подход: анализ опухоли пациента и подбор антигенов
Оглавление

Рак остаётся одной из самых страшных болезней современности. Его лечение — долгий и сложный процесс, требующий огромных усилий и затрат. Поэтому неудивительно, что идея вакцины, которая могла бы предотвратить или остановить развитие рака, вызывает огромный интерес. Реально ли это — создать прививку от онкологии?

На каком этапе разработки и что уже удалось

Учёные по всему миру активно работают над созданием вакцин, которые смогут не только лечить, но и предотвращать рак. И некоторые результаты действительно впечатляют.

В России несколько институтов работают над мРНК-вакциной от рака. Так, Центр имени Гамалеи, онкологические центры Герцена и Блохина завершили доклинические испытания на животных, где показали: вакцина способна подавлять рост опухоли и, возможно, препятствовать метастазам — распространению раковых клеток в другие части тела. По плану, к середине 2025 года должны начаться клинические исследования с участием пациентов.

Кроме того, разрабатывается персонализированный подход: анализ опухоли пациента и подбор антигенов (то, что иммунная система «видит» как чужое) с помощью искусственного интеллекта. Если всё пойдёт по плану, пациенты с меланомой и немелкоклеточным раком лёгких могут стать первыми, кто получит такую терапию.

-2

США — компания Moderna совместно с Merck тестирует мРНК-вакцину против рака кожи (меланомы). Принцип тот же, что и у обычных вакцин: в организм вводят фрагменты генетического кода опухоли, чтобы иммунитет научился распознавать её. В испытаниях с участием более 150 пациентов у тех, кто получал вакцину вместе с иммунотерапией, риск возвращения болезни снизился почти на 50 % по сравнению с контрольной группой.

В Германии успешно проходит испытания персонализированная мРНК-вакцина BNT122 от компании BioNTech. Её тестируют на пациентах с раком поджелудочной железы — одной из самых опасных форм. Уже через 18 месяцев после лечения у половины участников опухоль не вернулась, что является серьёзным прорывом для этого диагноза.

В Японии разработчики из Daiichi Sankyo работают над вакциной SurVaxM против глиобластомы — агрессивного рака мозга. Клинические испытания показали, что комбинация этой вакцины с химиотерапией помогает продлить жизнь пациентов в среднем на 6–9 месяцев, а у некоторых отмечено длительное отсутствие роста опухоли.

Это реальные успехи! Иммунная система человека действительно может быть «обучена» искать и уничтожать раковые клетки. Но эти методы всё ещё проходят испытания и требуют времени, чтобы стать массовыми.

-3

В чём сложность создания вакцины от рака

Итак, последние результаты работы ученых вселяют надежду. Но есть и определенные трудности. Вот основные преграды, которые стоят на пути человечества к созданию такой вакцины:

  1. Рак — не чужой организм, а собственные клетки, слегка изменённые, так что иммунной системе сложно их распознать как чужие.
  2. Гетерогенность опухолей: у разных пациентов и даже внутри одной опухоли разные мутации. То есть «универсальной набор» для лечения того или иного случая заболевания очень сложно подобрать.
  3. Иммунная подавленность внутри опухоли (tumor microenvironment): многие опухоли создают среду, в которой иммунные клетки «заглушаются».

Но с каждым годом эти преграды становятся всё менее непреодолимыми — технологии развиваются, а новые подходы (например, мРНК и искусственный интеллект для подбора антигенов) значительно ускоряют процесс.

-4

Так когда же ждать вакцину?

Никакого точного «дня X» пока нет. Большие надежды возлагаются на период 2027–2030 годов, но реалистично — ранние разновидности вакцин могут появиться в некоторых странах и для отдельных типов рака ранее.

  • Проблемы с безопасностью, стандартизацией и регуляцией могут замедлить внедрение.
  • Персонализированные вакцины скорее появятся первыми, особенно для опухолей с характерными мутациями.
  • Универсальная вакцина — главная цель, но она потребует ещё больше доказательств и оптимизации и, соответственно, времени для разработки и внедрения.

Скорее всего, первые вакцины от рака мы вряд ли сможем увидеть «завтра», но есть большая вероятность, что человечество достигнет этого уже в ближайшее десятилетие.