Найти в Дзене
Автовыбор

"Есть чему учиться": что позволило китайскому автопрому взлететь всего за 10 лет

Вспомните китайские автомобиле середины 2010-х годов. На их фоне Lada Vesta, первые экземпляры которой только начали сходить с конвейера, выглядела современно и внушала доверие. За 10 лет многое изменилось – некоторые китайские производители успешно конкурируют с мировыми концернами и выходят на рынки западных стран. Премиальные автомобили из Поднебесной вовсе лидируют по соотношению технологичности и оснащения к стоимости. Но что именно стало основой для столь стремительного рывка китайского автопрома? Давайте разбираться. Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! К автомобилям из Поднебесной можно относиться по-разному. Я уже успел покататься на продукции разных производителей, и зачастую тоже имел претензии. Но факт развития китайского автопрома сложно отрицать – всего за 10 лет он совершил огромный шаг вперёд. Нулевые годы стали первым этапом развития массовой китайской автомобильной промышленности. В это время становятся известными сразу
Оглавление

Вспомните китайские автомобиле середины 2010-х годов. На их фоне Lada Vesta, первые экземпляры которой только начали сходить с конвейера, выглядела современно и внушала доверие. За 10 лет многое изменилось – некоторые китайские производители успешно конкурируют с мировыми концернами и выходят на рынки западных стран. Премиальные автомобили из Поднебесной вовсе лидируют по соотношению технологичности и оснащения к стоимости. Но что именно стало основой для столь стремительного рывка китайского автопрома? Давайте разбираться.

Wuling Hongguang – самый продаваемый китайский автомобиль 2010-х годов
Wuling Hongguang – самый продаваемый китайский автомобиль 2010-х годов
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

К автомобилям из Поднебесной можно относиться по-разному. Я уже успел покататься на продукции разных производителей, и зачастую тоже имел претензии. Но факт развития китайского автопрома сложно отрицать – всего за 10 лет он совершил огромный шаг вперёд.

Как всё начиналось

Нулевые годы стали первым этапом развития массовой китайской автомобильной промышленности. В это время становятся известными сразу несколько концернов: BYD, Great Wall, Chery, Geely, Lifan и другие. Основная задача компаний – закрепиться на местном рынке, который имеет большой потенциал благодаря населению страны, но иностранные компании занимают в нём огромную долю продаж.

Некоторые китайские производители шли по очень простому пути, который вызывал множество шуток. Они попросту копировали дизайн известных зарубежных автомобилей, а также перенимали технические решения. Другие компании пытались создавать свои модели, но влияние мировой промышленности всё равно было большим.

Копировали даже "Матиз" – на фотографии хэтчбек Chery QQ
Копировали даже "Матиз" – на фотографии хэтчбек Chery QQ

При этом китайские автопроизводители получали большие субсидии и льготы, позволяющие создавать продукцию с конкурентоспособной ценой. Конечно, более обеспеченные граждане по-прежнему покупали машины иностранных брендов, но именно местные производители "давали колёса" тем, кто мог позволить себе только самый доступный автомобиль.

Совместное производство как стратегия

Изначально Китай выбрал необычный подход к привлечению зарубежных инвестиций в области автомобильной промышленности. Благодаря различным льготам он активно привлекал мировых производителей к локализации производства. Однако просто зарегистрировать юридическое лицо, нанять сотрудников и начать строить завод было недостаточно. Такая возможность открывалась только при создании совместного предприятия (СП) с китайской компанией и долей не более 50%.

Именно поэтому практически все автомобильные заводы имеют в названии два бренда: FAW-Volkswagen, GAC-Toyota, Changan-Mazda другие. Где-то доли разделены пополам, а где-то доля китайской компании больше. Первое исключение сделали лишь в 2016 году для Tesla, которая смогла самостоятельно построить завод.

Golf на конвейере FAW-Volkswagen
Golf на конвейере FAW-Volkswagen

Совместное предприятие – одна из ключевых возможностей для получения технологий. Китайские специалисты работают рука об руку с зарубежными, поэтому имеют доступ к огромной доле корпоративной информации. Некоторые решения по-прежнему остаются в тайне, например, программное обеспечение, но компании из Поднебесной могут его повторить и даже сделать лучше.

Всё это позволило перенять лучшие решения зарубежных производителей и внести свои доработки. Так появились 2,0-литровые двигатели Haval и Tank, которые очень похожи на моторы Volkswagen, но модернизированы с целью устранения слабых мест. Схожим образом создаются роботизированные коробки передач, конструктивно близкие к PowerShift и DSG.

Покупка умов

Китайские компании понимали, что многие высококлассные специалисты находятся за рубежом. Далеко не все из них были готовы на переезд в Поднебесную даже ради высокой зарплаты, поэтому концерны выбрали интересный подход. Многие китайские производители открыли свои подразделения на западе и нанимали местных специалистов. Такой подход позволил собрать штат из опытных экспертов, создав для них комфортные условия.

Некоторым китайским компаниям повезло ещё больше. Например, Geely приобрела марку Volvo, что позволило ей получить готовые решения и штат первоклассных специалистов. И до сих пор автомобили китайской марки преимущественно построены на шведской платформе. Многие, кто ездили на современных Geely, отмечают их "европейское поведение" на дороге.

Уже сейчас эта тенденция меняется: благодаря накопленному опыту и развитию образования Китай способен подготавливать своих специалистов. А учитывая развитие автопрома Поднебесной, весьма вероятно, что зарубежные инженеры и дизайнеры с "горящими глазами" теперь сами захотят там работать.

Дешевле и не хуже

Сейчас многие китайские автопроизводители выходят на западные рынки и сразу показывают отличный результат. Например, марка BYD, которая уже стала лидером внутреннего рынка Поднебесной, в Европе растёт на сотни процентов в год по объёму продаж. Причина проста – китайские автомобили значительно дешевле при схожем оснащении.

BYD Yangwang U9 – рекордсмен максимальной скорости (496 км/ч)
BYD Yangwang U9 – рекордсмен максимальной скорости (496 км/ч)

Благодаря меньшим затратам на разработку моделей и сравнительно низкой стоимости энергоресурсов, промышленность Поднебесной имеет огромное преимущество. Например: стоимость электроэнергии, необходимой для выпуска одного компактного электрокара в Китае, составляет порядка 2500 $. В Германии аналогичные затраты составят 4500 $. Учитывая, что в дальнейшем эта разница обрастает процентами на пути к потребителю, она становится огромной.

И это особенно ощутимо в премиальном классе. Автомобили LiXiang, Zeekr и другие наполнены электроникой, которую дёшево производить в Китае, а все технологии есть под рукой. Да, компаниям из Поднебесной ещё есть чем учиться в ходовых характеристиках машин и эргономике, но уже сейчас они способны на многое.