В этой статье я собрал всю информацию о том, как наиболее просто и быстро запустить свой Дзен-канал и вывести его на монетизацию. Это что-то вроде выжимки из моего опыта, набранного за всё время, что я имел дело с этой платформой. Как говорится, хотел бы я знать всё это раньше.
Выбор тематики
С одной стороны, писать нужно о том, в чём вы разбираетесь или можете разобраться. С другой стороны, чем шире тематика, тем лучше. Канал в узкой нише быстро упрётся в свой естественный низкий потолок, и вряд ли вы сможете с этим что-то сделать.
В узкой тематике тоже можно зарабатывать, но это сложный путь. Поэтому лучше сразу составить список всех возможных тематик, в рамках которых вы можете написать много статей, и выбрать самую широкую и наиболее подходящую конкретно вам. Ну а если в процессе вы захотите переключиться на что-то другое, то это нормально и для канала ничем не грозит — проверено лично.
Оформление канала
Описание канала должно содержать основную информацию о том, что у вас за канал и о чём он. Много писать не нужно, достаточно указать только самое главное. Аватар канала в идеале должен хорошо смотреться в миниатюре и вписываться в круг. Если вы обратите внимание, то заметите, что у многих каналов в центре аватара находится какой-либо объект. Название канала должно всего лишь хоть как-то читаться и не быть варварским, как и остальные атрибуты канала.
Дело в том, что контент находится на первом месте. Просматривая свою ленту в Дзене, пользователь обращает внимание на заголовок статьи и обложку и на их основе решает, стоит ли этот контент внимания. При этом аватар и название канала для пользователя второстепенны, а то и вовсе не имеют значения.
Создание контента
Для себя я выявил некоторые правила и закономерности в том, чтобы заинтересовывать как можно более широкую публику и следовательно набирать как можно больше просмотров.
Самое главное — это о чём материал, и уже потом то, как он составлен. Содержание важнее формы. Идеально написанная статья о чём-то очень специфическом и узкоспециализированном не наберёт много дочитываний, как бы вы ни старались.
В идеале тема статьи должна быть близка и понятна широкой публике, и в то же время статья должна быть простой для восприятия. Если что-то можно упростить без потери смысла, то лучше так и сделать. Важно стараться лишний раз не напрягать мозг своего читателя. Поэтому речь должна быть простая и понятная большинству, но не обеднённая. Смысловые конструкции тоже должны быть по возможности простыми, но при этом содержательными. А ещё нужно в первую очередь рассказывать, а не объяснять — люди любят истории, а не объяснения.
Ещё вот какое наблюдение я сделал. Экспертный контент сам по себе не гарантирует большого количества просмотров. Само собой, я не призываю транслировать невежество как способ заработать на просмотрах. Но в то же время я неоднократно видел в Дзене дилетантские статьи, набравшие много дочитываний. Что делать с этой информацией, решайте сами.
Существуют схемы построения текста, которые могут представлять собой пирамиду определённой структуры и содержать такие элементы как введение и заключение. Вы можете придерживаться этих правил, если вам так лучше. Но для Дзена чаще всего это не нужно, здесь статьи и без всяких схем набирают много дочитываний. При этом скучное введение и бесполезное заключение, наоборот, только оттолкнут читателя. Достаточно, чтобы статья имела структуру, была понятна, логична и последовательна.
Использование в тексте определённых ключевых слов тоже имеет мало смысла. В Дзене почти весь трафик идёт в статьи из рекомендаций, тогда как трафик из поисковых систем в большинстве случаев находится в районе статистической погрешности и потому едва ощутим. Также нет ни одного подтверждения, что рекомендательный алгоритм как-то особенно хорошо продвигает статьи с определёнными словами и фразами.
Помимо содержания статьи, существенную роль играет заголовок. Он должен быть лаконичным и отражать основную суть материала, а также сообщать пользователю, что интересного и полезного он узнает. Иногда я придумываю для статьи сразу несколько вариантов заголовка, чтобы в итоге выбрать наиболее удачный. Также я оцениваю, по какому из заголовков мне самому хотелось бы кликнуть больше всего.
Частая ошибка начинающих авторов в Дзене — это игнорирование правил платформы. Человек сначала получает ограничение отдельной статьи или всего канала, а потом открывает для себя наличие справки Дзена и особенно наличие требований к контенту. Не теряйте время, изучите правила заранее.
Когда контент готов, может возникнуть вопрос, когда свой материал лучше всего публиковать. Так вот в Дзене время публикации не имеет значения за редким исключением, поскольку Дзен — это рекомендательная платформа. Подписчики всё равно увидят вашу новую статью в своей ленте подписок независимо от времени публикации. А в рекомендациях статья может продвигаться месяцами и более.
Выход в рекомендации
Первый шаг — набрать 10 подписчиков, чтобы канал попал в рекомендации. Для этого используйте свой круг общения в реальной жизни и свои странички в соцсетях вместе с прочими онлайн-ресурсами, где вы присутствуете. Просто сообщите, что завели канал в Дзене. Можете кратко рассказать, о чём планируете писать или о чём уже написали. И попросите подписаться и ознакомиться с вашим творчеством.
Группы и чаты по взаимным активностям не рекомендую из-за низкой эффективности этого метода. Но если так сложилось, что в вашем кругу общения совсем нет желающих подписаться на ваш канал, то взаимные подписки — единственный вариант, к которому можно прибегнуть до попадания канала в рекомендации за неимением иных возможностей.
С остальными требованиями для попадания в рекомендации сложностей быть не должно. Также важно понимать, что в самом начале ваши статьи вряд ли начнут получать большое количество показов, и это нормально.
Выход на монетизацию
Второй шаг — набрать необходимую статистику для выхода на монетизацию. Это 30 часов просмотра от подписчиков в течение 30 дней. Следовательно на старте нужно сделать максимальный упор именно на наборе как можно большего количества подписчиков.
Первые статьи не должны быть большими. Обычно чем больше статья, тем ниже процент дочитывания. Поэтому по возможности большую статью стоит разделить на две-три поменьше так, чтобы одна статья состояла примерно из двух-трёх тысяч знаков. Пусть каждая такая мини-статья раскрывает только одну сторону темы, для начинающего Дзен-канала это нормально. Публиковать большие статьи на старте имеет смысл только в одном случае — если у вас уже есть преданная аудитория, которая эти статьи точно прочитает.
Перед запуском канала я рекомендую подготовить как можно больше готовых статей, чтобы с первого дня публиковать по статье в день. Или хотя бы по статье в два дня. Это нужно, чтобы набрать как можно больше часов просмотра от подписчиков за отведённые 30 дней.
Если можете писать по статье каждый день, то вместе с заранее подготовленными статьями появляется возможность публиковать уже по две статьи в день, что способно значительно ускорить набор статистики для монетизации. Но делать так имеет смысл, только когда на канале уже есть хотя бы несколько десятков подписчиков.
В конце каждой статьи можно оставлять призыв подписаться. Но не просто «подпишитесь», а краткое объяснение, зачем это нужно пользователю. Например, на ваш канал следует подписаться, чтобы человек видел другие ваши статьи у себя в ленте и ничего не пропустил. Формулировка индивидуальна, вы должны сами придумать её под свой контент. Важно, чтобы это не было чем-то формальным и навязчивым. Благодаря такому призыву некоторые пользователи подпишутся, а значит их будущие просмотры вашего контента пойдут в зачёт статистики для монетизации.
Оставляйте возможность комментирования только подписчикам. По крайней мере, до набора заветных 30 часов просмотра. Кто-то подпишется, только чтобы оставить комментарий, и тут же отпишется. Но в основном люди остаются подписанными. Во всяком случае, какое-то время. Это значительно ускоряет рост количества ваших подписчиков, а значит приближает получение монетизации. Уже после подключения монетизации можно открыть комментарии для всех.
В конце статей оставляйте призыв написать комментарий. Если вы включили комментирование только для подписчиков, то так вы фактически призываете подписаться на канал. Обычно в конце статьи оставляют вопрос по теме или просто интересуются мнением аудитории. В идеале статья должна заканчиваться вопросом так, чтобы он был лаконично встроен в содержание статьи и по сути являлся её частью.
Также комментарии — это инструмент для связи со своей аудиторией. Пользоваться им или нет, решайте сами. Но в самом начале ведения канала этот инструмент я рекомендую использовать максимально, а именно отвечать на комментарии под вашими статьями. Но важно не спамить и, тем более, не отвечать грубостью на грубость. Лучше ничего не написать, чем оставить бестолковый комментарий.
Не воюйте с пользователями в комментариях, пользы в этом точно нет. В лучшем случае так вы впустую потратите своё время, а в худшем отпугнёте часть публики. В конце концов, люди могут писать любые комментарии, а вы имеете право на комментарии никак не реагировать или вообще их не читать.
Заключение
Подводить итоги не буду. Желающих высказаться приглашаю в комментарии. Также оставляю ссылку на мою старую небольшую статью о том, как в Дзене распределяются показы.