Найти в Дзене
Периодика

Секреты черно-белой фотографии: почему монохром сильнее цвета

Оглавление

Зачем снимать в черно-белом, когда есть цвет? На первый взгляд кажется, что монохром — это что-то устаревшее, из прошлого века. Но стоит убрать краски, и кадр вдруг открывается по-новому: на первый план выходят свет, тень, форма, дыхание момента. Парадокс в том, что без цвета фотография звучит громче, чем с ним. Черно-белое — это не про «старое кино», а про глубину, атмосферу и эмоции. Давайте разбираться, почему монохром до сих пор способен передать больше, чем яркие краски.

Когда черно-белое фото сильнее цветного?

Есть сцены, которые сами просятся в монохром. Не потому что цвета переданы искаженно, а потому что они мешают чувствовать и фокусироваться на главном — идее.

– Портреты без позы: когда лицо живет, не стараясь быть красивым.

– Городские сцены: человек в проходе, отражения в луже, тени на стене.

– Домашние моменты: чайник, пар, рука, скатерть, утро.

– Пары и семьи: взгляд, прикосновение, дыхание рядом.

– Тихие детали: подушки, занавески, полутени на лице.

Цвет отвлекает, а черно-белое освобождает кадр от всего ненужного и передает суть.

-2

Успейте заказать со скидкой фотокниги для себя и близких

Как понять, что кадр «просится» в монохром?

Попробуйте задать себе вопросы и использовать пару техник.

– Есть ли в кадре свет и тень?

Даже слабый источник света, если он заметен, может сыграть.

– Есть ли четкая форма?

ЧБ любит очертания.

– Не держится ли все только на цвете?

Если фото становится «никаким» без цвета — возможно, это не его формат.

– Попробуйте прищуриться.

Вы увидите, где свет, где акцент.

– Включите монохромный режим на камере.

Иногда это помогает почувствовать кадр заранее.

-3

Свет и тень — главные инструменты фотографа

Все строится на том, как падает свет. Неважно, солнечный он или рассеянный. Важно, чтобы он задавал структуру кадру.

Что искать:

– лучи на полу или лице;

– полосы от жалюзи;

– лицо, наполовину в тени;

– боковой свет, который рисует фактуру;

– мягкий свет, как будто разлитый по комнате.

Если есть глубина между светлым и темным, фото уже начинает работать.

Фактура и поверхность

Фактура — это все, что «звучит» не через цвет, а через свет.

– складки на простынях;

– старая деревянная поверхность;

– шершавое стекло;

– морщины, текстура кожи;

– гравий, асфальт, ткань.

Боковой свет усиливает фактуру — так кадр становится более «тактильным».

Как не перегрузить черно-белую фотографию

Черно-белое не любит визуального шума. Один объект + воздух вокруг него — это уже композиция.

– тень от стула;

– силуэт человека на фоне стены;

– чашка на белом столе;

– рука в жесте.

Иногда пустое пространство важнее, чем заполняющий фон.

Как обрабатывать черно-белое фото

Приложения, в которых можно наложить черно-белый эффект, — Snapseed, Lightroom, Hypocam.

Какие инструменты применить?

  • Усилить контраст, чтобы появился рельеф.
  • Затемнить тени для глубины.
  • Уменьшить светлые участки, если яркие фрагменты кадра слишком выбиваются (например, окно кажется слишком белым или лицо теряет детали).
  • Избежать мутных серых фильтров, которые сильно снижают контраст, смягчают тени, делают фото «плоским», без глубины.
  • Снизить резкость, если детали и контур объектов становятся «жесткими».

Когда черно-белая съемка не работает

Иногда кадр держится на цвете — на его богатстве, настроении или смысловой роли. В таких случаях перевод в ЧБ не усиливает фото, а наоборот — делает его пустым. Вот несколько примеров, когда лучше оставить снимок цветным:

  • осень, где на фотографии хочется передать всю палитру природных красок;
  • витрины и интерьеры, если в помещении тускло, а освещение слабое — без цвета фото часто становится «грязным»;
  • еда с румяной корочкой, зеленью, ягодами в чб выглядит не аппетитно и теряет текстуру;
  • фото без контраста или акцента «распадается» в чб, поскольку требует сильную опору в виде света, силуэта или композиции.
Круассан с какой картинки захотелось съесть?
Круассан с какой картинки захотелось съесть?

Попробуйте небольшой эксперимент

Выберите из своей фотопленки кадр, который кажется вам слишком простым или «блеклым», и сделайте его черно-белым. Что изменилось? Стал ли снимок более «тихим» или «глубоким»? В комментариях делитесь своими результатами.

Вам могут быть интересны другие статьи из нашего канала:

Как обработать фото прямо в телефоне: советы фотографа

Фото как на пленку: три приложения с винтажными фильтрами для ретро-обработки

Топ-3 приложения для обработки фото на телефоне