Найти в Дзене
Магистерия

Хайдеггер и древние греки: разговор через 2500 лет

Мартин Хайдеггер — относительно современный философ, который радикально изменил философский язык XX века. Почему же в его рассуждениях слышатся голоса древних мыслителей? Хайдеггер ведет бесконечный диалог с Парменидом, Гераклитом и Аристотелем, возвращая в философию слова и смыслы, забытые за две с половиной тысячи лет. Это выглядит странно: человек XX века, современник высокотехнологичных войн и продвинутой науки, почему-то настолько активно цитирует ранних греческих философов и комментирует Платона. Его страницы буквально усыпаны греческими терминами. Коллега Хайдеггера по философскому делу Теодор Адорно однажды не выдержал и назвал его «досократиком». Но ирония лишь подчеркивала факт: Хайдеггер видел в греках не музейное прошлое, а ключ к пониманию того, как мыслит современный европейский человек. Увлечение античностью не было прихотью. Германия XIX–XX веков жила греческой культурой: от Гёте и Шлейермахера до Гегеля и Ницше. Хайдеггер продолжал эту линию, признаваясь, что с двадцат

Мартин Хайдеггер — относительно современный философ, который радикально изменил философский язык XX века. Почему же в его рассуждениях слышатся голоса древних мыслителей?

Хайдеггер ведет бесконечный диалог с Парменидом, Гераклитом и Аристотелем, возвращая в философию слова и смыслы, забытые за две с половиной тысячи лет.

Мартин Хайдеггер, Художник — Майкл Кунце. 2006
Мартин Хайдеггер, Художник — Майкл Кунце. 2006

Это выглядит странно: человек XX века, современник высокотехнологичных войн и продвинутой науки, почему-то настолько активно цитирует ранних греческих философов и комментирует Платона. Его страницы буквально усыпаны греческими терминами. Коллега Хайдеггера по философскому делу Теодор Адорно однажды не выдержал и назвал его «досократиком». Но ирония лишь подчеркивала факт: Хайдеггер видел в греках не музейное прошлое, а ключ к пониманию того, как мыслит современный европейский человек.

Увлечение античностью не было прихотью. Германия XIX–XX веков жила греческой культурой: от Гёте и Шлейермахера до Гегеля и Ницше. Хайдеггер продолжал эту линию, признаваясь, что с двадцати лет каждый день посвящал чтению греков. И вот удивительный факт: в Аристотеле Хайдеггер увидел не наставника, а «слепого языческого учителя», чьи категории исказили и философию, и богословие. Книга Хайдеггера «Бытие и время», задуманная как труд об Аристотеле, становится одним из важнейших текстов века.

Что Хайдеггер находил в античной онтологии и что ему хотелось преодолеть? В обзорной лекции «Хайдеггер. Диалог с древними греками» доктор философских наук Дмитрий Бугай расскажет, как Хайдеггер деконструировал Аристотеля, заново открыл понятие истины и объяснил, почему без греческой философии невозможно понять даже собственное «я».

Призываем послушать — и не бояться сложных терминов!