Есть мнение, что частицы не локализованы в пространстве, не занимают определённого положения, не имеют размера, объёма, формы, цвета, и даже не существуют в привычном понимании – вне моментов взаимодействий. Это мнение высказывалось ранее во многих публикациях канала. И, как ни странно, воспринималось аудиторией достаточно спокойно. К тому что частицы представить нельзя, – они же не выглядят никак, – к тому, что законы микромира фантасмагоричны, жизнью и школой современный человек, таким образом, подготовлен.
Другое дело, если сказать, что полей нет, что поле – это поток квантов. Вот здесь вскипает разум возмущенный и начинаются треш и угар, как при упоминании искривления пространства гравитацией в теории Эйнштейна… Так что, обычно, я, минуя кота Шрёдингера, который и жив, и мёртв (никто же не против? никто не против) сразу перехожу к полям: следовательно, нет их.
Да. И магнитное поле, и кулоново, и радиоволны, – всё потоки квантов электромагнитного взаимодействия. Фотонов. Нет у электромагнитного взаимодействия других квантов. Бесит же?.. Хотя, казалось бы, почему? Ведь то, что свойства частиц не имеют параллелей в привычном макромире, читатель принимает как должное.
Проблема же, как обычно, в школе. В том, как преподаётся физика, начиная не с начала, не с основ, – с законов микромира, которые объективно слишком сложны для восприятия учащимися младших классов (о людях с лучшим советским высшим техническим образованием – и речи нет), а с конца, – с простенького, с законов Ньютона, с радиоволн, оптики и полей. К моменту, когда, наконец, повествование доходит до основ, до важного, учащийся уже заряжен устаревшими на век или даже два представлениями. Которые не могут быть «ложными», раз этому в школе учили.
...Таким образом в массовом сознании начала квантовой механики и хвосты, тянущиеся из физики, существовавшей до неё, соседствуют друг с другом. Кот Шрёдингера сам по себе, а поля отдельно.
Чем, собственно, и обусловлена необходимость просветительской деятельности. Популяризация же знания того, что поле – лишь упрощённая до уровня позапрошлого века форма описания квантовых явлений, возможна лишь если публике показать, что наука – это интересно. Учёные много чего шокирующего скрывают. Но не от всех. Предвидя, что решение задачи требует времени, Президент России Владимир Владимирович Путин, объявил Десятилетие науки. В рамках инициативы «Наука рядом», одним из ключевых событий стал проводившийся с 10 по 12 октября международный фестиваль «НАУКА 0+». Тем кто приходил, наука многое откроет.
В частности, в Национальном центре «Россия» прошла выставка «Твоя квантовая Вселенная». Изюминкой экспозиции был «Квантовый лабиринт», визуализирующий законы микромира на примере изображений посетителей. Любой желающий, заняв место кота, мог интерферировать, проявляя волновые свойства, туннелировать сквозь потенциальные барьеры, и одновременно находиться в нескольких состояниях.
Фестиваль, разумеется, ориентирован прежде всего на молодёжь. Преследует цель вдохновить её на новые научные свершения, способные прославить наш флаг и изменить мир к лучшему… Но, я бы сказал, что пока жив человек, есть у него надежда, понять почему нет полей.
Интерес к науке и технологиям в России растёт год от года. Можно сказать, в прямой пропорции с производством беспилотных летательных аппаратов, – рекордными темпами растёт. Как увеличивается и популярность профессий, связанных с исследовательской деятельностью. Государство активно поддерживает эту тенденцию: строительством кампусов, оборудование новых лабораторий, выделением грантов. Но особенно важно, что наука в России становится доступной и интересной для самых широких слоёв населения.