Государыня охотно благословила своего племянника, великого князя Петра Федоровича, на брак с покладистой и милой принцессой Фике. Однако вскоре после свадьбы невестка стала вызывать у Елизаветы Петровны раздражение, досаду и даже приступы гнева. Отчего же?
Сама Екатерина утверждает, что 35-летняя свекровь слишком дорожила своим званием первой красавицы империи и воспринимала 15-летнюю цветущую невестку как соперницу: «Моя тётушка была очень подвержена такой мелочной зависти не только в отношении ко мне, но и в отношении ко всем другим дамам. Главным образом, преследованию подвергались те, которые были моложе, чем она».
Но на самом деле, императрица возненавидела Екатерину не за молодость и ясные глаза. А за полное пренебрежение семейными обязанностями, за невнимание к молодому мужу, за непомерные траты и долги.
Елизавета Петровна не раз пыталась вразумить невестку, указывала ей на ранимость Петра, объясняла Екатерине необходимость рождения наследника - все бесполезно. Императрица даже составила для невестки инструкцию: «Великой княгине должно быть прилежно применяться более покорно, чем прежде, со вкусами мужа, казаться услужливой, приятной, влюбленной, пылкой даже в случае надобности, употреблять, наконец, все свои посильные средства, чтобы добиться нежности своего супруга и выполнить свой долг». Строгая наставница Мария Чоглокова заставляла Екатерину проводить с мужем больше времени.
В конце концов старания императрицы увенчались успехом - в этом браке родился наследник Павел. Елизавета Петровна, не доверяя невестке, сразу забрала мальчика к себе, окружила его любовью.
Разъяренная Екатерина тем временем писала друзьям: «Ох, эта колода! Она просто выводит нас из терпения. Умерла бы она скорее!»
С какими же друзьями великая княгиня была столь откровенна? Кому не стеснялась показать свой цинизм и жестокость?
Адресатом Екатерины был английский посол Чарльз Уильямс. Как сообщает историк Евгений Анисимов, «Уильямс был самым близким ее политическим приятелем, он постоянно снабжал великую княгиню деньгами. Екатерина получила от английского правительства большие деньги - не менее тысячи золотых дукатов и 44 тысячи рублей. Между посланником и Екатериной шла интенсивная переписка, особенно летом и осенью 1757 года, когда Елизавета заболела».
Вот некоторые отрывки из писем Екатерины к Уильямсу, в которых она сообщает последние новости о состоянии свекрови:
- «Чье-то здоровье никогда не было столь расшатанным… Достоверно то, что вода поднялась в нижнюю часть живота»;
- «Что-то здесь все хромает»;
- «Вчера среди дня случилось три головокружения или обморока. Она боится и сама очень пугается, плачет, огорчается и когда спрашивают у нее отчего, она отвечает, что боится потерять зрение. Бывают моменты, когда она забывается и не узнает тех, которые окружают ее»;
- «Она, однако, волочится к столу, чтобы могли сказать, что видели ее, но в действительности ей очень плохо»;
- «Императрица все в том же состоянии: вся вздутая, кашляющая и без дыхания, с болями в нижней части тела».
Итак, перед нами - не противостояние стареющей Афродиты и юной Афины. А скрытая, но жестокая борьба за власть.
Екатерина с трудом дождалась кончины Елизаветы Петровны, быстро свергла своего мужа, законного императора Петра III, и захватила власть в стране.
Спустя много лет Екатерина II сама стала свекровью - суровой и высокомерной... Но об этом поговорим в следующей статье.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые уютные истории!
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке Дзен Премиум
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК