Найти в Дзене

Ташкент - Самарканд - Бухара и обратно на арендованном автомобиле. Личный опыт.

В последнюю неделю сентября отдыхали в Узбекистане. В программу самостоятельно составленного тура вошли, помимо Ташкента, Самарканд и Бухара, а добираться из одного города в другой было решено на арендованной в Ташкенте машине.

Начало нашей экскурсии по Самарканду - по ссылке ниже:

Начло экскурсии по Бухаре - здесь:

Небольшой, так сказать, разбор полётов, в котором обозначу плюсы и минусы такого путешествия.

Поскольку в вояж мы отправлялись вшестером, пятеро взрослых и один ребёнок, выбор был сделан в пользу кроссвэна Kia Carnival, рассадка в три ряда по два человека во время длительных поездок казалась самой удобной.

На Kia Carnival. Фото из личного архива автора.
На Kia Carnival. Фото из личного архива автора.

Небольшое пояснение насчёт расстояний и времени в пути.

В Узбекистане нет вилочки превышения скорости на 20 км/ч, как в России, или на 10 км/час, как в Беларуси, там допускается превысить только в пределах 5 км/ч от разрешенной скорости. А вот штраф за превышение скорости на 20 км/ч выше разрешённой там очень большой — одна базовая расчётная величина, которая с 1 августа 2025 года составляет 412 000 сум, по курсу на конец сентября это приблизительно 2 800 российских рублей. Для сравнения: аренда Kia Carnival — миллион сум в сутки, это где-то 6 850 рублей, два раза за день попал под камеру с превышением — считай, удвоил стоимость аренды машины, поэтому следить за знаками на дороге приходится внимательно, да и камер понатыкано тоже немало, так что расслабляться некогда.

Второе: практически везде дорога между крупными городами идёт через небольшие населённые пункты, скорость в которых ограничена в большинстве своём 70 км/час, но иногда встречаются сёла, где быстрее 60 км/час ехать нельзя, плюс за 300 метров перед школами и дошкольными учреждениями и столько же после их проезда скорость надо держать не более 30 км/ч. Скоростных участков, где можно разогнать машину до разрешённой сотни, не так уж много, так что средняя «температура по больнице» выльется в те же семьдесят.

Но даже и при таком раскладе не стоит рассчитывать уложиться во время, которое вам показывает Яндекс Навигатор. К слову, работает он в Узбекистане некорректно, видимо, данные давно не обновлялись, так что придётся не один и не два раза испытать замешательство, когда ни с того ни с сего штурман из смартфона станет настойчиво требовать двигаться со скоростью в 50 км/час, хотя незадолго до этого вы проезжали мимо знака, где в красном кружке отчётливо было видно трёхзначное число 100!

Так вот, возвращаясь к времени в пути. 310 километров от Ташкента до Самарканда теоретически можно будет преодолеть за четыре с половиной часа, но это без учёта состояния дорог и дураков на дорогах, которых в этой среднеазиатской стране не меньше, чем у нас.

Трассы между крупными городами в Узбекистане четырёхполосные, по две в каждом направлении, но не тешьте себя надеждой, что вам дадут непринуждённо и размеренно ехать в левой полосе, соблюдая правила дорожного движения. Не забывайте, что вы-то не знаете, где и какие знаки ограничения стоят, а местные это знают отлично, кроме того, им известно и расположение всех камер на дороге, а для вас это тайна за семью печатями (навигатор предупреждает не о всех). В общем, мигающих дальним светом ещё издалека и нетерпеливо сигналящих, подпирая чуть ли не под самый бампер, там не просто предостаточно, имя им — легион! Знаете же, есть такой шаблон - видишь машину Lada Priora, и уже подсознательно ожидаешь увидеть за рулём джигита, а на номере - 05 регион, в Узбекистане тоже есть нечто подобное, только называется по-другому. Первый представитель - Chevrolet Cobalt, в 95 процентов случаев - белого цвета, и именно они будут вам сигналить и фарами и клаксоном, требуя уступить дорогу.

Chevrolet Cobalt, самый распространённый седан в Узбекистане. Фото из личного архива автора.
Chevrolet Cobalt, самый распространённый седан в Узбекистане. Фото из личного архива автора.

Белый Cobalt - наверное самый распространённый узбекский седан, посоперничать с ним по популярности может только микровэн Chevrolet Damas.

Chevrolet Damas, вторая виизитная карточка узбекского автопрома. Фото из личного архива автора.
Chevrolet Damas, вторая виизитная карточка узбекского автопрома. Фото из личного архива автора.

Damas в Узбекистане — это и семейная машина, вмещающая, на минуточку, аж восемь человек, и такси, и школьный автобус, и ещё куча всего другого. Помимо «бусиков» имеются и фургончики, сделанные на той же базе и активно использующиеся различного рода перевозчиками и торговцами, а уж какие из узбеков торгаши — это мы с вами хорошо знаем.

Так вот, Damas, возможно, и не станет мигать вам в спину дальним светом, хотя и такое тоже не редкость, но зато благодаря своим габаритам внезапно может решить вклиниться между вашей машиной и той, что идёт параллельным курсом, устроив из двух полос три. Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно!

Практически близнецы. Фото из личного архива автора.
Практически близнецы. Фото из личного архива автора.

И да, возвращаясь к вопросу о невозможности ехать безмятежно в левой полосе. Правая, в силу того, что по ней в основном идут большегрузы, представляет собой довольно печальное зрелище, с ямами, выбоинами, а местами довольно внушительными колеями, так что приходится регулярно оттормаживаться. В общем, пресловутые 310 километров мы на Carnival-е преодолели не за 4,5, а почти за 7 часов, но сразу оговорюсь, что по пути было несколько остановок, иногда продолжительных, иногда коротких. Полиция для проверки документов нас останавливала дважды, первый раз по дороге из Ташкента в Самарканд, второй — уже на обратном пути из Бухары в Самарканд.

Проверка документов. Фото из личного архива автора.
Проверка документов. Фото из личного архива автора.

Это, наверное, всё о минусах передвижения на арендном автомобиле, возможно, именно эти минусы и мотивируют туристов добираться из города в город скоростными поездами «Афросиаб» (Afrosiyob), и скажу так: если вдруг доведётся ещё раз слетать в Узбекистан, то мы тоже будем рассматривать именно «Афросиаб», это и проще, и быстрее, да и дешевле намного.

Однако же и плюсы тоже были, о них тоже следует рассказать, но перед этим — несколько слов о компании, где мы брали напрокат автомобиль, вдруг кому пригодится.

Называется она RENTCAR.UZ, прокат автомобилей, аренда машин с водителем и без. Аренда Kia Carnival, как я уже писал выше, — миллион сум в сутки, мы брали авто на пять суток. Платить лучше наличными, поскольку при оплате картой Visa/MasterCard взимается комиссия 12% (НДС) и 2,5% за банковскую услугу, и в этом случае вместо 5 миллионов нам пришлось бы заплатить 5 740 000 сум.

К сведению: российские карты MasterCard, Visa и «МИР» в Узбекистане не работают, так что запаситесь перед поездкой наличными рублями, их можно обменять на национальную валюту в любом из банков, только надо иметь в виду, что в выходные большинство банков закрыты!

Пять миллионов за машину на пять дней. Фото племянницы автора.
Пять миллионов за машину на пять дней. Фото племянницы автора.

Ну а теперь о плюсах.

Сможете вы, путешествуя на скоростном поезде, остановиться у края хлопкового поля, провести на нём фотосессию, подержать в руках настоящую, естественного происхождения вату и нащупать крупное семечко хлопчатника, находящееся внутри каждого из сегментов раскрывшейся коробочки? Думаю, что вряд ли.

А предложит ли вам официант, катающий тележку из вагона в вагон, настоящий шашлык, такой же сочный и вкусный, как в придорожном кафе?

Шашлык в придорожном кафе. Фото из личного архива автора.
Шашлык в придорожном кафе. Фото из личного архива автора.

Самсу, я знаю, в поезде подают, но можно ли её, упакованную в целлофановый пакет, сравнить с той, которую при вас достанут из тандыра?

Тандырная самса. Фото племянницы автора.
Тандырная самса. Фото племянницы автора.

И это всё, при желании, можно отведать не в удобном, откидывающимся кресле «Афросиаба», а сидя у дастархана на топчане, скрестив или поджав под себя ноги, которые через некоторое время с непривычки начинают затекать. Топчаны эти во многих ресторанах, где нам довелось в путешествии побывать, уже отсутствуют, там для удобства посетителей, среди которых много туристов, давно уже стоят обычные европейские столы со стульями, на крайний случай — с диванчиками.

Дастарханы на топчанах в тени тополей. Фото из личного архива автора.
Дастарханы на топчанах в тени тополей. Фото из личного архива автора.

А манты? Не те безукоризненно ровненькие, что подадут в каком-нибудь из многочисленных заведений Бухары или Самарканда, а настоящие, с начинкой из мелко резаной баранины или говядины, и обязательно с кусочками курдючного жира. И запить это всё айраном!

Помните, в фильме "О чём говорят мужчины" герои останавливаются у придорожного кафе, когда Саша решил съесть там шашлык, и чем эта сцена потом заканчивается? Ситуация схожая. Зачастую в таких местах еда намного вкуснее, и ближе к национальным традициям, чем в ресторанах.

Почти что пикник у обочины. Фото племянницы автора.
Почти что пикник у обочины. Фото племянницы автора.

Балыком нас, естественно, не удивить, но для общего антуража фото будет не лишним. Развалы с дынями, арбузами и тыквами, ящики с яблоками и гранатами, стопки лепёшек, горки из шариков курта, сухого солёного творога, гроздья винограда, ёмкости с мёдом, мешки с картошкой и луком... Если бы останавливались всё это фотографировать, то ещё бы часа на полтора задержались.

Придорожная торговля. Фото из личного архива атора.
Придорожная торговля. Фото из личного архива атора.

А зазывалы, бросающиеся чуть ли не под колёса вашего автомобиля, предлагающие свернуть к ним в магазин, на заправку, в кафе, на автомойку. Тоже местный колорит, доступный лишь тем, кто едет на машине, а не на поезде.

Длиннющие столы, на которых сушится абрикос, будущая курага, впечатляющие виды на реки Сырдарья и Карадарья, перевал, на который въезжаешь перед самым Самаркандом, следуя из Ташкента, допустим всё это можно увидеть и из окна поезда (хотя насчёт кураги не уверен).

А вот выйти в полупустыни, окружающей Бухару, из «Афросиаба» вам точно не дадут. На машине же можно сделать остановку, не спрашивая ни у кого разрешения.

Как у гор бывают предгорья, так и перед пустынями обычно расстилается опустыненная степь, или иначе — полупустыня.

Это, конечно, ещё не Кызылкум, но уже её предвестница.

Полупустыня по дороге из Самарканда в Бухару. Фото из личного архива автора.
Полупустыня по дороге из Самарканда в Бухару. Фото из личного архива автора.

Вот только для фотосессии так ли уж это важно?

В Бухару из Самарканда ехали тоже не 4,5 часа, как предполагал навигатор, а немногим более пяти часов.

Резюмируя: опыт передвижения по Узбекистану на автомобиле получен, с особенностями вождения местных водителей и с состоянием дорог в стране ознакомились. Ну и хватит, в общем-то, следующим будет опыт путешествия на поезде либо на самолётах внутренних рейсов.