Найти в Дзене
Открытый Город

Первый постоянный мост через Неву

Мы ранее рассказывали про первые мосты Петербурга. Возвращаемся к этой теме: вспомним, как строили первый постоянный мост.

Стремление соединить берега Невы надежными переправами зародилось еще в середине XVIII века. Российские и иностранные инженеры, а также талантливые народные умельцы, вроде Ивана Кулибина, предлагали свои решения.

Однако в те времена возведение постоянных разводных мостов через Неву было задачей чрезвычайной сложности и требовало колоссальных затрат. Поэтому долгое время город обходился временными наплавными мостами.

Проект моста через Неву, И. Кулибин 1776 год
Проект моста через Неву, И. Кулибин 1776 год

Решение о строительстве первого капитального моста было принято лишь в 1842 году. Его автором стал Станислав Валерианович Кербедз.

15 октября 1842 года проект получил одобрение императором Николаем I. Мост должен был связать Адмиралтейскую часть с Васильевским островом. Архитектурное оформление поручили Александру Брюллову, брату известного живописца Карла Брюллова.

Закладка моста состоялась 1 января 1843 года. Изначально планировалось завершить строительство к 1846 году, но работы затянулись на восемь лет. Строители столкнулись с трудностями: грунтовые условия оказались крайне неблагоприятными для возведения фундаментов. В связи с чем Кербедз уделил особое внимание укреплению дна реки у опор, для чего были разработаны и применены сложные механизмы.

Станислав Валерианович Кербедз
Станислав Валерианович Кербедз

Мост имел семь пролетов, перекрытых чугунными арками, и восьмой пролет у правого берега Васильевского острова был разводным. Конструкция разводного пролета, состоящая из двух частей, поворачивающихся в горизонтальной плоскости в противоположных направлениях, была новаторской для России. Все чугунные элементы моста были изготовлены на петербургском заводе Берда.

Мост был назван Благовещенским по расположенной на левом берегу Благовещенской площади (современная площадь Труда) и одноименному собору, который до наших дней не сохранился.

Декор моста добавлял особую изысканность всей конструкции. Чугунная решетка перил выполнена по эскизам А. П. Брюллова. Узор решетки символизировал морскую стихию: раковины и трезубцы, растительные орнаменты и морские коньки.

Фрагмент решетки Благовещенского моста
Фрагмент решетки Благовещенского моста

Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года в присутствии императора Николая I.

Современники восхищались новым сооружением, называя его «дивным ожерельем красавицы Невы» и «верхом искусства».

Мост стал гордостью Петербурга. На момент открытия он считался самым длинным чугунным мостом в мире. Его длина составила 298,2 метра. Инженеры и архитекторы со всего мира приезжали посмотреть на это чудо технической мысли.

Вид на Благовещенский мост. В. С. Садовников 1851 год
Вид на Благовещенский мост. В. С. Садовников 1851 год

В 1854 году у въезда на мост со стороны Васильевского острова была возведена часовня Святого Николая Чудотворца, спроектированная А. И. Штакеншнейдером. В 1930 году ее демонтировали, планируя на ее месте установить памятник лейтенанту Шмидту, но этот проект так и не был реализован.

После смерти императора Николая I в 1855 году мост был переименован в Николаевский.

В 1863 году через Николаевский мост начали ходить экипажи конки, а с 1907 года по мосту прошел первый электрический трамвай, ознаменовав новую эру в истории петербургских перевозок.

Вид на Николаевский мост. Начало XX века
Вид на Николаевский мост. Начало XX века

17 ноября 1918 года переправа была переименована в честь лейтенанта Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.

Благовещенский мост положил начало эпохе строительства постоянных мостов через Неву. До революции были построены мосты: Литейный, Троицкий, мост Императора Петра Великого (Большеохтинский) и Дворцовый.

С годами Нева становилась все оживленнее. Старый мост, с его разводной частью у Васильевского острова, где глубина реки была недостаточной, затруднял судоходство. Кроме того, мост не справлялся с растущим потоком городского транспорта.

В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был полностью реконструирован по проекту инженера Григория Петровича Передерия. Количество пролетов осталось прежним, но разводным стал средний пролет, а поворотную систему заменили раскрывающейся.

Масштабная реконструкция 2005–2007 годов вернула мосту его исторический облик и название.

Вид на Благовещенский мост со стороны Английской набережной
Вид на Благовещенский мост со стороны Английской набережной
Благовещенский мост
Благовещенский мост

Сегодня Благовещенский мост — это не только важная транспортная артерия Петербурга, но и значимый памятник архитектуры.

Автор статьи: Рогова Марина, экскурсовод по Петербургу и пригородам.

Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!

Другие статьи этого автора: