Прошло еще какое то время, пока Вера стряхнула с себя оцепенение. Она наконец то смогла сдвинуться с места. Да и Сергей пришел в себя, щелкнул выключателем, в комнате зажегся свет.
Обессиленная от страха Вера молча прошла вперед и уселась возле стола на табуретку.
- Ох, дядя Сережа, -тихо, почти шепотом, вымолвила она наконец первое слово. - Я думала он сейчас меня прикончит прямо у тебя на глазах. Я такое услышала, такое… Если бы он догадался об этом, то мне точно бы не сдобровать.
Вера принялась за свой рассказ. Начала она его с того, как сходила к Ольге Петровне. Сергей все слушал, но про себя торопил девушку, чтоб та начала рассказывать по Гору, про то, что она услышала.
Наконец Вера добралась и до этого. Услышав, что она оказалась вместе с этими отморозками на одной кухне, да еще и узнала про их секрет, Сергей испугался не меньше Веры.
- Да тебя видно ангел хранитель уберег, не иначе. Ты ведь в двух шагах от них сидела. Как они только тебя не увидели. И вправду, тут тебе не поздоровилось бы. Дело то у них на мази. Все из за машины встало. А тут и машина нарисовалась.
- Вот я сразу и пошла к вам, чтоб скорее все рассказать. Хорошо, что Гора чайник в руках у меня не заметил. А то бы, наверное, догадался.
Вера замолчала. Она выложила все, что узнала. Теперь ждала, что же ей скажет Сергей. Сергей долго не думал, ответил почти сразу.
- Завтра с утра пойду к Алексею. Договоримся, пойдем на завод. Бог даст, не так уж много машин с утра с продукцией выедет из гаража, да не по городу ездить, а куда то дальше, что только в ночь обратно вернутся. К директору, может он с Василием сведет. Тому со своими то проще связаться будет. Там мужики хваткие.
- А мне то чего делать? - не утерпела Вера.
- А ты с утра к Ольге Петровне беги. Ей все расскажешь. Только осторожнее, Горе на глаза не попадись. А то еще заподозрит неладное. А теперь ступай домой. Спать ложись. А то проспишь завтра. Надо пораньше с утра все сделать. А там уж пусть органы занимаются.
Вера подняла с пола чайник, который так и стоял у порога, потом замешкалась.
- Дядя Сережа. А вдруг Гора Лизе расскажет. Вдруг она подумает, что я и вправду к тебе приходила.
Девушка замялась, щеки ее порозовели от стыда, от того, что она не совершала, но Лиза же может поверить Горе.
- Не переживай, я завтра же все расскажу, как было. Да и ты, если вперед меня ее увидишь, расскажи. Не бойся. Она тебе поверит. Знает же, что мы с одним врагом боремся, - успокаивал Сергей Веру, а про себя подумал, что если бы ему что то подобное рассказали про Лизу, то вряд ли бы он сразу успокоился. Умом бы понимал, а где то там внутри червячок бы остался и подтачивал его.
Как только первые лучи солнца упали на землю, Сергей проснулся. Нужно было пораньше пойти к Алексею, а то вдруг они разминутся, вдруг он пойдет на работу другой дорогой. Потом бегай, ищи его, вызывай с проходной.
Калитка у дома была еще на запоре изнутри. Пришлось стучаться. Алексей выглянул в окошко, вышел открыть в одних кальсонах.
- Ты чего такую рань. Я еще сплю. Что случилось?
Сергей рассказал все, что узнал от Веры. Алексей как то по хищному улыбнулся.
- Ну все, попалась птичка в клетку. Теперь не улетит. Ай да Вера, молодец какая!
Он быстро оделся. Сна уже как не бывало. Пока Алексей завтракал, они обсуждали, как поступить дальше. Самим им не стоит никуда соваться. Ловить преступников дело органов. Только вот к Ивану Николаевичу Алексей сходит, может особист его чем поможет. Ну а Сергею только ждать остается. На том и порешили.
Алексей отправился на работу пораньше, а Сергей уже никуда не торопясь, захромал домой. До работы у него еще много времени, все успеет. Он даже сделал кривуль до школы, где работал. Если открыта, так и домой бы не стал заходить. Но в школе все двери были закрыты и, по всей видимости, сторож еще спал в своей сторожке, он даже не выглянул посмотреть, кто там ходит во внеурочное время во дворе.
Утро, по летнему теплое, вступило в свои права. Люди спешили на работу. Кто то наоборот, отработав смену, возвращался домой.
- Сережа, -окликнул его Лизин голос. Он оглянулся, действительно Лиза с Натальей догоняли его.
- Ты куда это с утра ходил? - удивилась жена.
Сергей ответил, что все дома расскажет. Позвал и Наталью, ей тоже будет интересно. Они уже подошли к скверику возле общежития, когда Сергей увидел сидящего на скамеечке Гору с его дружками. Тот тоже заметил его. Так и поджидал, когда те трое подошли к скамейке.
- Ну что, не насытился что ли? - хохотнул Гора - за женушкой сбегал, чтоб та налево не ушла. Мужчина захохотал, довольный, что подцепил соседа. Сергей подтолкнул женщин, чтоб те шли дальше, а сам остановился.
- Сосед, я же вчера с тобой договаривался, что при Лизе не слова. Ты же обещал. А рассчитаться я с тобой рассчитаюсь. Вот как получку получу, так и отдам долг.
Сергей старался говорить убедительно, чтоб Гора не заподозрил подвоха, а сам поглядывал на его дружков. Запомнил на всякий случай.
- Ну так договорились, - уточнил Сергей и не дожидаясь ответа захромал дальше. Шел он нарочито медленно в надежде, что-нибудь услышать дельное. Но Гора, похохатывая, начал рассказывать, что сегодня ночью видел, как к хромоножке девка приходила. Соседка. Ведь позарилась на инвалида, сама то девчонка еще.
Слушать такое совсем не хотелось. Только еще одно доказательство, что Гора ни в чем не заподозрил Веру, порадовало. Стало спокойнее за девчонку. Ведь от этого негодяя можно всего, что угодно ожидать..
Лиза обернулась, увидела, что Сергей их догоняет, остановилась. Они стояли на углу общежития с Натальей и поджидали его.
- Ты чего это к Горе в друзья записался, разговариваешь с ним? - удивленно спросила Лиза у мужа. Тот только головой махнул вперед, мол дома все расскажу. И вправду, как только они вошли в комнату, Сергей принялся рассказывать о том, что случилось ночью. Скорее, сам хотел все рассказать, а чтоб не дошло до Лизы о ночном посещении от Горы или от соседей, которым тот уже возможно успел всего наговорить.
Женщины слушали его не перебивая. Только потом, когда он закончил говорить, посыпались вопросы. Их волновала Вера. Как она после такого, не испугалась. А узнав, что та ушла с утра в обком, успокоились. Правильную девку дед воспитал. Горой за него стоит.
Наталья даже домой не пошла. Решила, что Веру дождется. Та, правда, сильно задерживалась. Все трое уже переживать начали, не случилось ли чего. Но Вера все же пришла, развеяла все сомнения и страхи. А задержалась она из за того, что ждала человека, который занимается этим делом, чтоб все ему рассказать. Оказывается, за этой компанией следят. Только вот о дне совершения грабежа ничего не было известно. Тут вот и пригодились показания девушки.
В ту ночь дружков задержали на месте преступления. Отпираться было бесполезно. Гора, при допросе, вынужден был сознаться, что это он написал анонимный донос на профессора. Из зависти, из за того, что хотел получить с него деньги, а тот отказал.
Через несколько дней Павел Артемьевич вернулся домой. Вера сперва даже не признала дедушку. И без того худой, а тут от него только кожа да кости остались. Зато отросла борода, седая, густая. Казалось, что профессор постарел лет на десять.
Вера плакала, обнимая деда, а он успокаивал ее. Говорил, что теперь то уж точно все хорошо у них будет. И войну пережили, и донос. А что исхудал, так это не беда, нарастет мясо, дай только срок. В тот вечер в их маленькой комнатушке стало еще теснее. Пришли Наталья с Алексеем и Машей, Сергей с Лизой и детьми.
Хоть на столе было почти пусто, зато души всех собравшихся были полны радости. Разговоры не заканчивались. Каждый вспоминал что то свое. Дети тут же устроили возню на полу. В этом гомоне они даже не сразу услышали стук в дверь. Ольга Петровна с большим пакетом вошла в комнату, обняла профессора.
- Я всегда верила, что правда восторжествует. Тем более, когда рядом такие верные друзья. Они же и Верочке помогали, и друг друга поддерживали и все надеялись, что клеветник получит по закону.
Ольгу Петровну тоже усадили за стол. До самой ночи не расходились друзья по домам. Радовались, когда Ольга Петровна сообщила, что Гора со своими подельниками получил срок. Их уже отправили отбывать наказание. Теперь он вряд ли вернется сюда.
- Ну вот, а то я боялся, придет, с меня должок будет просить, - пошутил Сергей. - Обещал ведь с получки расплатиться.
Все уже знали, за что Сергей обещал заплатить Горе и рассмеялись. Лиза подошла к Вере и обняла ее. Да пусть бы рассказывал всем. Все равно бы ему никто не поверил. Даже хорошо, что удалось обмануть Гору. Вон как все ладно получилось.
Они сидели за столом, старые и новые друзья, которые стали родными. Беда, это испытание, сделало их только крепче, дружнее и мудрее.
Послесловие
Они сидели за столом и не знали, что впереди предстоит еще много испытаний, трудностей и даже невзгод. Но такое, из которого они вышли с честью, остались людьми, больше не повторится.
Им предстояло восстанавливать страну после разрухи, возводить города и строить заводы. Не только им, всем людям, которые окружали их.
Не знала Лиза, что вскоре получит письмо из деревни от Нюрки, в котором та напишет, что больше не стало матери. Марфа не дожила до победы, не порадовалась. Застыла зимой на работе. А в деревне что, только фельдшер, не лекарств, ни какой помощи. Так и угасла. Все надеялась, что выкарабкается, да вот не получилось.
А Нюрка решила, что выучится на врача и будет спасать людей от хворей. Нынче она заканчивает школу и хочет приехать к Лизе, поступать в институт. Конечно же, Лиза позвала ее к себе. И Нюрка стала студенткой. Ей дали общежитие в институте, а к Лизе она прибегает в гости.
Не знал Сергей, что станет снова учителем в школе, будет преподавать историю. И только изредка вспоминать то, что с ним приключилось, как страшный сон. Голова со временем его перестанет беспокоить совсем, но вот с тросточкой так и придется ходить всегда.
Не знал Алексей, что скоро постучится к ним в дом женщина с мешком за плечами. Не зря он писал письма во все концы, разыскивая мать. Одно из них через третьи руки попало к ней и вот она, долгожданная встреча. Зря он боялся, мать успела эвакуироваться, под немцем не была, спаслась.
Алексея со временем заметят, как сильного конструктора не только в Рязани и переведут в Москву, где он продолжит работы по обеспечению безопасности страны. Вся семья переедет вместе с ним. Наталья будет воспитывать Машу, ухаживать за свекровью, здоровье которой изрядно подорвано войной.
Не знал Павел Артемьевич, что его уговорят вновь начать работать в институте, где он возглавит кафедру. А Верочка пойдет по его стопам. Закончив школу, поступит учиться на исторический факультет.
Ольга Петровна тоже не знала, что судьба будет к ней благосклонна. Так и проработает она в обкоме до самой пенсии. Все неприятности будут обходить ее стороной.
Никто из них пока ничего этого не знал. Но все знали, что впереди у них долгая жизнь и они постараются в этой жизни остаться людьми.