Найти в Дзене
Отладка металла

Нина Соколова: Легенда «Дороги жизни»

В год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем истории беспримерного мужества русского человека. Среди них - судьба Нины Васильевны Соколовой, женщины, чья стойкость и инженерный талант помогли осажденному Ленинграду выжить. В 1936 году Нина Соколова окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта, получив диплом инженера-гидротехника. Свою профессиональную деятельность она начала в Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в порту Сочи. Молодому инженеру поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. Хотя её обязанности и были теоретическими, Нина Васильевна потребовала водолазный костюм, чтобы лично убедиться в качестве работ. В то время женщин к водолазной работе не допускали, по большей части из-за тяжести снаряжения: костюм «трехболтовка» весил около 110 килограммов. Для Нины, чей рост составлял 157 сантиметров, а вес — 65 килограммов, это стало серьезным вызовом, который она успешно преодолела. Начальник ЭПРОН контр-адмирал Фотий Крылов, охар

В год 80-летия Великой Победы мы вспоминаем истории беспримерного мужества русского человека. Среди них - судьба Нины Васильевны Соколовой, женщины, чья стойкость и инженерный талант помогли осажденному Ленинграду выжить.

В 1936 году Нина Соколова окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта, получив диплом инженера-гидротехника. Свою профессиональную деятельность она начала в Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) в порту Сочи. Молодому инженеру поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. Хотя её обязанности и были теоретическими, Нина Васильевна потребовала водолазный костюм, чтобы лично убедиться в качестве работ.

В то время женщин к водолазной работе не допускали, по большей части из-за тяжести снаряжения: костюм «трехболтовка» весил около 110 килограммов. Для Нины, чей рост составлял 157 сантиметров, а вес — 65 килограммов, это стало серьезным вызовом, который она успешно преодолела. Начальник ЭПРОН контр-адмирал Фотий Крылов, охарактеризовавший её как человека, «твердого и настойчивого в достижении своих целей», обратился за официальным разрешением к «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину. Разрешение было получено и для Соколовой был изготовлен уникальный костюм по ее размеру. За свою карьеру она провела под водой 644 часа – это почти месяц (!!!).

Великая Отечественная война застала Нину Соколову в Ленинграде, где она служила главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота. В задачи её подразделения входили восстановление подводных коммуникаций после бомбежек, подъем затонувшего оружия, техники и продуктов. Работа на Ладожском озере, ставшем единственной связующей нитью Ленинграда с остальной страной, была жизненно важной.

Условия были ужасающими: скудный паек, холод и постоянные бомбардировки. Нина сама была контужена близким взрывом в воде. Водолазам приходилось маскироваться от прямого огня противника. Благодаря их работе со дна было поднято более четырех тысяч мешков с зерном, которые направлялись в осажденный город.

Осенью 1941 года водолазы ЭПРОНа менее, чем за две недели, проложили по дну Ладожского озера телефонную линию, восстановив связь блокадного Ленинграда со страной. Этот успех натолкнул Нину Соколову на отчаянную и смелую идею: проложить по тому же пути и бензопровод.

Она обратилась с предложением использовать особо прочный бронированный кабель, обнаруженный в Кронштадте, к Ивану Зубкову, одному из архитекторов «Дороги жизни». Вместе они представили проект в Государственном комитете обороны, и проект был одобрен.

Весной 1942 года начались работы. Нина Васильевна лично спускалась под воду. Всего за 43 дня была проделана колоссальная работа: уложены трубы (21 км под водой, общая протяженность — 29 км), построены насосные станции и накопительные резервуары. Глубина закладки труб достигала порой 35 метров. С июня 1942 года по март 1943 года по подводному трубопроводу было перекачано около 50 тысяч тонн горючего.

Под руководством Соколовой той же осенью по дну озера были проложены линии электропередач до Волховской ГЭС, снабдившие город электроэнергией.

Тогда же Нина Соколова была серьезно ранена, но, выписавшись из госпиталя, сразу вернулась к работе по очистке рек и каналов. В 34 года она получила звание инженера-полковника Военно-морских сил СССР.

Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и Знаком Почета. Её жизнь — это пример величайшего мужества, инженерного гения и беззаветного служения Родине в самые тяжелые годы.

Канал "Отладка металла"

#герои #победа80