После ночной стоянки в ожидании встречи с медведем, нам предстояло найти проход между льдами наверх и подняться на берег, названный нами {землей санникова}. Когда-то здесь было старое якутское поселение, следы которого теряются в истории и тонут среди зарослей кустарника и болот в виде старого заброшенного кладбища, на котором и был похоронен Яков Санников. Но до него нам еще предстояло дойти...
Продолжаю рассказ о путешествии по Лене состоявшемся благодаря слегка безумной идее вдохновителя проекта Хасана Карагужина пройти Великие Северные Реки и поддержке завода СТО22-Бийск, не только помогавшего нам в путешествиях на автомобилях УАЗ по Алтаю, параллельно испытывая производимые запчасти для российского внедорожника, но и готовившего уже третий катер для большой авантюрной трилогии: Обь, Енисей, Лена. Впрочем, на этот раз мы тестировали новый кардан для Toyota Land Cruiser, но это уже другая история, а пока я продолжаю рассказывать и показывать подробности нашего похода по Великой Реке Лене.
Нашей главной проблемой на подходе к берегам и поиску места ночевки и места подъема на высокий берег были медведи, нагромождение льдов и притопленный кустарник. Если медведи пока просто пугали своим присутствием, то льды и кустарник представляли реальную проблему.
Кустарник не давал подойти к берегу на моторе из-за опасности намотать его на винт, а отталкиваться шестами было сложно — кустарник тер по днищу и не давал катеру нормально двигаться. Больше всего переживали, что не сможем отойти обратно, когда придется выходить из зарослей.
Проход через нагромождения льда удалось найти по следам медведя, спускавшегося к воде. Пройти в другом месте в пределах разумной видимости и возможности оказалось невозможно. Когда смотришь с воды, ледовая стена не кажется таким сложным препятствием. Когда оказываешься на берегу, то в ход идут кусты, деревца, лед, болотина, мешающие тебе подняться наверх не прилагая сверхусилий.
И чем выше мы поднимались, тем больше оживала природа. Несмотря на то, что это был конец июня, зелень местами только-только показалась на солнце и старалась быстрее пройти свой летний цикл. Совсем недавно тут шли льды, раздвигаемые мощными водами Лены так, что многие глыбы оказались на высоте до 5 метров над уровнем воды, где и лежали до сих пор.
На высоком берегу, словно выброшенный на сушу кит лежит старый баркас. Как он здесь оказался — история умалчивает. То ли льдами выдавило наверх, то ли люди подняли его подальше от льдов и воды. Лежит он здесь вероятно еще со времен, когда в этих местах была жизнь. Сейчас даже на лом его никто не увезет, потому что добраться до города отсюда и без металла не просто.
Тип судна определить не могу. Что-то вроде одного из проектов катеров СМБ, вот только труба странная. Труба не дизеля, а парохода. Возможно изначально это и был пароход, а потом был переделан под дизель. Иначе зачем дизелю такая труба? Поправьте меня, знатоки!
Если на борту два инженера и фотограф, любящие все железное и с мотором, естественно они отправятся изучать найденную технику. Особенно, если это что-то настолько примитивное, но настолько же вечное и способное работать даже посте ядерной войны, лишенное любой электроники.
Впрочем, подробности внутреннего «убранства» катера или баркаса я покажу в отдельной публикации, чтобы не мешать рассказ о путешествии с рассказом о железяках и о том, как на этом катере включался задний ход. А это было очень круто, по нашим меркам… но сохраню интригу.
Попытки понять, как это судно оказалось на таком высоком берегу ни к чему не привели. Мы остались при мнении, что его все же подняли сюда люди, чтобы сохранить до лучших времен, которые так и не наступили. И вот лежит мертвый железный кит на высоком берегу, видимый со всех проходящих теплоходов и судов, идущих в Тикси и обратно на Большую Землю.
Если вы путешествовали по Лене из Якутска в Тикси, то наверняка видели этот железный памятник ушедшей эпохи и цивилизации. Но наверняка не знали, что чуть подальше находится могила Якова Санникова, к которой мы и отправились после ночевки на берегу реки Булун.
Возле борта судна нашлась интересная находка, достойная места в музее завода «Русская Механика» в Рыбинске. Это мангал, сделанный из рамы снегохода Буран, к части которой приделали ножки.
Поговорка «Голь на выдумки хитра» очень часто соответствует действительности, когда смотришь на что способны изобретательные умы советских и российских людей от неимения лишних возможностей и денег.
Еще одним доводом, что баркас был поднят на высокий берег людьми, стала мотолодка или катер из фанеры. Очень элегантный и красивый катер той же ушедшей эпохи и цивилизации, когда-то имевший лакированную палубу и стационарный мотор. Палубу потом закрасили прямо поверх лака, но катер до сих пор живой и не сгнил, хотя и построен из обитой жестью фанеры.
Что это за катер мне тоже сложно определить. Что-то похожее на проект ПК, но явно не он. Интересны обводы корпуса по бортам. Думаю, что на момент жизни, этот катер был не только красивым, но и довольно быстрым. Надеюсь, что кто-то из читателей узнает его и возможно даже покажет фото при жизни.
P.S. Нашел фото с другого ракурса. Оказалось, что лежали в другой папке. Теперь можно погадать, что за плавсредство.
Поискал в интернете и нашел только один похожий катер. И то по сети гуляет только одна фотография с подписью катер 370-М. Судя по заднему оперению и обводам корпуса впереди — это ОН!
По некоторым данным — проект 370-М числится служебно-разъездным катером. Фотографий ни в одном открытом мной описании нет, только характеристики и чертеж сверху и сбоку. Упоминание на старом фото, что это именно этот катер есть только одно.
Мое мнение, что это не 370-М, что кто-то подставил фото к описанию, а оно не соответствует действительности. Для служебно-разъездного катер выглядел слишком элегантно и парадно. Но могу ошибаться. Жду комментариев от тех, кто узнал этот катер и поможет его определить.
Бросив рассматривать валяющиеся вокруг артефакты, типа каркаса старой ручной корабельной помпы, мы двинулись дальше. В этих местах уже полярный день, а значить переживать стоило только за собственные силы, а не за световой день, потому что впереди был длинный день.
Нам предстояло добраться до жилища якутских рыбаков, чтобы изучить его. Потом подняться до могилы Якова Санникова и Никифора Носова со шхуны Эдуарда Толля «Заря». Навести порядок на могилах. Подняться на гребень над рекой Булун до старого якутского кладбища. Потом подняться на самую высокую гору и осмотреть русло реки Булун на предмет прохода по ней на катере в поисках места для ночевки. Именно там будет тот самый «Мыс Мамонта», упомянутый в моих дневниках путешествия.
Но я как Шахрезада умолкаю, чтобы оставить вас в легких размышлениях о судьбах кораблей, судьбах людей и далеких от городов местах, в которых однажды можно оказаться. Пусть не самому, но в таких вот публикациях из путешествий по удаленным местам России. А значит...
Продолжение следует!
***
Публикации из Ленского Похода 2025 ищите в специальной подборке >>>
Публикации из предыдущего похода по Лене можно найти тут >>>