Предыдущая статья цикла здесь.
Наивность лозунгов: Кадровая проблема
Главная причина неадекватности развития нашей страны состояла и состоит, по сей день, в номенклатурной системе, а не во власти КПСС, как криком кричали тогда демократы. Был необходим демонтаж института кадровой номенклатуры и замена его сбалансированной совокупностью всех властных механизмов.
Именно поэтому, призыв Горбачёва вернуть власть Советам был не только наивным, но и безответственным. Простая передача властных функций из партийных органов в советские (пусть даже избранные на самых демократических выборах) была неспособна привести к коренному изменению положения.
По большому счёту, задача, стоящая перед Горбачёвым, была самой сложной в обозримой истории. Во всём мире ещё не было, и до сих пор нет опыта подобных реформ.
Передача властных функций в Советы привела бы только к тому, что партократию сменила бы исполкомовская бюрократия. При этом, ни исполкомы, ни, тем более, Советы не были готовы реально осуществлять работу по подбору и расстановке кадров. Опытом такой работы обладали только органы КПСС, которые были единственной системой, способной управлять страной.
Только после создания, изучения и отработки новой системы был возможен юридический и фактический отказ от руководящей и направляющей роли КПСС.
Борьба с коррупцией: Дорога в золотой век
Пожалуй, наиболее ярким периодом правления Горбачёва, подтверждающим искренность его намерений, была борьба с коррупцией, начатая ещё Андроповым.
На XXVII съезде КПСС и январском (1987 г.) Пленуме ЦК было открыто заявлено: имеет место процесс перерождения партийных, советских и административных кадров в масштабах обкомов, крайкомов, ЦК союзных республик и даже в Центре.
Коррумпированная номенклатура, не готовая к столь мощным ударам, терпела поражение за поражением. За решёткой оказался даже зять Брежнева, первый заместитель министра внутренних дел СССР Чурбанов.
Но без проведения легализации капиталов теневой экономики, такая борьба была изначально обречена на провал. Напротив, для организованной преступности наступил золотой век.
Горбачёв, не осознавая этого, решительно продолжил борьбу. Такие действия, будучи преждевременными и не подготовленными, существенно стимулировали всё нарастающее сопротивление номенклатуры политике Центра. Дезинтеграция системы госуправления начала диалектически переходить в дезинтеграцию системы государственной власти.
О том, как это сопротивление вылилось в фатальную ошибку, окончательно похоронившую СССР, мы поговорим в следующей части.
Продолжение здесь.