Немецкая компания Helsing SE продолжает свою деятельность в сфере беспилотных летательных аппаратов. Недавно он впервые представил общественности свой новый проект под названием CA-1 Europa. В рамках этого проекта компания использует свой предыдущий опыт для создания перспективного беспилотника класса «ведомый», который сможет сопровождать пилотируемые самолёты и выполнять боевые задачи.
Не много о компании Helsing SE
Компания «Хельсинг», основанная в Мюнхене в 2021 году, занимается разработкой передовых систем управления для беспилотных комплексов, а также создаёт на их основе воздушные и морские платформы. К настоящему времени компания продемонстрировала ряд электронных комплексов, беспилотных летательных аппаратов и автономных подводных аппаратов.
Ранее компания заявляла о своих намерениях разработать крупногабаритный БПЛА тяжёлого класса. В связи с этим в июне 2025 года она приобрела у компании H3 Aerospace GmbH авиастроительное предприятие Grob Aircraft SE. Его опыт и знания планируется использовать при разработке новых проектов.
Первый результат этой совместной работы был представлен несколько дней назад. 25 сентября на заводе Helsing в Туссенхаузене (Германия, Бавария) состоялась презентация нового проекта. Перспективный полноразмерный БПЛА получил обозначение CA-1 (Combat Aircraft-1 — «Боевой самолёт-1») и имя Europa («Европа»).
На данный момент демонстрируется только физическая модель нового БПЛА, которая иллюстрирует основные особенности его конструкции. Также были раскрыты ключевые характеристики и функциональные возможности будущего беспилотника. Однако некоторые данные, представляющие наибольший интерес, не подлежат разглашению.
Helsing SE сообщает, что проект CA-1 находится на стадии разработки, которая должна завершиться в ближайшее время. Компания планирует построить полноценный прототип беспилотника для лётных испытаний не позднее 2026-2027 годов. Первый полёт запланирован на 2027 год. Чтобы уложиться в эти сроки, компания намерена инвестировать в проект сотни миллионов евро и привлечь новых партнёров.
Испытания и доработка «Европы» должны быть завершены к началу следующего десятилетия. Новые БПЛА, возможно, поступят на вооружение гипотетического заказчика в 2031 году. Тем не менее, даже приблизительные коммерческие перспективы этих беспилотников пока остаются неопределёнными.
Что из себя представляет БПЛА CA-1 Europa
CA-1 Europa представляет собой тяжёлый по массе и крупногабаритный беспилотный летательный аппарат. Он разработан как многоцелевая платформа с универсальной системой управления и способен нести различное оборудование или полезную нагрузку. Этот БПЛА сможет выполнять различные задачи автономно, в составе группы или под управлением пилотируемого самолёта.
Беспилотник построен по классической аэродинамической схеме. Он имеет удлинённый фюзеляж характерной формы, сочетающий изогнутые поверхности и острые грани. В центральной части фюзеляжа расположены боковые воздухозаборники. Он также оснащён стреловидным крылом и V-образным хвостовым оперением.
Внешний вид БПЛА указывает на широкое применение основных технологий снижения заметности. Предположительно, разработчики смогли уменьшить радиолокационную и инфракрасную сигнатуры аппарата.
Общая длина CA-1 составляет 11 метров, а размах крыла — 10 метров. Взлётная масса, в зависимости от конфигурации оборудования и полезной нагрузки, будет составлять около 3,7 тонны. Другие параметры, такие как масса вооружения или целевых приборов, не уточняются.
Europa будет оснащён одним турбореактивным двигателем неназванной модели. С его помощью БПЛА сможет развивать высокую дозвуковую скорость полёта. Дальность полёта, потолок и другие лётные характеристики пока не разглашаются.
БПЛА будет оснащён системой управления Centaur AI, разработанной компанией Helsing. Её основой является центральный компьютер со специализированным программным обеспечением, построенным на основе искусственного интеллекта. В систему управления интегрированы различные элементы и устройства, отвечающие за навигацию, связь, взаимодействие с другими системами, применение нагрузок и т. д. Система Centaur AI будет обладать теми же функциями, что и комплексы управления других «ведомых». При этом ожидается, что искусственный интеллект улучшит все базовые возможности и повысит эффективность применения БПЛА в различных сценариях.
Компания-разработчик заявляет о способности «Европы» нести различное оборудование, но не предоставляет перечень совместимых систем. Упоминается только комплекс радиоэлектронной борьбы Cirra собственной разработки. Возможно, в будущем Helsing создаст и другие устройства для оснащения своих БПЛА. Также могут быть использованы продукты сторонних разработчиков.
В нижней части фюзеляжа предусматривается отсек для размещения вооружения. Масса и номенклатура этой нагрузки пока неизвестны. Исходя из взлётной массы, БПЛА сможет нести до нескольких сотен килограммов вооружения. Вероятно, это будут управляемые боеприпасы класса «воздух-поверхность». Будет ли CA-1 способен поражать воздушные цели, пока не ясно.
История разработки
Насколько известно, разработка БПЛА CA-1 Europa ведётся в инициативном порядке. Helsing SE начала работы без заказов со стороны каких-либо государственных структур или военных ведомств. Все работы финансируются за счёт собственных средств, а также планируется привлечение сторонних инвесторов.
Возможно, немецкая компания планирует завершить основную часть конструкторских работ в ближайшее время, а затем предложить готовый проект потенциальным заказчикам. Скорее всего, первыми такое предложение получат европейские страны. Кроме того, «Хельсинг» может подать заявку на участие в одной из существующих или перспективных программ военных ведомств разных стран.
Следует отметить, что инициативный характер проектов не всегда способствует их успеху в различных программах. Запланированная разработчиком конфигурация CA-1 может не соответствовать требованиям конкретных заказчиков. Однако модульность архитектуры программной и аппаратной части может облегчить адаптацию БПЛА к условиям программ и конкурсов.
С технической точки зрения проект CA-1 представляет определённый интерес. В целом он близок к современным разработкам в области беспилотных «ведомых». В нём используются проверенные технические решения и достигаются достаточно высокие характеристики. Кроме того, разработчики заявляют о наличии всех необходимых функций для такого БПЛА.
При этом Helsing SE предлагает принципиально новую систему управления на основе искусственного интеллекта. Утверждается, что система Centaur AI способна решать широкий круг задач и реагировать на различные внешние факторы. Она также должна управлять всем бортовым оборудованием и вооружением, а также взаимодействовать с авиацией или наземными пунктами управления.
Фактически, именно система управления Centaur AI должна стать главным конкурентным преимуществом БПЛА CA-1. Однако нет гарантии, что это преимущество окажется решающим. Другие компании-разработчики беспилотной техники также разрабатывают перспективные системы управления и другие устройства на основе искусственного интеллекта. Вполне вероятно, что к началу следующего десятилетия на рынке появятся готовые решения такого типа с высокими характеристиками.
О конкурентах
Helsing SE позиционирует себя как передового разработчика электронных систем на основе современных решений. Она сосредоточила свои усилия на создании различных систем и комплексов управления. На их основе разрабатываются беспилотные системы, а также предлагаются различные варианты интеграции этих устройств в пилотируемую технику.
После нескольких лет разработки малых и средних БПЛА «Хельсинг» приступила к разработке полноразмерного «ведомого». К настоящему времени компания завершила часть проектных работ и даже представила физическую модель будущего беспилотника CA-1. В течение следующих двух лет планируется построить и испытать полноценный прототип БПЛА.
Helsing SE строит оптимистичные планы и надеется заинтересовать потенциальных заказчиков. Однако реальные перспективы её проекта CA-1 Europa пока не ясны. Новый БПЛА находится на стадии разработки, и в будущем ему предстоит столкнуться с серьёзной конкуренцией. Сможет ли этот беспилотник продемонстрировать преимущества перед техникой других компаний — большой вопрос.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉