Зина не могла поверить, что она все таки смогла поехать в Саратов к Наде, когда она родила своего первенца. Девочку назвали модным именем - Марина. Тетя Аля, вызвалась забрать к себе Наташку, слишком маленькую для такого долгого путешествия, а за скотиной пообещали присмотреть соседи. Сашка и Володей оставались на попечении тети Любы, у которой чувствовали себя, как дома. В путь отправились Шура, Зина и Галя.
У девочек, да и у самой Шуры, дух захватывало от того, сколько нового они для себя открывали, покинув родную деревню. Словно попали на другой конец света, а не путешествовали по родной стране. Шура очень боялась куда-нибудь опоздать, что-то потерять, и девочкам пришлось взять на себя роль проводниц по принципу "язык до Киева доведет". А им и нужно-то было всего лишь до Саратова.
Девочки были в восторге от такого приключения. Они без труда нашли в городе остановку, с которой нужно было доехать до железнодорожного вокзала, купили билеты в кассе и долго ждали поезд на перроне. Хотелось походить по огромной, как им казалось, территории вдоль железнодорожных путей, а то и выйти в город, но бедная Шура ни за что не соглашалась сдвинуться с места и, тем более, отпустить дочерей погулять самостоятельно. В ней впервые проснулся страх потерять детей в незнакомом месте или потеряться в этом огромном мире вместе с ними. Проходящие мимо поезда, были такими огромными, страшными, громкими, что могли поглотить ее девочек бесследно. А им еще предстояло забраться в железное нутро одного из них и провести там двенадцать часов жизни.
Галя откровенно заскучала, глядя на напряженную мать и Зину, уткнувшуюся в учебник немецкого языка, предусмотрительно захваченного с собой. Единственным развлечением для нее было разглядывание проходящих мимо людей, а точнее их одежды. Женщины в элегантных пальто, высоких сапогах и теплых шапках, казались Гале все, как одна, писанными красавицами, наподобие их тети Груши. Галя невольно поглядывала на собственные ноги в грубых башмаках, коричневых теплых чулках, и потертое пальтишко. Зина и мама одеты были так же. Впервые Галя поняла значение слышанного в школе слова "деревенщина" и ей стало грустно. Конечно, в райцентре, где она училась в школе тоже были холеные женщины. Да и некоторые девочки в школе появлялись на школьных вечерах в новеньких платьях. Галя и Зина довольствовались тем, что пришивали к школьному платью нарядные, кружевные воротнички, подаренные тетей Грушей. И таких, как они в школе было большинство, на фоне которых белоснежные, накрахмаленные воротнички сестер, выглядели очень впечатляюще. Но здесь, где почти каждая выглядела одетой с иголочки, Гале было стыдно за себя и она невольно начала сердиться.
У соседней скамьи остановилась группа пассажиров. Небрежно бросив чемодан и пару дорожных сумок на лавку, оживленно о чем-то затараторили. Галя увидела, что Зина оторвалась от учебника и навострила уши, прислушиваясь к разговору. Галя знала, что сестра не сплетница и в чужие дела никогда не полезет, а потому тоже стала прислушиваться, чтобы понять, что так заинтересовало Зину. Группа говорила на немецком. Галя услышала отдельные, знакомые по школьным урокам слова.
-Очень холодно, скорей бы поезд! -сказала Зина задумчиво, словно самой себе.
-Ты что понимаешь? - догадалась Галя, - Они так быстро говорят, что я не сразу поняла, что это немцы! - Галя сделала круглые глаза, -Что они тут делают, Зина? Они же вон сколько народу убили и покалечили! Даже папка наш ранен был!
Голос Гали повышался, задрожал от гнева и обиды.
-Тише! -шикнула на нее Зина, - Я пытаюсь понять, о чем они говорят!
-Прямо как разведчица в фильме про войну!- прошептала восторженно Галя и, получив от Зины тычок локтем в бок, замолчала.
-Говорят что-то про кладбище. Они приезжали почтить память предков... -сказала через некоторое время Зина, достаточно громко, чтобы ее услышал один из мужчин в группе иностранцев.
-Верно! -сказал он, обращаясь к Зине, - Ты откуда так хорошо знаешь немецкий?
Зина смутилась.
-Учу в школе...
-Знаю я как в наших школах учат! Читать еще куда ни шло, но вот понять речь настоящих носителей языка... у тебя талант!
Зина зарделась и, чтобы отвести разговор от себя, сказала:
-А что это за кладбище?
-Кладбище военнопленных, недалеко от города. Они каждый год они приезжают, ухаживать за могилками!
-А вот я даже не знаю, где похоронен мой первый муж! - подала голос Шура.
-К сожалению, и так бывает.- ответил мужчина, - Кстати в прошлом году с делегацией приезжала женщина, которая тоже не знает, где упокоился ее муж. Она говорит, что убирает могилки неизвестных солдат, в память о нем.
Шура задумалась припоминая, нет ли на их кладбище подобных могил. Мужчина же продолжал:
-Вашей дочери надо изучать языки! Я работаю на кафедре иностранных языков здесь, в педагогическом институте. Надумает поступать, пусть спросит профессора Шмелева, я помогу, чем смогу, похлопочу, так сказать!
Шура рассеянно кивнула, а у Зины фамилия случайного встречного отпечаталась в памяти, как и его добрая улыбка.
В Саратове, на вокзале, их встретил Василий. Шура, не спавшая всю ночь, с трудом передвигала ноги, думая про себя, что так не уставала, даже работая в поле. Голова гудела и шла кругом от шума и суеты, царивших вокруг. Василий подхватил их куцые пожитки и заторопился к автобусной остановке. Автобус привез их на окраину города, где жались друг к другу маленькие домишки и деревянные бараки. В один из домиков Василий и привел тещу с сестрами жены. Войдя внутрь, Шура почувствовала, что усталость отпускает. Домик был маленький, похож на деревенский, с большой печью и старой, деревянной мебелью. Навстречу им вышла Надя, играя ямочками на округлившихся щеках. Она бросилась целовать и обнимать маму и сестер.
-Ну, Надя, показывай мою внучку!- поторопила Шура.
Когда малышка оказалась у нее на руках, Шура прослезилась. Это была ее вторая внучка, но первую, дочку Павла, Шура до сих пор не видела. В редких письмах Павел писал в ответ на материнские просьбы приехать в гости с женой и дочкой, что путь слишком долгий, девочка маленькая, да и с работы не отпускают надолго. И вот Шура держит на руках Маринку, уже сейчас похожую на Надю. Зина нетерпеливо топталась рядом с матерью, ожидая своей очереди взять кроху на руки. Ей предстояло стать для девочки крестной матерью, но для начало надо было познакомиться с новым членом большой семьи.
Галя, в обнимку с Надей, смотрели на счастливую Шуру, ворковавшую над внучкой.
-А я буду крестной следующего твоего ребеночка!- заявила Галя.
-О нет! - рассмеялась Надя, - С меня и одной Маришки хватит! Вот Ленка замуж выйдет, родит, будет и тебе крестница!
-Она выйдет, как же! - протянула Галя и все засмеялись.
-А ужинать мы сегодня будем? - спросил Василий, решив, что уже можно встрять в это женское царство.
Надя засуетилась, закружилась по своему крохотному жилищу, ставшему с прибытием гостей и совсем тесным.
Зина отвоевала племянницу у матери, а Шура огляделась, недоумевая, где же они поместятся?
- Мама, не волнуйся! - сказала Надя, без слов поняв, о чем думает мама, - Мы с Васей все продумали! Там, -она показала рукой на стоявшую у дальней стены кровать, - мы с тобой ляжем. Для Зины Вася у родителей взял раскладушку, а для Галки - матрас!
-А Вася? - хором спросили Шура и Галя.
-А я пока переберусь на ночлег к родителям!- ответил Вася, -Мне там и до работы недалеко, хоть высплюсь.
На том и порешили.
Через несколько дней Марину окрестили. А заодно и Зину с Галей. Игнат в Бога не верил, по статусу было не положено, и дети Шуры, кроме троих старших, так и жили без обряда. "Приеду, окрещу и остальных"- решила она.
Крестины проходили прямо в доме Нади. Хоть гонений на церковь уже не было, а все же в стране был коммунизм и верующие считались людьми отсталыми и темными. Потому церковные таинства старались совершать тайно. Пожилой священник пришел в обычной, гражданской одежде, и уже у Нади облачился в рясу, вынув ее из сумки вместе с другими необходимыми атрибутами для обряда.
Потом приехали родители Василия и в честь знакомства, новоселья и крещения устроили небольшое застолье. Шура видела, что свекры приняли Надю, как родную и тревога о старшей дочери отступала. Надя была в надежных руках и счастлива. Шура надеялась, что и остальным ее детям повезет.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации.
Поддержать автора можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312