Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Четырехколесная полноприводная альтернатива мотоциклу с коляской

Популярно о том, что же такое джип, и почему далеко не все легкие полноприводные машины могут так именоваться

Порой так получается в нашей истории, что со временем подменяются некоторые понятия. Это вполне нормальное явление, ничего страшного тут нет. Другое дело, что зачастую происходит некоторая, скажем так, профдеформация, которая далее становится причиной неправильного восприятия старых вещей. Касается это и военной техники, которую зачастую оценивают по нынешней системе мер. А она как раз может слегка не соответствовать тому, что было раньше. От чего появляются различные заблуждения.

Stoewer T 180, немецкая легкая полноприводная машина. Ее часто причисляют к джипам, что не совсем верно. На тот момент это более высокий класс.
Stoewer T 180, немецкая легкая полноприводная машина. Ее часто причисляют к джипам, что не совсем верно. На тот момент это более высокий класс.

Есть такие примеры и в мире колесной техники. Обычно, если спросить, что такое джип, в голове современного человека всплывет автомобильная марка. Между тем, на самом деле всё не совсем так, как это можно подумать. Изначально джипом именовался вполне определенный класс машин, причем позаимствовали это имя у другой машины, тоже полноприводной, но более тяжелого класса. Более того, нередко те, кто понимают, о каком классе машин идет речь, ошибочно записывают в джипы то, чего не было им в принципе. Давайте разбираться.

Мотоцикл с коляской был вещью хорошей, но порой с ним случались вот такие неприятности.
Мотоцикл с коляской был вещью хорошей, но порой с ним случались вот такие неприятности.

К началу 30-х годов начал складываться облик типового армейского легкового автомобиля. Здесь пальма первенства принадлежит немцам и их кюбельвагенам. Да, первыми подобные машины стали делать американцы, но их начинание далее привело к появлению Scout Car, который уже не легковушка, а броневик, причем довольно тяжелый. А вот немцы смогли правильно выбрать направление развития, создав два класса армейских легковых машин - легких (грузоподъемность 400 кг) и средних (грузоподъемность 750 кг). Были еще тяжелые (1500 кг), но это специфичные штуки.

Kurogane Type 95, первый аналог джипа.
Kurogane Type 95, первый аналог джипа.

Так вот, периодически кюбельвагены легкого класса упорно записывают в джипы. Упорство, достойное иного применения, ибо джипов в немецкой армии не было от слова совсем. Их появление напрямую связано с тем, что в первой половине 30-х годов целый ряд армий мира стал активно использовать тяжелые мотоциклы с коляской. Они появились гораздо раньше, но в первой половине 30-х годов случился их взрывной рост. И вот тогда вылезла проблема: на проселке и тем более тяжелом бездорожье коляска работала как якорь. Требовалось решить проблему, ей занялись в ряде стран. Немцы, как французы и японцы, решили проблему установкой привода на коляску. Но появился и второй путь решения проблемы.

Даже мотор тут близок к мотоциклетному.
Даже мотор тут близок к мотоциклетному.

Первыми догадались сделать маленький автомобильчик, способный заменить мотоцикл с коляской, японские военные. В 1934 году командование японской императорской армии выдвинуло требование на легкий полноприводной автомобиль-разведчик. Год спустя на свет появилась машина, разработанная фирмой Nihon Nainenki. Фактически данная машина являлась альтернативой мотоциклу с коляской. Поэтому тут и три места, и моторчик, похожий на мотоциклетный. Официально автомобиль именовался как "пассажирский автомобиль тип 95" и имя Kurogane (黒鉄 - черная сталь). То же самое имя носил и мотоцикл, производившийся Nihon Nainenki, что позже привело к путанице.

Howie machine gun carrier, исходный американский джип выглядел так.
Howie machine gun carrier, исходный американский джип выглядел так.

Следует отметить, что первый джип исходно был чистым разведчиком, нередко его использовали как легкий командирский автомобиль. Уже потом появилась грузопассажирская версия, выглядевшая как пикап, который в детству пил-курил-болел. Еще одним моментом стало то, что "пассажирский автомобиль тип 95" слишком буквально стал заменой мотоциклу с коляской. Мотор, очень похожий на мотоциклетный, вполне машину тащил, но не более того. Для чего-то большего машины не хватало. Самое же главное, что заменой мотоциклу с коляской данная машина так и не стала. Объемы выпуска Type 95 Kurogane были в разы меньше, чем мотоцикла Rikuo Type 97.

Начало и конец эволюции, которая привела к созданию джипа.
Начало и конец эволюции, которая привела к созданию джипа.

Немецким военным еще более легкая машина была попросту не нужна. Для этого имелись мотоциклы, а классом выше стояли "нормальные" 4-местные легкие машины. Так что да, японцы создали первый джип, но нормально воспользоваться своим ноу-хау не смогли. Так то первый нормальный джип создали американцы. Причем пришли к нему они издалека. В апреле 1937 года на испытания вышел Howie machine gun carrier, двухместный пулеметовоз, причем экипаж на нем лежал. Разработан он был под руководством капитана Роберта Хоуи в Форт-Беннинг. Может показаться, что сделано было безумие, но вы это зря. Придержите своё мнение до конца материала, многое поймете.

Bantam Model 60 Roadster, эта машина послужила прообразом джипа.
Bantam Model 60 Roadster, эта машина послужила прообразом джипа.

Так вот, вплоть до лета 1940 года американские военные видели джип именно как такой пулеметовоз. Спецификация на будущий джип, подготовленная 27 мая 1940 года, подразумевала снаряженную массу 1300 фунтов (589 кг), что как раз очень похоже на Howie machine gun carrier. Правда, мест было уже три, поскольку машина четко шла на замену мотоцикла с коляской. Совсем иначе спецификацию увидели на American Bantam Car Co. Инженер Карл Пробст, которого наняли для создания новой машины, взял за основу Bantam Model 60 Roadster, маленький автомобильчик, чем-то напоминающий Type 95 Kurogane. Взяв за основу эту машину, Пробст создал своё видение машины-разведчика, которое появилось 17 июня 1940 года.

Bantam Pilot, 21 сентября 1940 года.
Bantam Pilot, 21 сентября 1940 года.

С этого момента началась история "Настоящего" джипа. 11 июля 1940 года был объявлен конкурс на создание машины, похожей на концепцию Пробста. Разослали предложение 135 фирмам, с очень жесткими требованиями. Спустя 11 дней требовалось предоставить предложение, а спустя 49 дней подготовить опытный образец. Так появились Willys Quad и Ford Pigmy. Впрочем, первым на свет появился Bantam Pilot (он же Bantam Mk.I, есть и другие названия). Закончили его 21 сентября 1940 года, далее машина своим ходом отправилась на испытательный полигон Лагерь Холаберд. Он стал инкубатором американской военной колесной техники, собственно, Bantam Pilot родился как раз в результате взаимодействия с Лагерем Холаберд.

Американский взгляд на джип. Он числился грузовиком, грузоподъемность составляла 250 кг.
Американский взгляд на джип. Он числился грузовиком, грузоподъемность составляла 250 кг.

Дальше подробно пересказывать историю создания джипов смысла нет. Стоит упомянуть лишь основные моменты. Во-первых, американские военные четко для себя решили, что мотоциклы с колясками им не нужны. Тем самым они четко выставили приоритеты. Во-вторых, официально джип именовался 1/4-ton 4x4 Truck, тем самым давалось понять - это не просто машина разведчик, а многоцелевой автомобиль, причем условно грузовой. В-третьих, на лето 1940 года у американцев не имелось легких командирских машин повышенной проходимости. И далее тоже не появилось. У них тогда имелись грузовые машины семейства Dodge T202 (Dodge VC), которые, кстати, изначально именовались джипами. Производились они Fargo, подразделением Chrysler, но под торговой маркой Dodge, имели грузоподъемность 500 кг.

А это для понимания, почему выбрали "Виллис". Такие штуки стали проделывать с джипами сразу после появления их в войсках.
А это для понимания, почему выбрали "Виллис". Такие штуки стали проделывать с джипами сразу после появления их в войсках.

Таким образом на свет появился новый класс машин, не имевший аналогов. Получилась многоцелевая машина-разведчик, способная таскать пушку, с достаточно мощным мотором и очень высокой подвижностью. Она находилась на ступеньку ниже "кюбельвагенов" легкого класса, но при этом имела схожий по мощности мотор (на самом деле американский джип был мощнее большинства легких немецких кюбельвагенов). Еще один важный момент заключался в том, что джип являлся фактически двухместной машиной. Так-то в нем могло ехать четыре человека, но сзади у джипа слегка так некомфортно. С этим связан тот факт, что американцы обычно ездили на джипах вдвоем (на чем спалились диверсанты Скорцени в Арденнах).

У нас ГАЗ-64 тоже сразу стали проверять на то, какой он тягач.
У нас ГАЗ-64 тоже сразу стали проверять на то, какой он тягач.

Также стоит упомянуть тот момент, почему в итоге выбрали Willys MA, далее превратившийся в Willys MB. Помимо того, что у Willys-Overland имелось своё лобби, были и другие факторы. Во-первых, американские военные не очень любили, когда использовался покупной мотор. Во-вторых, выбор в пользу Willys MA случился по итогам войсковой эксплуатации.

А вот так "Виллис" запрягали в ходе испытаний 1942 года. И не только там. В войсках он таскал далеко не только 45-ку.
А вот так "Виллис" запрягали в ходе испытаний 1942 года. И не только там. В войсках он таскал далеко не только 45-ку.

Весной 1941 года американским военным оказался нужен не только хороший разведчик, но и артиллерийский тягач, а также много чего еще. Одним словом, потребовалась рабочая лошадка. Более тяжелый Willys MA оказался в этом плане более подходящей машиной. Хотя "Бантик" его уделывает как машина-разведчик. Ну что тут поделаешь, военным сделали микроскоп, они им стали гвозди забивать.

Тягачом его делали не только у нас.
Тягачом его делали не только у нас.

Американские военные, кстати, оказались не одиноки. Когда весной 1941 года на испытания вышел ГАЗ-64, первый советский джип, его начали сравниваться с ГАЗ-61 и называть плохим артиллерийским тягачом. Так бы и закопали, ели не окрик с самого верха. Почему-то одним из немногих, кто всё же помнил, зачем делался советский "Пигмей", оказался маршал Кулик.

Чего только из джипа не делали.
Чего только из джипа не делали.

Правда, история ГАЗ-64 оказалась слегка иной, нежели у Willys MB. В серию его запустили скорее как командирскую машину, при этом он выглядел бледной тенью мотоциклов. Не говоря уже о том, что в 1942-43 годах у нас джипы очень активно использовали как артиллерийские тягачи. И таскали они не 45-ку, а 76-мм дивизионные пушки ЗИС-3.

Был он и генеральской машиной.
Был он и генеральской машиной.

Несколько иронично, что Willys MB в разных странах воспринимались по-разному. Это всё потому, что у каждой армии имелась своя система вооружения, которая могла весьма существенно отличаться. Не говоря уже о том, что на разных ТВД военные могли требовать разное. Например, строительство жесткого верха, это было не только у нас, но и в американской, а также английской армиях. У американцев джипы тоже вполне были генеральскими, но при этом там обычно не забивались кучей в машину. У нас же забивались в машину битком. Тем не менее, и в Советском Союзе распробовали универсальность джипа.

И даже "катюшей".
И даже "катюшей".

Джип стал очень удачной платформой, на которой чего только не делали. В этом и был секрет успеха Willys MB, который стал микроскопом с функцией молотка. При этом американские военные оказались одними из немногих, кто всё же догадался машину не трогать после войны. Если посмотреть на развитие американских джипов (мы сейчас про военных говорим, а не продукцию для гражданских), то выяснится, то концептуально он почти не менялся. M38, M38A1, M151 MUTT, в них легко читался прародитель. А потом посмотрим на ГАЗ-69, например. У нас, как и во многих странах, шагнули дальше, получив уже не джип, а что-то вроде немецкого кюбельвагена легкого класса. С дальнейшим ростом по габаритам, массе и грузоподъемности.

Эволюция джипов Willys. Первым стоит Willys Quad, первый внедорожник Willys.
Эволюция джипов Willys. Первым стоит Willys Quad, первый внедорожник Willys.

История, меж тем, очень любит двигаться по спирали. Помимо ГАЗ-69, в СССР создали машину более легкого класса. Речь про ТПК (транспортер переднего края). Работы по нему возложили на НАМИ, сначала создавалась машина на мотоциклетных агрегатах, а затем с использованием агрегатов ЗАЗ-965. Делали машину долго, но в итоге получили довольно интересный аппарат, созданный так, что водитель мог... лежать. В это время где-то на небесах захохотал капитан Роберт Хоуи. Так вот, потребность в ТПК всё еще есть, более того, чего-то похожее по концепции делают в виде конверсий. А вот то, что исходно было джипами, давно доросло (а порой переросло) немецкие средние кюбельвагены.

ТПК, частичное возвращение к джипу.
ТПК, частичное возвращение к джипу.

Глядя на нынешние боевые действия, а также локальные конфликты современности, можно легко заметить, что целый ряд давно забытых идей перерождается, уже в другом виде. Вот и джип, в его классическом понимании, снова в деле. Легкая полноприводная многоцелевая платформа с двумя посадочными местами и дополнительными местами как опция имеет свою нишу. Называют их уже иначе, но суть не меняется. Не надо думать, что вы сильно умнее предков, большая война всё равно поставит вещи на свои места. Внимательно заглядывайте в прошлое, может быть, на вас посмотрит будущее.

Другие статьи-культпросвет по автомобильной тематике:

Рассказ о немецких командирских машинах, которые известны под общим прозвищем "Кюбельваген"

План Шелла как попытка оптимизации немецкой автомобильной промышленности, и что из этого получилось