Найти в Дзене
Достойный

Мобилизация-2022 и Приказ № 227 - 1942. Часть 6 Русское государство с автономиями коренных народов

Вариант будущего России, рассмотренный в статье Мобилизация-2022 и Приказ № 227 - 1942. Часть 5 Империя "внутреннего интернационализма" является, как это было отмечено, вариантом новой исторической общности - советского народа, только на новый лад. Со всеми рисками, основным из которых является на самом деле неестественность такого исторического конструкта. Требующего сугубо внешнего идеологического каркаса, при проблемах с которым вся система рушится в течении одного поколения. Что естественно для России? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на результаты переписи населения. Например, переписи 2021 года: Другой варинат: Как большая Испания, например. Основания: 6. Сохранение стабильности через автономии - не отрицает права на самобытность: 7. Снижение межэтнической напряжённости. Чёткое разделение: Модель «Россия как русское национальное государство с автономиями» — это самый честный и, возможно, самый устойчивый путь из кризиса идентичности. Она соответствует демографиче
Оглавление

Вариант будущего России, рассмотренный в статье Мобилизация-2022 и Приказ № 227 - 1942. Часть 5 Империя "внутреннего интернационализма" является, как это было отмечено, вариантом новой исторической общности - советского народа, только на новый лад. Со всеми рисками, основным из которых является на самом деле неестественность такого исторического конструкта. Требующего сугубо внешнего идеологического каркаса, при проблемах с которым вся система рушится в течении одного поколения.

Что естественно для России? Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на результаты переписи населения. Например, переписи 2021 года:

  • Численность населения: 147,2 миллиона человек, из которых 68,4 миллиона — мужчины, а 78,7 миллиона — женщины.
  • Языки: подавляющее большинство населения России (134,3 миллиона человек) знает русский язык, на втором месте английский (5,06 миллиона), затем по распространённости следовали татарский (3,2 миллиона), чеченский (1,4 миллиона) и башкирский (1,08 миллиона).
  • Города: три четверти населения России (74,8%), или 110,07 миллионов человек, проживало в городах, сельское население составило 37,1 миллиона.
  • Национальность: подавляющее большинство населения — русские (105,5 миллиона человек или 71,73% от всей численности, а от указавших свою национальность 80,85%), вторая по численности нация — татары (4,7 миллиона человек), на третьем месте — чеченцы (1,6 миллиона), на четвёртом месте — башкиры (1,5 миллиона), на пятом — чуваши (1,06 миллиона).

Другой варинат:

Россия как русское государство с автономиями коренных народов

Как большая Испания, например. Основания:

  • Русских более 80% от всех, кто определил свою национальность в РФ и более 70% от всего населения. Для сравнения: в Германии немцев ~86%, во Франции французов ~85%.
  • В абсолютном большинстве городов РФ русских более 90%. Если города русскоязычные и русско-культурные, то государство де-факто русское.
  • Вся промышленность, оборона, культура и наука держится на русских - их там более 90%. Это фактическая моноэтническая основа государства.
  • Единственная городская культура - русская. От Калининграда до Владивостока — один культурный код: язык, литература, музыка, архитектура, быт. Это факт культурной гегемонии, не обязательно насильственной, но реальной.

Потенциальные преимущества и основания

  1. Решение "проблемы идентичности". Это дает простой и понятный ответ на вопрос "Кто мы?": мы — русское государство. Это снимает многолетний идеологический тупик и дает мощную объединяющую идею, основанную на этнокультурной почве.
  2. Справедливость демографического большинства. Аргумент "80% населения — русские" крайне силен. Логично, что государство должно отражать волю и интересы своего титульного большинства.
  3. Потенциал для модернизации. Концентрация на развитии русской городской культуры, науки и промышленности (которые действительно являются стержневыми) может ускорить развитие, убрав "размывание" ресурсов и внимания.
  4. Снижение рисков сепаратизма. Жесткая централизация по национальному признаку может восприниматься как способ подавления любых сепаратистских тенденций в национальных республиках, поскольку их статус будет четко определен как автономный в рамках русского государства.
  5. Легитимизация существующего порядка - сегодня Россия де-факто русское государство, но де-юре — «многонациональный народ». Это порождает:
  • Цинизм («братство народов» как фикция),
  • Обиды (у русских — «дискриминация в своей стране», у нацменьшинств — «русский империализм»).
  • Признание России русским национальным государством снимает эту двойственность.

6. Сохранение стабильности через автономии - не отрицает права на самобытность:

  • Автономии сохраняются только там, где есть реальный запрос (референдум), что:
  • Уважает волю коренных народов,
  • Предотвращает искусственное поддержание «республик» без национальной базы (например, Чувашия, где русских более 50%).

7. Снижение межэтнической напряжённости. Чёткое разделение:

  • Центр — русский,
  • Периферия — автономная, но в рамках единого государства.
  • Это может уменьшить конкуренцию за статус, ресурсы и символы.

Риски и вызовы

  1. "Отрицательная дискриминация" нацменьшинств с 1917 года на государственном уровне прекращается. Официальное провозглашение России государством русского народа немедленно поставит в уязвимое положение на общефедеральном уровне граждан других национальностей, особенно в национальных республиках (Татарстан, Чечня, Дагестан, Якутия и др.). Это не "братство народов", а отношения "титульная нация — национальные меньшинства". При этом сохраняются национальные территории с льготами для местнотитульного населения, что нарушает общий принцип равенства прав.
  2. Проблема границ и "раздела страны". Если Россия — национальное государство русских, то какой смысл удерживать в своем составе регионы с преобладающим нерусским населением? Эта логика, наоборот, может подстегнуть сепаратизм. Зачем Татарстану быть автономией в русском государстве, если он может быть независимым татарским государством? Это прямой путь к попыткам построить свои "маленькие национальные государства" - даже при выделении земель с преобладающим "титульным" населением из существующих автономий, где зачастую "титульная" нация в абсолютном меньшинстве.
  3. Международная изоляция. Такая модель будет однозначно воспринята Западом как этнократия. Ведь то что можно условным туркменам и армянам, не позволено русском.
  4. Историческая несовместимость. Российская государственность последние триста лет строилась на надэтническом принципе. Сначала религиозном (православие), а затем идейном (коммунизм). Цари были "императорами всероссийскими", а не "царями русских", в отличие от князей Земли русской домонгольского периода. СССР также был проектом надэтническим. Резкий поворот к этнонационализму де-факто отрицает последние триста лет русской и советской истории, создавая идеологический разрыв с прошлым.
  5. Парадокс «русского государства без русской идеи». Признание России русской — это не идеология, а констатация факта. Но без позитивного проекта («зачем быть русским государством?») модель превратится в пустую оболочку. Русская культура, православие, традиции — всё это может стать основой, но требует глубокой рефлексии, а не просто административного решения.

Заключение

Модель «Россия как русское национальное государство с автономиями» — это самый честный и, возможно, самый устойчивый путь из кризиса идентичности.

Она соответствует демографической и культурной реальности, снижает лицемерие советского наследия и даёт основу для национального единства.

Но её успех зависит от трёх условий:

  1. Гарантии прав национальных меньшинств (язык, культура, образование),
  2. Добровольность автономий (референдумы, а не административные решения),
  3. Позитивная русская идея — не «против кого-то», а «ради чего?» (духовность, справедливость, цивилизационная миссия).

Без этого модель рискует превратиться либо в этническую диктатуру, либо в новую фикцию, подобную «советскому народу».

Но при удачной реализации — это может стать основой долгосрочной стабильности для России как национального государства с имперским наследием.