Найти в Дзене

Струны гучжэна и страсть Пуччини: музыкальная судьба хризантемы на Востоке и на Западе

Осень. Сады опустели, но именно сейчас наступает звёздный час этого цветка. Царица увядающего года — хризантема. Мы привыкли видеть в ней обыкновенный садовый цветок, символ долголетия или просто в красивом букете. Но для композиторов Востока и Запада она стала настоящей музой, чья мелодия часто звучит по-разному. Для китайского сердца этот цветок — не просто растение. Это нота в великой симфонии природы, целая музыкальная поэма. В Китае хризантема — символ радости и долголетия. Её мотивы звучат в светлой, праздничной музыке, посвящённой Празднику Двойной Девятки в 9-й день 9-го лунного месяца, когда пьют напиток, настоенный на лепестках хризантем. [В этом году праздник 99 приходится на 29 октября] В Китае образ хризантемы веками вдохновлял музыкантов. Существует классическая пьеса для гуцина — «Цзюй Хуа Тай» («Хризантемовая башня»). Её звуки — это сама осень: сдержанная, элегантная и немного грустная. Музыка рисует образ одинокого благородного человека, который, как и этот ц
Оглавление

Осень. Сады опустели, но именно сейчас наступает звёздный час этого цветка.

Царица увядающего года — хризантема.

Мы привыкли видеть в ней обыкновенный садовый цветок, символ долголетия или просто в красивом букете.

Но для композиторов Востока и Запада она стала настоящей музой, чья мелодия часто звучит по-разному.

Восточная партия: Медитация под звуки гучжэна

Для китайского сердца этот цветок — не просто растение.

Это нота в великой симфонии природы, целая музыкальная поэма.

В Китае хризантема — символ радости и долголетия.

Её мотивы звучат в светлой, праздничной музыке, посвящённой Празднику Двойной Девятки в 9-й день 9-го лунного месяца, когда пьют напиток, настоенный на лепестках хризантем.

[В этом году праздник 99 приходится на 29 октября]

-2

В Китае образ хризантемы веками вдохновлял музыкантов. Существует классическая пьеса для гуцина — «Цзюй Хуа Тай» («Хризантемовая башня»).

Её звуки — это сама осень: сдержанная, элегантная и немного грустная.

Музыка рисует образ одинокого благородного человека, который, как и этот цветок, сохраняет своё достоинство в холоде житейских бурь.

Эту пьесу исполняют на виолончели, на гуцине и на гучжэне, на эрху и пипе, оркестрами большими и малыми.

-3
Представьте себе старого китайского мудреца.
Он оставил суетную карьеру чиновника и удалился в свою деревню. Его имя — Тао Юаньмин.
И он навсегда соединил в культуре Китая образ хризантемы с идеалом уединённой, гармоничной жизни.

«Собираю хризантемы под восточной изгородью, невозмутимо гляжу на Южные горы».

Эти строки Тао Юаньмина наполнены музыкой.

Негромкой, пространственной, медитативной.

А классическая пьеса «Цзюй Хуа Тай» («Хризантемовая башня») — это и есть звучащий портрет цветка. Здесь нет спешки, нет страсти. Только спокойное достоинство, стойкость к холодам и тихая беседа с природой.

Так что, глядя на это цветочное море, прислушайтесь!

Возможно, удастся услышать древнюю мелодию уединённой красоты и спокойной радости, длящуюся вот уже больше тысячи лет...

-4

Западная партия: Опера и страсть

На Западе у хризантемы иная музыкальная судьба.

Если для Востока это символ спокойного долголетия, то для Европы и Америки она часто становилась эмблемой страсти, тоски и бурных эмоций.

В 1890 году великий итальянский композитор Джакомо Пуччини представляет оперу «Тоска».
Её главная героиня, певица Флория Тоска, — как пышный, яркий и гордый цветок любви и ревности. И этот цветок — именно хризантема.
Её ария «Vissi d'arte» («Я жила искусством») — это крик души, где хризантема становится символом трагической судьбы героини.
И в этом произведении хризантема — уже не символ покоя, а воплощение пышной, но обречённой красоты, сорванной по воле рока.

Если захотите услышать эту "хризантемовую" разницу, просто нажмите:

· Для восточного настроения

«Гучжэн Цзюй Хуа Тай»

· Для западной страсти

арию «Vissi d'arte» из оперы «Тоска»

Один цветок — и две разные музыкальные вселенные!
Один цветок, а сколько разных судеб в музыке!

В жизни всё может быть... Как и у хризантемы, наша мелодия может быть разной: то тихой медитацией, то громкой трагедией, то лёгкой иронией.

Всё зависит от того, кто и в какой момент берётся за смычок.

P.S. Основные "хризантемовые" произведения :

1. Джакомо Пуччини, опера «Тоска» Хризантема здесь — это цветок-страсть, цветок-судьба.

Или ещё одно произведение этого композитора — струнная элегия для квартета "Хризантемы".

Здесь хризантема — уже не символ страсти, а цветок тихой памяти и печали, что перекликается с её значением в некоторых восточных традициях.

2. Поль Дюка, фортепианная пьеса «Хризантемы»

Представитель французского музыкального импрессионизма/символизма.

Пьеса передаёт не конкретный образ цветка, а скорее настроение, которое он вызывает — меланхолию, увядание, элегантную печаль.

3. Стивен Сондхейм, песня «Chrysanthemum Tea» из мюзикла «Тихоокеанская увертюра»

Пример того, как западный композитор использует «хризантемовый» символ для рассказа о столкновении Японии и Америки.

Это тонкая стилизованная музыка.

-5

Эти примеры показывают хризантему как «мировой» цветок, который вдохновлял композиторов на создание произведений в самых разных жанрах и стилях.

А что вы слышите, глядя на хризантемы?

Спокойствие восточного мудреца или страсть итальянской оперы?

Делитесь в комментариях!