Найти в Дзене
SpaceForYou

Россия завершила огневые испытания самого мощного ракетного двигателя в мире. РД-171МВ

В минувшие выходные на огневом стенде в г. Пересвет было дымно и шумно. Проходили огневые испытания самого мощного жидкостного двигателя в мире - РД-171МВ. В целом, для мировой космической общественности прожиг нового ЖРД уже давно стал некой обыденностью, но здесь ситуация несколько иная. Во-первых, в если в США, Китае, ЕС и даже Индии новые двигатели встают на стенд чуть ли не каждую неделю, то в России за 35 лет количество новых серийных силовых агрегатов для ракетной техники можно посчитать по пальцам одной руки и пальцы еще останутся. Во-вторых, этот двигатель все таки самый мощный в мире. Безусловно, есть нюанс. Было бы странно, если бы в 2025 году обошлись без него. Как вы уже догадались, РД-171МВ создан не с нуля, а является модернизацией двигателя РД-170, который создавался в СССР. К слову, работы тогда шли тяжело. Решение о создании силовой установки было принято в 1976 году, в 1977 году был утвержден технический проект, под этот ЖРД был построен уникальный стенд, который в х

В минувшие выходные на огневом стенде в г. Пересвет было дымно и шумно. Проходили огневые испытания самого мощного жидкостного двигателя в мире - РД-171МВ.

В целом, для мировой космической общественности прожиг нового ЖРД уже давно стал некой обыденностью, но здесь ситуация несколько иная.

Во-первых, в если в США, Китае, ЕС и даже Индии новые двигатели встают на стенд чуть ли не каждую неделю, то в России за 35 лет количество новых серийных силовых агрегатов для ракетной техники можно посчитать по пальцам одной руки и пальцы еще останутся.

Во-вторых, этот двигатель все таки самый мощный в мире.

Безусловно, есть нюанс. Было бы странно, если бы в 2025 году обошлись без него. Как вы уже догадались, РД-171МВ создан не с нуля, а является модернизацией двигателя РД-170, который создавался в СССР.

К слову, работы тогда шли тяжело. Решение о создании силовой установки было принято в 1976 году, в 1977 году был утвержден технический проект, под этот ЖРД был построен уникальный стенд, который в ходе испытаний был уничтожен и восстановлен заново. В итоге, в 1985 году испытания ЖРД были завершены и 13 апреля 1985 года двигатель штатно отработал в первой ступени РН среднего класса "Зенит".

Чтобы понять сложность работ, которые проделал советский коллектив Энергомаша, стоит вспомнить, что создатель РД-170 академик Глушко на определенном этапе всерьез сомневался, что такой двигатель возможно сделать как таковой.

-2

Однако у него получилось, а заделы РД-170 легли в основу РД-180, который на несколько десятилетий стал главным двигателем ракетной программы США, летая в ракете Atlas-5 и РД-191, который выводит УРМ РН "Ангара".

Сам РД-170 использовался в замечательной ракете среднего "Зенит", пока российско-украинской кооперации в космосе, а вместе с ней и всей украинской космонавтике не пришел конец в 2014 году.

Ну а поскольку "Зенит" был и остается лучшим советским и российским РН, но производился совместными силами с нашим западным соседом, было принято решение сделать собственную версию ракеты-носителя.

А теперь следите за руками. Решение о создании РН среднего класса, получившего название "Союз-5" принимается в 2015, деньги выделяются в 2016, но спустя 10 лет запуск все еще не проведен.

-3

В сути, на глубокую модернизацию советского изделия было потрачено больше времени нежели чем на создание принципиально новой ракеты во времена СССР. Аналогично дело обстоит и с двигателем первой ступени РД-170. Тяжелейший путь создания нового двигателя от задумки до летных испытаний удалось пройти за 8 лет. Сегодня нам потребовалось 9 лет только для того, чтобы создать его модернизированную версию и это с учетом того, что в проект РД-171МВ лег в т.ч. задел по РД-171М, создаваемый для Зенит-2», «Зенит-3SL.

Впрочем, достаточно большой объем работ по данной двигательной установке таки был проведен.

Во-первых, уже на старте работ двигатель был оцифрован, а проектирование велось в современных PLM системах, в т.е. отечественной разработки с отечественными расчетными моделями.

-4

В процессе производства часть материалов печатается методом аддитивной печати по металлу. Это позволило несколько снизить массу готового изделия.

Была применена новая цифровая система управления, а все "иностранные" компоненты заменены на российские.

В сравнении с советским РД-170 тяга агрегата выросла на 5%, благодаря использованию обновленного блока ТНА. и изменения в системе регулирования подачи топлива. РД-171МВ прошел цикл огневых испытаний свыше 2000 секунд, показал тягу свыше 800 тс, а в ходе испытаний была подтверждена возможность его многократного применения.

-5

В итоге, российская космонавтика получила реинкарнацию крайне удачного советского ЖРД, который может использоваться в как в существующей линейке ракетных изделий, так и в будущих многоразовых ракетных системах.

По всей видимости, в свое время академик Глушко настолько обогнал свое время, что его наследие не устаревает и по сей день. Тем и живы.