Найти в Дзене

Подземные дворцы Ташкента: наше небольшое турне по станциям метро.

Несколько раз в сети попадались статьи путешественников, в которых заявлялось, что станции ташкентского метрополитена настолько великолепны, что превосходят по своей красоте станции метро Москвы. У нас в последний день было несколько часов перед вылетом в Москву, дабы сдать арендованный автомобиль, пройтись по Алайскому рынку, посидеть где-нибудь в кафешке, и, поскольку ещё осталось свободное время, решили прокатиться по кругу в метро. Про аренду автомобиля и наше путешествие от Ташкента до Самарканда, Бухары и обратно читайте у меня здесь: О кофейне «Safia», в которой мы пили кофе перед отъездом в аэропорт, и не только о ней — здесь: А маршрут наш в метро получился не по кругу, а треугольником. Начали от станции Абдуллы Кадыри на зелёной ветке, с зелёной пересели на синюю, по ней проехали несколько станций, перешли на красную, и с неё опять вернулись на зелёную, к отправной, так скажем, точке. На большее уже времени не получалось выделить, самолёт-то ждать не будет. Ну что, начнём, по
Оглавление

Несколько раз в сети попадались статьи путешественников, в которых заявлялось, что станции ташкентского метрополитена настолько великолепны, что превосходят по своей красоте станции метро Москвы.

Схема ташкентского метрополитена. Источник изображения: https://tashmetro.uz/wp-content/uploads/2024/07/Вагон-реклама-схема-57Х51-scaled.jpg
Схема ташкентского метрополитена. Источник изображения: https://tashmetro.uz/wp-content/uploads/2024/07/Вагон-реклама-схема-57Х51-scaled.jpg

У нас в последний день было несколько часов перед вылетом в Москву, дабы сдать арендованный автомобиль, пройтись по Алайскому рынку, посидеть где-нибудь в кафешке, и, поскольку ещё осталось свободное время, решили прокатиться по кругу в метро.

Про аренду автомобиля и наше путешествие от Ташкента до Самарканда, Бухары и обратно читайте у меня здесь:

О кофейне «Safia», в которой мы пили кофе перед отъездом в аэропорт, и не только о ней — здесь:

А маршрут наш в метро получился не по кругу, а треугольником. Начали от станции Абдуллы Кадыри на зелёной ветке, с зелёной пересели на синюю, по ней проехали несколько станций, перешли на красную, и с неё опять вернулись на зелёную, к отправной, так скажем, точке. На большее уже времени не получалось выделить, самолёт-то ждать не будет.

Наш маршрут по станциям ташкентского метрополитена. Создано с помощью скриншота схемы с Яндекс-метро.
Наш маршрут по станциям ташкентского метрополитена. Создано с помощью скриншота схемы с Яндекс-метро.

Ну что, начнём, пожалуй.

Юнусабадская линия.

Зелёная (я, как житель Москвы, по привычке в первую очередь называю ветки метро по цвету), она же — Юнусабадская.

Третья по счёту линия ташкентского метрополитена, строительство которой было начато ещё при СССР, но с развалом Союза всё остановилось. Довели до ума и запустили эту линию уже в начале XXI века.

Абдуллы Кадыри (Abdulla Qodiriy), проектная - Алайский рынок.

Станция Абдуллы Кадыри проектировалась как Алайский рынок, возле которого она находится, но не сложилось. Сейчас носит имя узбекского писателя и поэта. В Википедии написано — известного, но, сдаётся мне, за пределами Узбекистана о нём мало кто слышал по причине того, что имя его в советское время было под запретом. В 1937 году, в ходе репрессий, Кадыри, писавший на узбекском языке, был арестован и впоследствии расстрелян.

Ташкентское метро. Станция Абдуллы Кодыри. Фото из личного архива автора.
Ташкентское метро. Станция Абдуллы Кодыри. Фото из личного архива автора.

Если сравнивать с Москвой, то эта станция мне немного напоминает, пожалуй, Арбатскую Филёвской ветки, но шикарные люстры, конечно же, добавляют шарма! Красивая станция, конечно, но далеко не так красива, как, например, снова Арбатская, но уже на синей, Арбатско-Покровской ветке.

Доехав от Абдуллы Кадыри до следующей, Минг Урик, перешли с неё на синюю ветку. Внутреннее оформление станции своим видом не впечатлило, поэтому не фотографировал.

Кстати, на схеме Яндекс-метро она именуется Мингурюк, так тоже допустимо. В этом районе находятся остатки древнего городища Минг Урик, в переводе это означает «тысяча урючин». Что такое узбекский урюк, я надеюсь, знают все.

Узбекистанская линия.

Синяя, Узбекистанская линия — вторая ветка ташкентского метрополитена, открыта в 1984 году, соответственно, мы с моей женой, будучи ещё студентами в Ташкенте в 1987-м, могли бы по ней прокатиться, но в той поездке нам ни разу даже в голову не пришло, что можно воспользоваться для перемещения по городу таким видом транспорта.

Сейчас же на этой ветке осмотрели самое большое количество станций, целых пять.

Айбек (Oybek).

Названа в честь узбекского советского писателя и поэта Мусы Ташмухамедова, более известного под псевдонимом «Айбек».

Керамический орнамент в колоннах красив, спору нет, но в остальном, согласитесь, — ничего особенного.

Космонавтов. (Космонавтлар).

Космонавтов, как и Айбек - из советских времён, однако в апреле 2024 года внесена в Национальный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия Узбекистана.

Оформление впечатляет, спору нет. Облицовка колонн и стен стеклом напрямую отсылает к теме космоса, да и градация цвета стен от белого через лазурный и голубой к тёмно-синему - отсылка к земной атмосфере.

Ташкентское метро. Станция Космонавтлар (Космонавтов). Фото из личного архива автора.
Ташкентское метро. Станция Космонавтлар (Космонавтов). Фото из личного архива автора.

На керамических медальонах - портреты великих людей, причастных к освоению человеком космического пространства, и среди первых, естественно - знаменитый учёный, математик и астроном Мирзо Улугбек. О его вкладе в развитии такой науки, как астрономия, я писал здесь:

Кроме Улугбека, запечатлел на фото барельефы с изображениями, конечно же, Константина Эдуардовича Циолковского, разработавшего, кроме прочих его космических изысканий, теорию многоступенчатого ракетостроения, главного конструктора — Сергея Павловича Королёва, первого в мире космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина.

Ну и не обошёл вниманием медальон, на котором написано «Наш земляк — космонавт В. А. Джанибеков».

Владимир Джанибеков в 1942 году родился, вообще-то, в Казахстане, но в 1956-м район, где он жил с родителями, был передан Ташкентской области Узбекской ССР, так что формально да, узбекам он земляк!

К времени открытия этой станции метро 8 декабря 1984 года в его послужном списке было уже четыре полёта в космос, и все из них — командиром корабля.

К слову сказать, в свой пятый полёт, и опять командиром, Владимир Джанибеков отправился уже в июне следующего, 1985 года, в паре с бортинженером Виктором Савиных, цель полёта — спасение советской орбитальной станции «Салют-7», перешедшей в неуправляемый полёт.

Не ручаюсь за полную историчность, но фильм «Салют 7», снятый в 2017 году на основе этих событий, советую посмотреть. Виктора Савиных (в фильме — Алёхина) играет Павел Деревянко, Владимира Джанибекова (Фёдорова) — Владимир Вдовиченков.

Узбекистанская. (O’zbekiston).

Следующая станция Узбекистанской линии — собственно Узбекистанская!

Светлая, просторная, как весь Узбекистан, с красивыми светильниками в виде раскрывшихся коробочек хлопка.

Ташкентское метро. Станция Узбекистанская (O’zbekiston). Фото из личного архива автора.
Ташкентское метро. Станция Узбекистанская (O’zbekiston). Фото из личного архива автора.

Интересно было бы узнать, как выглядело панно над выходом со станции на лестницу в советское время. Изменения, произошедшие в гербе страны, не слишком кардинальны по отношению к гербу УзССР (я имею в виду по очертаниям), поэтому смею предположить, что только он в составе всего панно и был заменён после объявления Узбекистаном независимости, общий фон, скорее всего, остался прежним.

На последней в галерее фотографии можно увидеть парня с девушкой, с фотоаппаратами в руках. Эта пара, отправившаяся по ташкентскому метрополитену в турне, похожее на наше, была в процессе передвижения замечена и на нескольких других станциях.

Алишера Навои (Alisher Navoiy).

Это, наверное, красивейшая станция ташкентской подземки, вот её я без колебаний поставлю в один ряд с Маяковской, Киевской кольцевой или кольцевой Комсомольской московского метрополитена. Думаю, это даже по количеству сделанных мною фотографий понятно.

Имя Алишера Навои, великого поэта XV века, мне так кажется, известно за пределами Узбекистана. Возможно, и не так чтобы хорошо, но на уровне: «Что-то о нём слышал» — наверняка.

Это, кстати, и мой уровень знаний о нём тоже, ну, может быть, чуть-чуть больше, чем у остальных, за счёт того, что я знаю, что перу Навои принадлежит поэма «Лейла и Меджнун», являющаяся третьей частью сборника «Хамса».

Майоликовые панно, установленные на стенах станции, иллюстрируют произведения, входящие в этот сборник, и, естественно, крупным планом я запечатлел именно то, где речь идёт о Лейле и Меджнуне. Просто о других я даже не слышал.

С Алишера Навои можно было перейти на красную ветку, но мы решили сперва доехать до следующей, а потом вернуться обратно.

Гафура Гуляма (G’afur G’ulom).

Следующая — Гафура Гуляма, названная именем советского узбекского поэта и публициста.

Этого культурного деятеля Узбекистана я тоже не знал, полез почитать о нём в интернете и обнаружил интересный факт: Гулям был одним из тех, кто подписал обвинительные рецензии на творчество Абдуллы Кадыри, предрешив тем самым судьбу коллеги по цеху.

Вот такая ирония судьбы, хотя в данном случае слово «ирония», конечно, неуместно.

А станция красивая, с изящными многогранными колоннами, вот только надо было от середины перрона дойти до его края, чего я не сделал, поэтому керамические композиции на стенах в кадр не попали.

Ну и всё на этом с синей веткой, возвращаемся на Алишера Навои и переходим на ветку красного цвета.

Чиланзарская линия.

Красная, она же — Чиланзарская, в нашей «кругосветке» по ташкентскому метро стала третьей линией, хотя исторически именно она была самой первой, принявшей первых пассажиров в ноябре 1977 года.

Пахтакор (Paxtakor).

А станцию «Пахтакор» мы вообще посетили два раза, в первый и в последний дни нашего пребывания в Ташкенте. В какой-то степени это как московские «Динамо», «Спартак» или «ЦСКА», в том смысле, что находится рядом с одноимённым стадионом. Чтоб не было соблазна связать название станции с сельским хозяйством (пахтакор по-узбекски — это хлопкороб), спортивную тематику подчёркивает панно на входе.

Ташкентское метро. Станция Пахтакор (Paxtakor). Фото из личного архива автора.
Ташкентское метро. Станция Пахтакор (Paxtakor). Фото из личного архива автора.

Хлопок (пахта) здесь не фигурирует так явно, как в светильниках на Узбекистанской, зато хорошо просматривается в настенной жёлто-синей, практически «самаркандской», мозаике и в узорах капителей колонн.

Площадь Мустакиллик (Mustaqillik maydoni), бывшая Площадь Ленина.

Площадь Мустакиллик, или Площадь Независимости, если по-русски. Понятное дело, что такое имя в постсоветские времена получила Площадь Ленина, тут всё логично.

Как оформление станции выглядело во времена СССР, я не знаю, но если точно так же, то ничего «ленинского» в глаза не бросается. Возможно, когда-то на стенах были барельефы, может быть, в вестибюле на выходе — бюст вождя мирового пролетариата, но если и так, то сейчас, как вы понимаете, никаких намёков на прошлое не просматривается.

В целом станция светлая, и за счёт цвета колонн и потолочных кессонов, и за счёт хорошего освещения. Дизайн строгий, в прямых линиях, без выкрутасов. Общее впечатление — красиво!

С красной на зелёную ветки переход идёт на станции «Сквер Амира Темура», и у меня даже вроде бы отложилось в памяти, что парочку кадров я там делал, но, видимо, всего лишь собирался, а дальше желания дело не зашло.

Оформление невзрачное, но я так понимаю, по той причине, что до 1992 года станция называлась «Октябрьской революции», и, видимо, декорации были соответствующие. Старые демонтировали, на новые же, соответствующие духу великого завоевателя, в честь которого переименовали станцию, то ли бюджета, то ли креатива не хватило.

Амира Тимура, многим известного как Тамерлан, я немного упоминаю здесь.

И несколько больше — здесь:

Ну и подытожим! Что по поводу станций ташкентского метрополитена, превосходящих, со слов некоторых блогеров, красотой своей станции метрополитена московского? Скажу следующее: таковое мнение имеет право на жизнь, однако я с ним не согласен. Да, красиво, местами даже очень красиво, но всё же не настолько, чтоб с московской подземкой соперничать.