Мы ранее рассказывали про первые мосты Петербурга. Возвращаемся к этой теме: вспомним, как строили первый постоянный мост.
Стремление соединить берега Невы надежными переправами зародилось еще в середине XVIII века. Российские и иностранные инженеры, а также талантливые народные умельцы, вроде Ивана Кулибина, предлагали свои решения.
Однако в те времена возведение постоянных разводных мостов через Неву было задачей чрезвычайной сложности и требовало колоссальных затрат. Поэтому долгое время город обходился временными наплавными мостами.
Решение о строительстве первого капитального моста было принято лишь в 1842 году. Его автором стал Станислав Валерианович Кербедз.
15 октября 1842 года проект получил одобрение императором Николаем I. Мост должен был связать Адмиралтейскую часть с Васильевским островом. Архитектурное оформление поручили Александру Брюллову, брату известного живописца Карла Брюллова.
Закладка моста состоялась 1 января 1843 года. Изначально планировалось завершить строительство к 1846 году, но работы затянулись на восемь лет. Строители столкнулись с трудностями: грунтовые условия оказались крайне неблагоприятными для возведения фундаментов. В связи с чем Кербедз уделил особое внимание укреплению дна реки у опор, для чего были разработаны и применены сложные механизмы.
Мост имел семь пролетов, перекрытых чугунными арками, и восьмой пролет у правого берега Васильевского острова был разводным. Конструкция разводного пролета, состоящая из двух частей, поворачивающихся в горизонтальной плоскости в противоположных направлениях, была новаторской для России. Все чугунные элементы моста были изготовлены на петербургском заводе Берда.
Мост был назван Благовещенским по расположенной на левом берегу Благовещенской площади (современная площадь Труда) и одноименному собору, который до наших дней не сохранился.
Декор моста добавлял особую изысканность всей конструкции. Чугунная решетка перил выполнена по эскизам А. П. Брюллова. Узор решетки символизировал морскую стихию: раковины и трезубцы, растительные орнаменты и морские коньки.
Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года в присутствии императора Николая I.
Современники восхищались новым сооружением, называя его «дивным ожерельем красавицы Невы» и «верхом искусства».
Мост стал гордостью Петербурга. На момент открытия он считался самым длинным чугунным мостом в мире. Его длина составила 298,2 метра. Инженеры и архитекторы со всего мира приезжали посмотреть на это чудо технической мысли.
В 1854 году у въезда на мост со стороны Васильевского острова была возведена часовня Святого Николая Чудотворца, спроектированная А. И. Штакеншнейдером. В 1930 году ее демонтировали, планируя на ее месте установить памятник лейтенанту Шмидту, но этот проект так и не был реализован.
После смерти императора Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский.
В 1863 году через Николаевский мост начали ходить экипажи конки, а с 1907 года по мосту прошел первый электрический трамвай, ознаменовав новую эру в истории петербургских перевозок.
17 ноября 1918 года переправа была переименована в честь лейтенанта Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.
Благовещенский мост положил начало эпохе строительства постоянных мостов через Неву. До революции были построены мосты: Литейный, Троицкий, мост Императора Петра Великого (Большеохтинский) и Дворцовый.
С годами Нева становилась все оживленнее. Старый мост, с его разводной частью у Васильевского острова, где глубина реки была недостаточной, затруднял судоходство. Кроме того, мост не справлялся с растущим потоком городского транспорта.
В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был полностью реконструирован по проекту инженера Григория Петровича Передерия. Количество пролетов осталось прежним, но разводным стал средний пролет, а поворотную систему заменили раскрывающейся.
Масштабная реконструкция 2005–2007 годов вернула мосту его исторический облик и название.
Сегодня Благовещенский мост — это не только важная транспортная артерия Петербурга, но и значимый памятник архитектуры.
Автор статьи: Рогова Марина, экскурсовод по Петербургу и пригородам.
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!
Другие статьи этого автора: