Найти в Дзене

«Поздно пить боржоми» или почему психообразование важно для каждого

В мире психологии и психотерапии существуют разные подходы к работе с клиентами. Некоторые специалисты считают, что не стоит затрагивать важные темы, если клиент сам о них не говорит или игнорирует. Также есть мнение, что психообразование не является необходимым элементом терапии. Однако, я убеждена, что базовый уровень знаний о том, как работать со своим мышлением и эмоциями, необходим каждому человеку. Ведь умение управлять своими психологическими ресурсами может существенно улучшить качество жизни и помочь избежать многих проблем. Выражение «Поздно пить боржоми, когда почки отказали» как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, когда человек обращается за психологической помощью уже тогда, когда проблема достигла критического уровня. Часто клиенты приходят к психологу, когда чувствуют себя «у разбитого корыта» — в состоянии эмоционального истощения, с разрушенными отношениями, потерей интереса к жизни. Если бы они получили базовые знания о работе с мышлением и эмоциями раньше, возможно,

В мире психологии и психотерапии существуют разные подходы к работе с клиентами. Некоторые специалисты считают, что не стоит затрагивать важные темы, если клиент сам о них не говорит или игнорирует. Также есть мнение, что психообразование не является необходимым элементом терапии. Однако, я убеждена, что базовый уровень знаний о том, как работать со своим мышлением и эмоциями, необходим каждому человеку. Ведь умение управлять своими психологическими ресурсами может существенно улучшить качество жизни и помочь избежать многих проблем.

Выражение «Поздно пить боржоми, когда почки отказали» как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, когда человек обращается за психологической помощью уже тогда, когда проблема достигла критического уровня. Часто клиенты приходят к психологу, когда чувствуют себя «у разбитого корыта» — в состоянии эмоционального истощения, с разрушенными отношениями, потерей интереса к жизни. Если бы они получили базовые знания о работе с мышлением и эмоциями раньше, возможно, смогли бы избежать столь тяжёлых последствий.

Почему психообразование важно?

1. Профилактика психологических проблем. Знания о том, как работают мысли и эмоции, помогают распознавать первые признаки стресса, тревожности и других негативных состояний. Человек, который понимает, как устроена его психика, может вовремя заметить тревожные сигналы и принять меры, не дожидаясь, пока проблема станет серьёзной.

2. Улучшение качества жизни. Умение управлять своими эмоциями позволяет лучше справляться с трудностями, сохранять спокойствие в сложных ситуациях и наслаждаться жизнью даже в непростых обстоятельствах. Человек, который знает, как регулировать своё эмоциональное состояние, меньше подвержен перепадам настроения, раздражительности и апатии.

3. Развитие навыков самопомощи. Психообразование даёт инструменты для самостоятельной работы над собой. Человек учится анализировать свои мысли и чувства, выявлять деструктивные паттерны поведения и заменять их более конструктивными. Это особенно важно в современном мире, где стресс и перегрузки стали практически нормой.

4. Улучшение отношений с окружающими. Понимание своих эмоций и эмоций других людей помогает выстраивать более гармоничные и здоровые отношения. Человек, который умеет слушать и слышать, контролировать свои реакции, избегать конфликтных ситуаций или разрешать их конструктивно, создаёт вокруг себя атмосферу доверия и взаимопонимания.

5. Повышение самооценки и уверенности в себе. Когда человек осознаёт, что может влиять на своё эмоциональное состояние и поведение, у него растёт чувство контроля над жизнью. Это, в свою очередь, укрепляет самооценку и уверенность в своих силах.

Примеры

Представьте человека, который постоянно испытывает стресс на работе. Он не знает как справляться с эмоциональным напряжением, и просто «запирает» свои чувства внутри себя. Со временем это приводит к хроническому стрессу, выгоранию, проблемам со здоровьем. Если бы этот человек имел базовые знания о методах релаксации, самоанализа и управления эмоциями, он мог бы вовремя снизить уровень напряжения, научиться грамотно распределять свои силы и сохранить своё психологическое и физическое здоровье.

Другой пример — человек, который страдает от постоянной тревоги. Он чувствует беспокойство в самых разных ситуациях, не может сосредоточиться на делах, страдает от бессонницы и физического дискомфорта. Он не понимает механизмов своей тревоги и не знает как с ней справиться. Если бы он имел базовые знания о природе тревоги, умел распознавать триггеры и применять техники саморегуляции, он мог бы значительно улучшить своё состояние, снизить уровень тревожности и вернуть себе качество жизни.

С чего начать?

Начните замечать ошибки мышления (когнитивные искажения). Осознание и коррекция искажённых мыслей — важный шаг к более реалистичному восприятию мира и себя в нём. Вот некоторые из когнитивных искажений, которые выделяют в когнитивно-поведенческой психотерапии:

Чёрно-белое мышление (всё или ничего). Человек видит мир в крайностях, не замечая полутонов и промежуточных вариантов. Например, если он допустил ошибку в работе, он может считать себя полным неудачником, не учитывая свои предыдущие достижения. Такое мышление приводит к чрезмерной самокритике и снижению самооценки.

Обобщение (распространение одного негативного опыта на все ситуации). После одного неудачного опыта человек начинает ожидать провала во всех похожих ситуациях. Например, после неудачного свидания он может решить, что никогда не найдёт партнёра. Это искажение мешает видеть уникальные аспекты каждой ситуации и использовать новые возможности.

Негативный фильтр (концентрация на негативе и игнорирование позитива). Человек фокусируется на негативных аспектах ситуации, игнорируя положительные. Например, получив похвалу за проект, он может сосредоточиться только на единственной критике. Это приводит к пессимистичному взгляду на жизнь и снижению удовлетворённости.

Катастрофизация (представление худшего развития событий). Человек преувеличивает вероятность негативных событий и их последствия. Например, перед важным экзаменом он может представлять, как провалится и разрушит всю свою жизнь. Такое мышление вызывает излишнюю тревогу и мешает рационально оценивать ситуацию.

Персонализация (присвоение себе вины или ответственности за события, которые не зависят от вас). Человек считает себя причиной всех негативных событий вокруг, даже если он не имеет к ним отношения. Например, если у друга плохое настроение, он может думать, что это из-за него. Это приводит к чувству вины, перегруженности и снижению уверенности в себе.

Чтение мыслей (уверенность в том, что вы знаете, о чём думают другие). Человек убеждён, что знает мысли и намерения других людей, не имея достаточных оснований. Например, он может думать, что коллеги его не уважают, не пытаясь выяснить их реальное отношение. Это искажение вызывает недопонимание, конфликты и ухудшение отношений.

Предсказание будущего (уверенность в том, что вы знаете, как будут развиваться события). Человек уверен в своих прогнозах относительно будущего, даже если они не основаны на фактах. Например, он может быть уверен, что никогда не найдёт работу, не учитывая возможные изменения ситуации. Это мешает быть открытым новым возможностям и принимать решения.

Преувеличение или минимизация (преувеличение значимости негативных событий или минимизация значимости позитивных). Человек либо раздувает важность мелких проблем, либо не признаёт значимость своих достижений. Например, он может считать мелкую ошибку катастрофой, а большие успехи — случайностью. Это искажение мешает адекватно оценивать ситуацию и свои ресурсы.

Долженствование (убеждение в том, что вы или другие люди «должны» действовать определённым образом). Человек создаёт жёсткие правила и ожидания относительно себя и других, используя слова «должен», «обязан». Например, он может считать, что должен всегда быть идеальным во всём. Это приводит к стрессу, разочарованию и конфликтам с окружающими.

Эмоциональное обоснование (убеждение, что если вы чувствуете что-то, то это обязательно правда). Человек считает свои эмоции объективным отражением реальности, не учитывая другие факторы. Например, если он чувствует себя глупым, он убеждён, что так и есть. Это искажение мешает различать эмоции и факты, принимать рациональные решения.

Навешивание ярлыков (присвоение себе или другим людям негативных характеристик). Человек использует обобщающие и уничижительные характеристики для себя или других. Например, он может называть себя неудачником после одной ошибки. Это приводит к ухудшению самооценки и отношений с окружающими.

Сравнение себя с другими (оценка себя на основе достижений других людей). Человек сравнивает себя с другими, часто в ущерб себе, не учитывая индивидуальные различия и обстоятельства. Например, он может чувствовать себя неудачником, сравнивая свой доход с доходом более успешных знакомых. Это искажение мешает ценить собственные достижения и развивать самоуважение.

Обесценивание положительных моментов (отрицание или уменьшение значимости своих достижений и положительных качеств). Человек игнорирует или уменьшает значение своих успехов и положительных качеств. Например, он может считать свои достижения случайностью или результатом везения. Это приводит к недооценке собственных ресурсов и снижению мотивации.

Игнорирование противоречащей информации (игнорирование фактов, которые противоречат вашим убеждениям). Человек отвергает информацию, которая не соответствует его убеждениям, даже если она объективна и полезна. Например, он может игнорировать положительные отзывы о себе, сосредотачиваясь только на критике. Это искажение мешает корректировать свои взгляды и поведение.

Самообвинение (приписывание себе вины даже в ситуациях, где вы не можете контролировать исход событий). Человек берёт на себя ответственность за события, которые от него не зависят. Например, он может винить себя в болезни близкого, хотя не мог на это повлиять. Это приводит к чувству вины, стрессу и снижению самооценки.

Что, если…? Человек зацикливается на гипотетических негативных сценариях, бесконечно прокручивая в голове вопросы о возможных неприятностях и катастрофах. Человек погружается в мир «а что, если», теряя способность концентрироваться на настоящем и принимать решения. Такое мышление усиливает тревогу, мешает рационально оценивать ситуацию и предпринимать конструктивные действия. В результате энергия тратится не на решение реальных задач, а на переживания по поводу маловероятных событий.

Обвинение других. Человек перекладывает ответственность за свои неудачи и проблемы на окружающих, не признавая собственной роли в произошедшем. Обвинение других позволяет временно избежать дискомфорта, связанного с признанием собственных ошибок, но не способствует личностному росту и решению проблем. Этот паттерн мышления может разрушить отношения с окружающими и помешать развитию навыков самоанализа и самоконтроля. В долгосрочной перспективе привычка обвинять других ведёт к ухудшению взаимопонимания и возникновению конфликтов.

Ориентация на сожаление. Человек постоянно возвращается мыслями к прошлому, сожалея о принятых решениях, упущенных возможностях и совершённых ошибках. Сожаление отвлекает от настоящего и будущего, мешает ценить то, что есть, и использовать текущие возможности. Человек, ориентированный на сожаление, часто упускает новые шансы из-за зацикленности на прошлых неудачах. Такая мысленная привычка снижает удовлетворённость жизнью и препятствует личностному развитию, поскольку энергия уходит на переживания о том, что уже нельзя изменить.

Помните, что умение управлять своими мыслями и эмоциями — это навык, который можно и нужно развивать. Чем раньше вы начнёте работать над собой в этом направлении, тем больше возможностей откроется перед вами, и тем более насыщенной и счастливой будет ваша жизнь. Не ждите, пока проблемы достигнут критического уровня — начните заботиться о своём психологическом здоровье уже сегодня.

Спасибо за прочтение. Если вам понравилась статья — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. А более подробно про ошибки мышления можно прочитать в подборке по ссылке:

Ошибки мышления | Психолог Елена Китаева | Дзен