«Пирожок с плазмой», «Изотопный винегрет» и «Реакторная уха». Это не фантазии домашней кухни, а реальные блюда из презентационного меню семейного кафе-рест «Мангольд», который создала моя старшая дочь Анастасия Курганова.
Настён! Горжусь. Твой проект про то, как любовь рождает крутые идеи, приносит миллионы на развитие бизнеса, задаёт тренды и меняет культурный код города.
Проект разработан специально для конкурса «Атомы вкуса» – кулинарное наследие городов Росатома» и признан лучшим. Главным «топливом» на своей гастрономической кухне победители считают любовь к малой родине.
21 сентября в Волгодонске состоялся очный этап этой гастрономической битвы. Её цель по задумке организатора – Госкорпорации «Росатом» – оживить наследие местной кухни, повысить качество сервиса и создать привлекательные точки на туристической карте страны.
Это важная часть нацпроекта «Туризм и гостеприимство», который реализуется по указу Президента России. В 2025 году заявки на участие в конкурсе подали без малого 70 владельцев предприятий общепита из 13 атомных городов. Призовой фонд 24 млн рублей.
Запах победы
В Волгодонске на гастрономическом подиуме сошлись четыре предприятия общественного питания: ресторан «Старая мельница» с проектом «Рыба моя», семейное кафе «Изумрудный город» с одноимённой презентацией, шаверма-бар «#Лаваш» с проектом «Лаваш на Курчатова» и кафе-рест «Мангольд», который представил идею «Атомы вкуса».
Они не только знакомили экспертное жюри со своими заведениями и защищали конкурсные проекты с точки зрения теории маркетинга, но и презентовали взыскательному жюри обед из трёх блюд с использованием местных продуктов.
Атмосфера финального отбора была невероятно вкусной. От разнообразия меню и необычной подачи разбегались глаза, от ароматов текли слюнки. В воздухе стоял во всех смыслах дорогой запах победы: лидер получит грант в размере 2 миллионов рублей, которые должен освоить в кратчайшие сроки – до 31 марта 2026 года.
В итоге победила команда «Мангольд» под руководством Анастасии Кургановой. Она разработала и с блеском защитила проект, в котором известные блюда донской кухни получили творческое осмысление и «атомный» акцент.
В конце октября обладатель гранта отправится в Москву, чтобы представить свою разработку «Атом и щи» перед руководством Росатома. О Волгодонске ещё раз услышат на федеральном уровне. Наш город будет гордиться не только киловаттами РоАЭС, но сможет вновь засиять энергией вкуса, культуры и гостеприимства.
Сила в простоте
Как небольшому семейному кафе удалось обойти конкурентов, в том числе – и более опытных? Шеф-повар ресторана «Мангольд» Сергей Васильев уверен:
– Чтобы удивлять, не нужно усложнять. Сила в простоте. Мы взяли доступные локальные продукты, которые у всех вызывают положительные эмоции и добрые воспоминания, добавили в них частичку «атомности» и заботы о городе. Так появились блюда-символы и родился проект, который принёс нам победу в крутом конкурсе.
О тех самых «простых» блюдах с современными, ироничными названиями, которыми блеснул победитель, посмотрите небольшой ролик. Запоминайте названия! Уже через полгода они могут стать топовыми не только в «Мангольде».
Так выглядит часть задумки «Атом и щи». А чтобы проект жил не только в тарелке, команда предложила уют, натуральность и зелёные акценты «Мангольда» обновить. Добавить интерьеру атомные элементы: неоновые орбиты, стилизованные светильники, фотозону с «атомным» сердцем, слоганы на стенах («Щи – тоже энергия», «Мирный атом – в каждом борще»). И даже меню задумали оформить как «периодическую таблицу вкусов».
Наше топливо – любовь
Отмечу, что другой проект А.В. Кургановой - по улучшению экосистемы Волгодонска и развитию промышленного туризма – стал финалистом Губернаторского конкурса «Лидеры Дона».
Эта заявка на «Лидерах Дона» - обновлять бренд Волгодонска - не осталась просто желанием из красивой презентации. На деле за год Анастасия вместе с партнёрами открыла в городе молодёжное кафе азиатской кухни «Ями Ями», читает лекции для учащихся техникумов, ведёт обучающие семинары в Центре «Мой бизнес», организует мастер-классы, бизнес-завтраки, тренинг-интенсивы, провела ярмарку креативных индустрий.
А теперь её команда выиграла грант в турнире рестораторов федерального уровня. Успех на «Атомах вкуса» – очередной шанс «Мангольда» заявить о себе.
Грант поможет внедрить линейку новых блюд и ребрендинг упаковки, обновить интерьер заведения и профильное оборудование, создать новые рабочие места, превратить «Мангольд» в точку притяжения туристов.
– Мы действуем по восточной философии: достигать такого положения вещей, при котором благоприятный исход не может не произойти. Наша победа – закономерный итог серьёзного пути. Мы легко сделали за три дня то, что другие готовят месяцами, и доказали: когда есть смысл, вера и действие, результат не может не прийти. Спасибо всем, кто не сомневался и поддерживал. Идём дальше. «Атом и щи» – наш вклад в развитие гастрономической индустрии Волгодонска. Любовь к городу – наше топливо, – говорит Анастасия Курганова.
Конечно, за каждым успехом лидера – его команда, которая решает всё. Шеф-повар Сергей Васильев, управляющий Анастасия Рубан, бар-менеджер Маргарита Понамаренко, контент-менеджер Юлия Аносян, официанты, технические работники и другие сотрудники. Одни пришёл в коллектив недавно, другие трудятся с самого открытия.
Для них «Мангольд» – что-то большее, чем просто работа. Это (цитирую): неравнодушие и катарсис, новые знакомства и карьерный рост, удовольствие и стремление быть лучше, потрясающий опыт и любимый кейс.
Все здесь – представители маркетинга с человеческим лицом. «Умеем управлять цифрами и процессами, но не продаём, а создаём эмоции, оставляем след в душе», – так после конкурса ответили ребята на вопрос о главном тренде своей «кухни».
Вопрос на засыпку
А больше всего на таких конкурсах участники бояться вопроса «В чём уникальность вашего предложения?» Засыпаться можно в лёгкую. Если вы внедряете новое у себя, это не значит, что этого никогда не делали другие. А вот «Атом и щи» – эксклюзивная авторская разработка «Мангольда», изобретена специально для «Атомов вкуса» и самый что ни на есть «штучный товар».
«Атом» = энергия, технологии, АЭС, Волгодонск. «Щи» = душа, вкус, традиция, локальность. В одном бренде – контраст современности и народности. Вместе два слова – образ города, где живут обычные люди в специфической научной среде. Согласитесь, уникально.
А ещё – остроумно. Названия блюд легко запоминаются, вызывают интерес и улыбку. Продукты знакомые, доступные, вдохновлённые местным колоритом, но «с характером». Предложено «умное и одновременно скромное кафе»: без претензий, глянца, но со смыслом, уместной иронией и техно-атмосферой. Формат идеален для обеда, вечернего сбора, небольших мероприятий и туризма.
Словом, проект «Атом и щи» показал: будущее и традиция – не враги, а соседи за одним стол. Миссия такая выполнима. В этом члены жюри увидели конкурентные преимущества маркетингового продукта от «Мангольда».
А судьи что?
В финале конкурсантов оценивали члены жюри под председательством автора проекта «Путеводитель со вкусом» Ирины Мельниковой. Это семь экспертов федерального уровня из сферы гастрономии и ресторанного дела, а также два представителя городской администрации: заместитель главы по вопросам экономики Валерий Красов и начальник отдела потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав потребителей Валентина Калинина.
А до этого целых три дня приехавшие со всей страны шеф-повара, бренд-шефы крупного курорта, рекордсмены барной сцены и специалисты по гастротуризму – проверяли кухни, дегустировали авторские сеты и доводили до коллег из провинции стратегии развития ресторанного бизнеса.
Вот какими впечатлениями поделился один из них в своем ТГ-канале «Что? Где? Еда! = города»:
«Из позитивного. Встретил старых друзей по программе Россия – страна возможностей, обрел новых. На месяц вперёд наелся сулы, чебака, сома и сазана… А вот в смысле городской среды Волгодонск представляет грустное зрелище с прикольными вкраплениями сталинской и советской архитектуры. С отелями пока швах. Но, есть увлеченные люди, есть бодрый бизнес, помимо атомных гигантов. Надеюсь, скоро всё начнёт меняться к лучшему».
Мы тоже надеемся, что «Атомы вкуса» от Росатома не просто финансово поддержат неравнодушных и креативных созидателей, но и зарядят их новой энергией для будущих побед.
Так что совсем скоро атом и щи – в Волгодонске ищи. АЭС обогреет, «Мангольд» накормит.
#конкурсы #росатом #атомывкуса #еда #рестораны #волгодонск #атомищи #мангольд #гранты #гостеприимныегородароссии #гастротуризм