Фрэнсис Бэкон называл книги «кораблями мысли, странствующими по волнам времени». Они плыли сквозь цензуру, войны, пожары и забвение. Хотите узнать, как эти корабли строились, кто ими управлял, и какой драгоценный груз они несли сквозь века от поколения к поколению?
«Главное в истории книги» — увлекательное путешествие сквозь пять тысячелетий: от клинописных табличек до электронных страниц в XXI веке. Вы увидите, как в средневековых скрипториях переписчики месяцами копировали Псалтырь, как Гутенберг изменил мир, как шрифты и переплеты превратились из утилитарных деталей в произведения искусства.
Бумажная книга Электронная книга
Буколики, Георгики, Энеида
В 1750 году 44-летний Джон Баскервиль, бывший учитель чистописания и резчик по камню, оставил обогатившее его занятие и обратился к книгопечатанию. Он мечтал издать поэму и стихотворения древнеримского поэта Вергилия на совершенно новом техническом уровне. На это у него ушло семь лет.
Баскервиль усовершенствовал печатный пресс, улучшил рецепт типографской краски и создал новый сорт веленевой бумаги, гладкой, как пергамент. А еще он обновил шрифт антиква, который обозначил в искусстве типографики переход от рококо к неоклассицизму: рисунок букв стал статичнее, усилилась контрастность шрифта.
Кстати, современная адаптация шрифта Baskerville включена в текстовые редакторы на компьютерах.
Попасть в переплет
Удивительно, но вплоть до XIX века большинство книг в Европе и России продавались без переплетов — с временным шитьем и в бумажных обертках («сорочках»). Текст нельзя было прочесть сразу, так как листы не были разрезаны.
Купив книгу, владелец относил ее в мастерскую, где тетради разброшюровывали, затем сшивали между собой, обрезали блок с трех сторон, разрезая листы, после чего крепили блок к крышкам, которые покрывали кожей, тканью или бумагой.
Экземпляр книги в типографской обложке, Амстердам, 1717 г. Музей Скансен, Стокгольм, Швеция
Для использования книги в храме на кожаное или тканевое покрытие крепили металлические накладки — средник, наугольники, жуковины («ножки» на нижней крышке). Привычный же нам издательский переплет в Европе возник в середине XVI века, изготавливался из листа плотного пергамена с полуклапанами и представлял собой по сути утолщенную обложку.
Читайте также:
«Помада» Алексея Кручёных
Алексей Кручёных — один из ярких экспериментаторов футуризма, активно изучавший материю языка, — придумал особый тип изданий. Это были напечатанные литографским способом книги, часто с рукописными текстами и созданными специально для них рисунками художников.
Таким образом устранялось промежуточное звено между читателем и автором, книга как будто возвращалась к первооснове — рукописи поэта.
В сборнике «Помада» автор опубликовал первое заумное стихотворение — «Дыр бул щыл...». В первых 25 экземплярах из тиража в 480 единиц отдельные литографии раскрашены художником от руки акварелью. А в некоторых экземплярах встречается раскраска, отличающаяся от авторской.
Красная чайхана-читальня
Изба-читальня появилась в России в конце XIX века — чтобы нести культуру и знания в крестьянскую среду. Она сыграла большую роль в ликвидации безграмотности. В отдельных республиках СССР были созданы и передвижные избы-читальни: красная чайхана, красная юрта, красный чум. К 1948 году их было более 40 000.
С появлением сельских домов культуры и библиотек в избах-читальнях начали размещать кружки: здесь вместе читали газеты и книги, устраивали беседы, ставили пьесы.
Стены изб-читален часто украшали плакаты, в которых призывали крестьян читать. Каждый включал запоминающийся слоган: «Если книг читать не будешь — скоро грамоту забудешь!», «Кто умен, а кто дурак! Один за книгу, другой — в кабак!», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить!»
«Средневековый комикс» о правах женщин
Одна из ярких европейских средневековых иллюминированных рукописей — «О Граде женском», автором которой стала первая французская профессиональная писательница Кристина Пизанская. Манускрипт создан в ее частном скриптории в 1405–1406 годах.
На первом листе помещена миниатюра: аллегорические фигуры Разума, Праведности и Правосудия вдохновляют Кристину Пизанскую написать книгу в защиту женщин.
С помощью Разума, который сравнивается с противостоящим времени прочным цементом, автор строит аллегорический город, где живут известные в мировой истории женщины. Каждая из них олицетворяет женскую значимость и духовное благородство.
В то время иллюстрации, которыми сопровождался текст, были невероятно важны, потому что лишь немногие умели читать. Такие богато иллюстрированные тексты назывались иллюминированными рукописями.
Анонимный миниатюрист пользовался натуральным золотом, которое растирали в порошок и смешивали со смолой, чтобы затем наносить с помощью кисти как краску. Рукопись создана на пергамене, текст написан в два столбца коричневыми чернилами полукурсивным почерком на французском языке.
Что еще важного
«Главное в истории книги» продолжает серию «Главное в истории», одну из самых популярных в МИФе (общий тираж — 250 тысяч экземпляров!). Авторы новинки: Ирина Великодная — доцент факультета искусств МГУ имени М. В. Ломоносова и заместитель заведующего отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, а также Анна Маркова — заведующая сектором ГМИИ им. Пушкина, переводчик, автор подкаста о редких изданиях.
Вместе они создали универсальную энциклопедию, которая понравится как заядлым книголюбам, так и тем, кто хочет понять, как книга стала тем, что мы держим в руках сегодня.
Вас ждет калейдоскоп артефактов, материалов, техник, культур, традиций, эпох:
- Почему рукописные книги продолжали создавать даже после изобретения книгопечатания — и до какого века существовала профессия писца
- Что в 1919 году сделало книгу массовой — и почему миллионы людей впервые сели за учебники
- Кто такие офени — и для чего им был нужен свой тайный язык
- Что общего у электронной книги и древнего свитка
- Чем пользовательские соглашения на сайтах напоминают издательские привилегии XVI–XVIII веков
- Почему хороший шрифт — тот, который вы не замечаете
- Красная юрта и красная чайхана: как и для чего появились избы-читальни
А еще эта книга — идеальный подарок: качественная бумага, полноцветные иллюстрации и тот самый «вау-эффект», когда даришь не просто книгу, а целую вселенную знаний.
За каждым сюжетом из книги стоят сотни других: забытые изобретения, шедевры полиграфического искусства и тихий героизм тех, кто хранил и переписывал слова сквозь века. Что осталось за кадром? Самые яркие и важные истории ждут вас под обложкой.
По материалам новинки «Главное в истории книги»
Заказать:
МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город
The post Дыр бул щыл и 200-летний шрифт. Про великие книги appeared first on Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер».