Найти в Дзене
ИНОСМИ

Америка обречена на упадок и гибель. Вот что об этом говорит историческая наука

   © РИА Новости Юки Ивамура
© РИА Новости Юки Ивамура

The Washington Post | США

В следующем году США будут отмечать свой 250-й день рождения, пишет The Washington Post. В истории мало золотых веков, которые длились так долго — и если американцы не изменят свое мировоззрение, их золотой век тоже закончится.

Юхан Норберг (Johan Norberg)

Американскому эксперименту скоро исполнится 250 лет. Неужели его время подходит к концу?

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Согласно широко обсуждавшемуся пару лет назад тренду в TikTok, мужчины ежедневно думают о Римской империи. Одна из причин может состоять в том, что падение Рима — это memento mori, напоминание о том, что мы тоже смертны. Какими бы защищенными, богатыми и сильными ни казались Соединенные Штаты Америки, они могут в один момент рухнуть, как это было в 476 году, когда был свергнут последний римский император Запада.

Началась новая стадия распада: война против России добьет ушлый Запад

Отцы-основатели Америки осознанно строили новую нацию и большую часть ее институтов по образу и подобию Афин и Рима. С тех пор американцы время от времени начинают бояться, что живут в эпоху упадка и гибели своей страны, смоделированной по образцу этих империй.

Сегодня этот страх возвращается и усиливается из-за целого ряда факторов, среди которых геополитическая напряженность, увеличение долга и вызовы, которые администрация Трампа бросает свободной торговле и власти закона. Люди спрашивают, не завершается ли время американского эксперимента, и не окажется ли прав китайский руководитель Си Цзиньпин, объявивший, что "Восток на подъеме, а Запад в упадке".

В следующем году Америка будет отмечать свой 250-й день рождения. В истории мало золотых веков, которые длились так долго — и если американцы не изменят свое мировоззрение, наш золотой век может тоже скоро закончиться.

Всегда очень трудно разобраться в причинах культурного упадка. В 1984 году один немецкий историк собрал 210 объяснений падения Рима, которые предложили историки — от отравления свинцом и вторжений варваров до христианства, морального разложения и подагры.

После изучения таких динамичных цивилизаций, как Афины, Рим, Аббасидский халифат, Империя Сун в Китае, Италия эпохи Ренессанса и Голландская республика, я могу засвидетельствовать, что единого объяснения не существует. Каждый золотой век обладал собственными характеристиками, и у каждого было свое собственное падение. Часто свою роль играли привычные всадники апокалипсиса — войны, эпидемии и стихийные бедствия. Но эти катастрофы появлялись в нашем мире многократно, а цивилизации, как правило, возрождались. Города можно восстановить, а знания редко утрачиваются.

То, что оказалось фатальным, было чем-то более неуловимым и тонким. В разгар этих кризисов культуры начали терять уверенность в себе. Их менталитет и интеллектуальная атмосфера изменились.

Древнегреческий историк Фукидид говорил о двух видах менталитета: об афинском с его стремлением выйти в открытый мир, чтобы приобрести что-то новое, и о спартанском с его желанием остаться дома, чтобы сохранить уже приобретенное.

В общем плане, афинский дух ассоциируется с золотыми веками. Когда цивилизации открывались навстречу влиянию купцов и мигрантов, позволяли людям экспериментировать с новыми идеями и инновациями, они процветали. Это требовало терпимого отношения к плюрализму и к неожиданностям, а также создания институтов и норм, сдерживающих произвол правителей.

Современный Китай является еще одним примером важности такого менталитета. Его подъем был афинским по своему характеру, начиная с "реформ и открытости" Дэн Сяопина, когда страна в 1978 году взяла на вооружение предпринимательство и торговлю. Си Цзиньпин в последнее время начал по-спартански подавлять свободы и частное предпринимательство, что грозит свести на нет все эти достижения. Производительность замедлилась, долг резко вырос, а уверенность в себе ослабла. Трудно себе представить, как подъем Востока в такой атмосфере будет продолжаться.

Трамп ставит условие Путину в попытке вынудить его на "сделку" по Украине

Сохранять и поддерживать открытые общества в течение длительного времени непросто. Когда культура становится встревоженной и обеспокоенной, любознательность уступает место контролю, а открытая торговля — барьерам. Население начинает тосковать по сильной руке диктатора и искать козлов отпущения. В смутные времена Аббасидский халифат и Италия эпохи Возрождения навязывали ортодоксальную традиционность и преследовали еретиков. Даже открытые Афины приговорили Сократа к смерти. В 1672 году обычно толерантные голландцы линчевали государственного деятеля Яна де Витта, который привел их к процветанию, и очистили свои университеты от мыслителей Просвещения.

Параллели с нашим миром вызывают тревогу. С начала тысячелетия господствующий на Западе менталитет из афинского превратился в спартанский. Мы сталкиваемся с терроризмом, войнами, пандемией и экономическими потрясениями, социальные сети усиливают поляризацию, а политики научились разделять и властвовать.

Мир выглядит все более опасным, и результатом этого стало негативное воздействие на торговлю и миграцию. Это грозит лишить нас мировых талантов и технологий, напоминая о запрете династии Мин на международную торговлю в XV веке. Она стремились к стабильности, а получила застой.

В то же время возникли две реакционные силы как ответ на современный плюрализм: непреклонный правый национализм и радикальный левый антилиберализм. Они представляют собой противоположности, но едины в своей одержимости политикой идентичности и мечтами об однообразии, а в альтернативных идеях и культурах видят угрозу. На протяжении многих лет антилиберальные левые пытались подавить голоса инакомыслящих в кампусах и учебных программах. Теперь движение Трампа стремится навязать свою собственную ортодоксию, угрожая университетам, юридическим фирмам и медийным компаниям государственной властью.

Такое стремление навязать всем одну идею неизменно представляют как призыв к единству. На практике же оно порождает антагонистическую борьбу и подпитывает конфликт. Убийства консервативного активиста Чарли Кирка и члена палаты представителей штата Миннесота от Демократической партии Мелиссы Хортман, нападение 6 января 2021 года на американский Капитолий и неоднократные покушения на президента Дональда Трампа показывают, как быстро злобный трайбализм может превратиться в насилие.

Историк легко распознает зловещие сигналы. Но мы и сами видели такие признаки неоднократно — и иногда умудрялись отступить, восстановить мир в обществе, возродить динамизм и надежду. Результат зависит от того, будут ли люди умные и сведущие громко говорить или хранить молчание, и уйдет измученное большинство в добровольную и апатичную самоизоляцию, или решит вырвать власть из рук экстремистов.

Великие цивилизации, как показывает история, не умирают по воле рока или от старости. Они заканчиваются или возрождаются по своей воле. Так было с китайской империей Сун, которая в 1127 году потеряла всю свою северную половину, отдав ее захватчикам, но построила новую столицу, стала более открытой, начала вводить новшества и в результате расцвела как никогда прежде. Так было и с Европой, которая после разрушений в ХХ веке предпочла конфликту мирный обмен и общие институты.

США сохраняют свои уникальные сильные стороны. У них есть независимые суды и в основном свободные средства массовой информации. Они обладают относительной геополитической безопасностью. Сегодня, когда страна приближается к своей 250-й годовщине, мы должны помнить изречение Авраама Линкольна о том, что ни один внешний враг не сможет силой напиться воды из реки Огайо. "Если уничтожение будет нашей участью, —сказал он, — мы сами должны стать его автором и творцом. Как нация свободных людей, мы должны пережить все времена или кончить жизнь самоубийством".

Юхан Норберг (Johan Norberg) — старший научный сотрудник Института Катона*, автор книги "Пик человечества. Чему нас учит взлет и падение золотого века" (Peak Human: What We Can Learn from the Rise and Fall of Golden Ages).

* Внесен в реестр организаций, деятельность которых признана нежелательной в

Оригинал статьи