("Пойман с поличным", Caught Stealing, 2025, США)
Даррен Аронофски, создатель знаменитых "Реквиема по мечте", "Чёрного лебедя", "Рестлера" и много чего ещё, продолжает удивлять.
Делает он это всегда экстравагантно, однако не всегда приятно. Но на сей раз пронесло. Очередная работа Даррена "Пойман с поличным" - тот случай, когда он вспоминает о существовании массового зрителя, а не только о верных поклонниках своего творчества.
В основе "нового Аранофски" лежит дебютный роман американца Чарли Хьюстона 2004 года. Первый в трилогии о Хенке Томпсоне - простом бармене из Нью-Йорка, угодившем в криминальный переплёт едва ли не на ровном месте.
Поэтому, очевидно, и время действия картины взято из книги - 1998 год. Эпоха, когда мобильники уже входили в обиход, но не особо зажиточный Хэнк, который ещё и алкоголик, не может позволить себе такой гаджет. Поэтому весь фильм бегает по городским таксофонам, решая свои насущные, смертельно опасные проблемы.
Сценарий тоже был написан единолично Хьюстоном. И он же, говорят, настоял, чтобы одним из его ключевых героев, как в книге, был кот-симпатяга Бадди. Ради чего пришлось долго уговаривать собачника и котоненавистника Аронофски. Но маэстро в итоге уболтали.
И правильно сделали. Бадди, которого играет опытный котоактёр по кличке Тоник, звезда последней экранизации "Кладбища домашних животных" - истинная находка и украшение "Пойман с поличным". Не всяк двуногий бесхвостый гладкокожий способен так уверенно держаться перед камерой, как Тоник. А уж сниматься в экшен-сценах с невозмутимостью Шерхана и подавно.
Аплодисменты мохнатому талантищу и новых ему, ещё более крутых ролей!
Но вернёмся к двуногим и бесхвостым...
Трудно назвать "Пойман с поличным" чёрной комедией, ведь Хэнку (Остин Батлер) приходится ой как тяжко, и шутить его по ходу дела тянет всё меньше. Однако все виновники этой заварухи изображены Аранофски подчёркнуто гротескно. Еврейско-хасидская и русско-пуэрториканская (?) мафии, великовозрастный британский панк Расс и чернокожая копша Ромэн могли бы вписаться и в любой фильм "классического" Гая Ричи. Если бы только у всех у них было получше с чувством юмора.
Здесь же они демонстрируют свою карикатурность лишь поведением и внешним видом. А вот, чтобы "сказануть" в диалогах нечто убойное, для увековечивания в цитатах - такое, увы, случается редко.
Тем не менее даже в таком кроваво-полумрачном ключе фильм выдался ярким и захватывающим.
Барменом Хэнк Томпсон был не всегда. Будучи моложе, он имел шансы стать звездой высшей лиги бейсбола, но грянула трагедия. По его вине. Однажды, раскатывая с корешем пьяными на машине, Хэнк устроил аварию. В которой кореш не выжил, а ему раздробило колено и он распрощался со спортом.
И вот теперь Томпсон жил в Нью-Йорке, работал в баре, встречался со своей подружкой Ивонн (З. Кравиц), болел за любимую бейсбольную команду и каждый день звонил матери в Калифорнию. Ну и имел проблемы с алкоголизмом, что есть, то есть. Пока не фатальные, но повод задуматься о них у парня уже был.
Горе пришло, откуда не ждали. Буквально с той же лестничной клетки, где находилась квартира Хэнка...
Так вышло, что его сосед, панкующий британец Расс (М. Смит) срочно отлучился на родину. А своего кота Бадди оставил на попечение Хэнка, пусть тот, как и сам Аранофски, не шибко любил мурлыкающую фауну. Но Бадди оказался таким котом, не подружиться с кем было нельзя в принципе. И Хэнк не стал в этом плане исключением.
Однако, когда на следующий день Томпсон решил заглянуть в квартиру Расса за кошачьим кормом, прямо на её пороге его поймали два лысых русских "братка". И стали адресовать ему о Рассе не слишком дружелюбные вопросы. А адресат возьми, да не слишком дружелюбно на них ответь...
Били больно. Даже очень...
...Так и начался полный потерь и страданий, квест Хэнка по поискам а) ответов на то, во что Расс его волей или неволей втравил, и б) выхода из этой разборки, никак его не касающейся. На что, в общем-то мог бы ответить сам чёртов панк. Но часики тикали, а он, как назло, всё не возвращался из-за океана...
Импонирует то, что, несмотря на спортивное прошлое Хэнка, никакой он не крутой. Вдобавок раздолбай и совершает ошибки, что почти всегда ему аукаются. Этакий персонаж из жизни. Хотя, конечно, иногда и на него накатывает героизм, и зубы он показать способен.
Что не импонирует в "Пойман с поличным"...
Да ничего такого, за что его хотелось бы всерьез пожурить. Хорошее остросюжетное кино, снятое мастером со своим художественным вкусом и авторским стилем - даром что экранизация чисто уголовных разборок для Аронофски в новинку.
***
В общем, несмотря на то, что иногда "Пойман с поличным" хочет прикинуться чёрно-юморной комедией, это у него плоховато выходит.
Зато получается всё остальное, от криминальной драмы до жестокого боевика. С драками, погонями и порой нелепыми ситуациями. И даже котик пришёлся здесь ко двору, отыгрывая свою далеко не последнюю роль.
Иными словами, картину не посоветуешь вам лишь в том случае, если вы ещё не отпраздновали своё 18-летие или испытываете неприязнь к криминальному кино в целом. Пожалуй, всё.
Иных же противопоказаний к её просмотру нет. А тем более, если вы поклонник Аронофски ещё с "Реквиема по мечте" и с тех пор не пропускаете ни один его фильм.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):