Найти в Дзене
ВЗО ProДеньги

Маркетплейсы хотят отменить возврат купленных товаров

Оглавление
Маркетплейсы хотят отменить возврат купленных товаров
Маркетплейсы хотят отменить возврат купленных товаров

Оговоримся: речь идет не обо всех товарах, а о конкретных категориях. Пока это только обсуждается, и инициатором выступают не маркетплейсы, а Минэкономразвития. Таким образом ведомство хочет защитить права предпринимателей и предотвратить злоупотребления со стороны покупателей. Стоит ли говорить, что последним эта инициатива совсем не нравится.

Почему возврат товаров, купленных онлайн, предлагают отменить

Идею введения категории невозвратных товаров предложил министр экономического развития Максим Решетников. Он считает, что на маркетплейсах следует ввести невозвратные тарифы — по аналогии с покупкой авиабилетов.

То есть некоторые группы товаров будут стоить дешевле, но вернуть их будет нельзя, даже если они окажутся с браком или не подойдут. По мнению министра, это сделает продукцию российского производства более доступной, ведь сейчас на нее держатся довольно высокие цены.

Максим Решетников поясняет, что бизнес вынужден прибегать к подобным мерам не от хорошей жизни. Это связано со злоупотреблениями со стороны покупателей. Часто они заказывают товары, но не выкупают их — из-за этого продавцы теряют деньги на доставке. Более того, так поступают и конкуренты: оформляют большую партию товара, продавец тратит средства на логистику, а затем заказ отменяют. В итоге продавцу снова приходится платить за возврат товара на склад.

Некоторые покупатели идут еще дальше: они забирают товар, пользуются им, а затем возвращают. Такие случаи особенно часто происходят в период Нового года, когда россияне заказывают множество праздничных товаров — например, гирлянды, — а после праздников отправляют их обратно и требуют возврата денег.

По словам министра, все эти факторы в конечном счете влияют на цену. Она растет, потому что продавцы вынуждены компенсировать свои риски. Если же сделки будут проходить по принципу «заказал — выкупил», то у продавцов не будет повода закладывать эти издержки в стоимость.

Решить этот вопрос важно до наступления праздничного сезона, чтобы избежать новой волны возвратов сезонных товаров. Такая мера поможет защитить интересы предпринимателей и снизить их затраты.

В чем суть предложения

Речь не о том, чтобы полностью отменить возможность возврата товаров с маркетплейсов. Напротив, министр предлагает ввести отдельную категорию товаров — с более низкой ценой, но без права на возврат или отказ от заказа.

У покупателя по-прежнему будет выбор: приобрести товар с возможностью возврата, но по более высокой цене (в нее будут заложены риски), или купить дешевле — без права возврата.

Эта инициатива направлена против ситуации, когда пользователи заказывают множество товаров, но выкупают лишь малую часть. Чаще всего это касается одежды и обуви. Покупатели выбирают несколько моделей, чтобы примерить, но изначально планируют оставить только одну. В итоге за их нерешительность расплачивается продавец.

По данным Федерального общества сетевой торговли, в 2024 году на подобные проблемы жаловались 62% продавцов маркетплейсов.

Однако у такого подхода есть и подводные камни. Продавцы могут начать искусственно завышать цены на «возвратные» товары, чтобы стимулировать спрос на невозвратные.

Вместо этого можно рассмотреть иные решения: выявлять недобросовестных покупателей, предусмотреть частичные возвраты или разработать механизм урегулирования споров. Если же идея с невозвратными товарами все-таки будет реализована, ее стоит ограничить определенными категориями продукции.

Но ведь покупатель имеет право отказаться от товара

Да, и это право никто не отменяет. Речь идет о товарах с браком. Отказаться от них можно в течение семи дней (а в некоторых случаях — в течение трех месяцев). Кроме того, по-прежнему нельзя возвращать косметику, продукты питания, предметы личной гигиены и нижнее белье.

Чтобы ввести правило о «невозвратном тарифе», потребуется внести изменения в Закон «О защите прав потребителей». Сам по себе маркетплейс не может установить такие нормы.

Что это значит для бизнеса и покупателей

Для продавцов новая мера может стать способом сократить логистические издержки. Здесь действительно больше плюсов, чем минусов.

Покупателям же придется изменить свою модель поведения: больше нельзя будет заказывать все подряд «на пробу», а затем решать, что оставить. Придется заранее продумывать покупку и взвешивать решение.

Безусловно, это создаст неудобства. Возможно, часть пользователей вернется к покупкам в офлайн-магазинах. Это будет их личный выбор.

С другой стороны, те, кто и раньше подходил к покупкам осознанно, вряд ли что-то потеряют. Для них ничего не изменится: как они тщательно выбирали товары и выкупали все заказанное, так и продолжат делать это.

О том, как ранее продавцы хотели переложить на пользователей плату за доставку товаров, мы писали здесь:

А вы как относитесь к таким нововведениям? Согласны ли вы на условия «невозвратного тарифа» на маркетплейсах?

--

Все Займы Онлайн