Интервью Елены Дмитриевской с Владимиром Михайловичем Аскинадзи г. Севастополь 23.07.2024г
Добрый день, подписчики и гости канала.
Продолжаю знакомить вас с интервью.
Е.Д.: Угу, хорошо, хорошая наводка. Следующий вопрос у нас тоже будет от Ольги Литвиновой. Это вопрос по группе Блинова. Вы с ними сфотографированы и сверху, и внизу но почему-то вы с ними разошлись в разное время тогда, одних забрали, потом другие. И фотография там. А вот там тоже такой момент, почему, когда и так далее.
В.А.: Ну, сейчас трудно восстановить по секундам. Последняя или одна из последних фотографий, где группа Блинова рядком стоит и сфотографирована. Но есть фотография где группа Блинова кучкой стоит и мы стоим кучкой. Там я в профиль, но мне кто-то там написал, что Аскинадзи в затылок сфотографирован. Нет, вы рассмотрите, ребята, черно-белая фотография, так вот мой профиль-то торчит, то есть мы лицо в лицо с Юрой [Блиновым] беседовали. Много фотографий. Вот на скале мы фотографировались. Это уже вообще последняя, потому что дальше они шли на взлет и все. Ну никакой ни трагедии, ничего. Ну, поменяли и поменяли группу. Я то Юрки получил последнее, что он сделал, какая разница между группой Мартюшева, что они достигли, Блинов что достиг. Блинов ничего не достиг, кроме одного: перенес палатку вот со старого места, которое за перевалом, он перенес сюда, где мы уже жили, и он жил.
Е.Д.: Уже ближе.
В.А.: Да, и мы жили. Но на его несчастье дожди были, поэтому они сидели в палатке, играли в карты, в общем, пересиживали погоду. У нас дождей не было, но у нас много бурана было, то есть у нас была настоящая зима, конец апреля, а у них была весна, середина апреля, вот, дождливая. Ну и ничего, просто рабочий эпизод, приехали, поменяли.
Эти улетели вот с куропатками, мы заняли их место.
Е.Д.: Вы говорили о том, что вам разнарядки давали под кедром, кому куда идти.
В.А.: Да, да, да.
Е.Д.: А мансям тоже, которые там участвовали в поисках? Им там же давали эти разнарядки?
В.А.: Да, да. Только к ним, конечно, уважительно относились. Больше Ортюков слушал их, чем давал указания. Но тем не менее у них был свободный поиск. Они вот вдвоем, два брата, на лыжах,
Е.Д.: Мы говорим о Куриковых?
В.А.: Да. Старший Куриков один раз с нами был, вот когда подстрелил глухаря. Потому что мы пошли по 4му притоку до Лозьвы и пошли ну под Отортен — то, вобщем, практически подошли потому, что левый приток Лозьвы ну чуть ли не отвесный, очень крутой. Ну, что туда лезть. Поэтому мы по правому берегу-то Лозьвы и вышли. Потом, вот эта фотография, где наддув большой - большой, а мы с Суворовым стоим где-то там на горизонте.
Ну, вышли на этот наддув и пришли в лагерь. Вот такую звездочку сделали. Вот тогда с нами Куриков был старший, младшего не было, младший видимо по своей программе, но я не следил за ними. Я получал свое задание, мне наплевать, что Николай будет со своими солдатами делать, что получил Куриков. Это все была компетенция полковника. Потому что это в общем-то результат вечерней нашей оперативки. Мы у печки собирались, или у костра собирались и обсуждали ход - что за день сделано и чего завтра будем делать в принципе. А утром уже конкретно: вот туда, вот туда и вот туда.
Е.Д.: Ну они между собой на своем языке разговаривали, да?
В.А.: Да, да. Потому, что русский язык они употребляли, но очень плохо, особенно младший, вот. Мы понимали, что они говорят, с ними можно беседовать, но это, это как вот мой английский.
Е.Д.: А вы только их двоих видели?
В.А.: А больше не надо, больше не было.
Е.Д.: Никого больше не было?
В.А.: Не было.
Е.Д.: То есть, это последняя была ваша смена, видимо, и их только двое там вот? Изначально же были другие манси?
В.А.: Елена, Степан Куриков, он был ведь не только шаман, но он был охотник, самый выдающийся охотник всей округи. За сезон он отстреливал 200 белок, первое место. Его брат Григорий занимал 2е место, 30 белок. А вот 5е место, если одну белку за сезон, то и слава богу. Вот его поэтому.. Куриков получал 2,5 тысячи рублей в день от государства за то, что он здесь, а не на охоте. Потому, что семью кормить надо целый год, и ему это выплачивали. Поэтому он безропотно исполнял, честно исполнял. Зная, что с ним государство расплатится. И это мелочь по сравнению с оплатой вертолета, оплатой людей и кормежкой, и так далее. То есть, полный расход на поиски и зарплата Курикова - это копейки разница, вот.
Продолжение следует...