Найти в Дзене
Автосовет Юрича

Что такое ELM327 и почему без него сейчас нельзя? Часть 1

Оглавление

Прелюдия: "Джеки Чан"

Давайте честно, этот момент знаком каждому. Вы едете, никого не трогаете, и вдруг на приборной панели загорается он. Маленький, оранжевый, но дико пугающий значок двигателя. "Check Engine". Или, как его называют в народе, "Джеки Чан".

И в голове тут же начинается паника. Что это? Всё, приехали? Мотор сейчас стуканет? Коробка развалится? Или это просто бензин плохой? Неизвестность — вот что пугает больше всего. Вы судорожно звоните в сервис, а там вам бодрым голосом отвечают: "Приезжайте на диагностику. 1500 рублей. Посмотрим". И вы едете. Просто чтобы вам подключили сканер и сказали: "Да у вас тут ошибка по лямбда-зонду, ерунда. Сбросить?". А это по факту, даже не является диагностикой) Об этом я уже говорил в видео о мифах об автодиагностике

Так вот, эту унизительную процедуру "гадания на кофейной гуще" и плату за "просто посмотреть" можно и нужно было прекратить еще лет десять назад. Потому что решение этой проблемы стоит 500 рублей, лежит в любом маркетплейсе и называется ELM327.

Сегодня я начинаю большой цикл статей об этом маленьком, но могущественном гаджете. И в первой, фундаментальной части я расскажу, что это за "зверь", откуда он взялся, и почему в современном автомобиле он так же необходим, как запаска и огнетушитель.

Исторический опус: Как экологи породили лучший гаджет для водителя

Чтобы понять гениальность ELM327, нужно вернуться в прошлое. В 80-е и 90-е автомобили начали умнеть. Появились первые ЭБУ (электронные блоки управления). И у каждого производителя был свой, "секретный" диагностический разъем и свой протокол общения с машиной. У "Мерседеса" — свой, у "Тойоты" — свой, у VAG — свой. Для автосервисов это был ад с десятками дорогих сканеров.

А теперь, Ебёныч, главный секрет, о котором молчат. Стандарт OBD-II придумали не для нас с вами и не для автосервисов. Его пролоббировали экологи, а именно Совет по ресурсам воздуха Калифорнии (CARB). Их задача была не в том, чтобы вы могли сбросить ошибку, а в том, чтобы любой инспектор на дороге мог за 30 секунд подключиться к ЛЮБОЙ машине и проверить, исправны ли у нее системы, влияющие на чистоту выхлопа: катализатор, лямбда-зонды, система улавливания паров бензина (EVAP) и так далее.

-2

Так, в 1996 году в США был принят закон, который ОБЯЗАЛ всех автопроизводителей:

Использовать единый, 16-контактный диагностический разъем.

Использовать стандартизированные протоколы для передачи данных о работе двигателя EOBD.

А наша с вами возможность читать ошибки и смотреть параметры — это, по сути, приятный побочный эффект борьбы за экологию.

Что такое ELM327? Переводчик с машинного на человеческий.

Но нужен был "переводчик". И вот тут на сцену выходит канадская компания ELM Electronics. Они создали микроконтроллер, чип, который назвали ELM327.

-3

Что он делает?

Этот маленький чип — полиглот. Он "понимает" все основные "диалекты" стандарта OBD-II. Вот главные из них (Протоколы):

ISO 9141-2 / KWP 2000: "Старички", на которых общались многие европейские и азиатские авто до середины 2000-х.

SAE J1850 (PWM и VPW): Два "американских акцента", использовались в основном Ford и General Motors. Сейчас почти вымерли.

CAN (Controller Area Network): Это современный "король протоколов". Быстрый, надежный, используется практически во всех автомобилях после 2008 года. Именно по нему передается основной поток данных.

И другие

Сам по себе ELM327 подключается к "мозгам" машины, слушает их "бормотание" на одном из этих языков, а затем переводит это в понятные цифровые данные и отправляет их по Bluetooth или Wi-Fi на ваш смартфон. А уже специальное приложение (Car Scanner, Torque и др.) превращает эти данные в красивые графики и расшифровки кодов ошибок. То есть приложение это своего рода интерпретатор этих данных.

А что такое EOBD?

Это European On-Board Diagnostics. По сути, европейский аналог OBD-II, который стал обязательным для всех бензиновых машин в Европе с 2001 года, а для дизельных — с 2004-го. Функционально он почти идентичен американскому стандарту.

Зачем он нужен? Три главных функции

1. Чтение и сброс ошибок "Check Engine" (Экономия денег и нервов)

Это его главная и самая важная функция. Загорелся "Чек"? Вы больше не паникуете. Вы спокойно подключаетесь и через 30 секунд видите код ошибки. Например, P0420 - "Низкая эффективность катализатора". Вы понимаете: "Ага, катализатор начал умирать. Надо ехать в сервис, но не срочно". Или ошибка P0171 - "Слишком бедная смесь" после заправки на трассе. Сбрасываете, заправляетесь на другой АЗС. Если ошибка не появляется — вы только что сэкономили 1500 рублей на "диагностике".

Кстати, о сбросе ошибок. При автоподборе мы сталкиваемся с тем, что 9 из 10 "перекупов" перед показом просто сбрасывают все ошибки. Но грамотный диагност видит не только активные ошибки, но и "историю" — сколько километров назад была сброшена та или иная неисправность. Именно так мы часто ловим "котов в мешке". Еще больше таких историй и "фишек" по разоблачению обманщиков я выкладываю в свой Телеграм-канал "Автосовет Юрича" — подписывайтесь, там живое общение и ежедневная практика. T.me/@autosoviet

А если не хотите сами в этом разбираться и рисковать, доверьте проверку профессионалам. Наш Телеграм-бот для заявок на подбор и пригон честного авто всегда к вашим услугам. T.me/@autosoviet_bot

2. Контроль параметров в реальном времени (Превентивная диагностика)

Это то, о чем 90% владельцев ELM327 даже не догадываются. Вы можете вывести на экран телефона десятки параметров. Это как сдать анализы, не выходя из машины.

3. Кодирование и активация скрытых функций (для продвинутых)

С помощью специальных программ и качественного адаптера можно "залезть" в настройки блоков комфорта и активировать функции, которые производитель скрыл с завода: отключить пищалку ремня, активировать функцию "проводи меня домой" и многое другое.

Как выбрать и не нарваться на "шлак"?

Рынок завален дешевыми синими "свистками" за 300 рублей. Будет ли он работать? Может быть. А может, и нет.

-4

Дешевые клоны: Часто собраны на "отбракованных" чипах, теряют связь, не поддерживают все протоколы и могут не "увидеть" вашу машину. Также, под видом годного гаджета вам могут просунуть елмку с версией 2.1, которая не знает большинство специфичных протоколов авто и работает только по Eobd. Если хотите увидеть обзор и то как я вскрываю самые популярные елмки - пиши в комменты, сделаю такой разбор и видео.

Качественные адаптеры (Vgate, Konnwei, Kingbolen, rokodil): Стоят 1500-3000 рублей, но собраны на качественных компонентах, имеют стабильную связь и гарантированно поддерживают все протоколы.

Мой совет: не экономьте. Разница в цене — как между двумя чашками кофе. Но качественный адаптер сэкономит вам нервы и время. Кстати проверенный сканер, который пользуюсь я лично, можно купить здесь.

-5

Приговор

Так почему же без ELM327 сейчас нельзя?

Потому что современный автомобиль — это компьютер на колесах. И ездить на нем "вслепую", не имея возможности "поговорить" с ним и понять, на что он жалуется, — это дикость.

ELM327 — это ваш личный диагност, который всегда под рукой. Он экономит ваши деньги, бережет нервы и дает вам главное — контроль над автомобилем.

Это была первая, вводная часть. Мы только приоткрыли дверь в мир автомобильной диагностики. А в следующей статье, которая выйдет уже завтра, мы с вами нырнем в самую глубь. Я расскажу про "5 скрытых параметров, которые нужно контролировать через ELM327, чтобы спасти мотор и коробку". Вы узнаете, как предсказывать дорогие поломки, просто глядя на цифры в своем телефоне.

Не переключайтесь. Будет интересно.