Найти в Дзене
Военные технологии

ПРИЧИНЫ НИЗКИХ ТЕМПОВ ЛЕТНЕ-ОСЕННЕГО НАСТУПЛЕНИЯ РУССКОЙ АРМИИ в 2025 году.

Наша армия наступает. Ежемесячно освобождаются 100-400 км2 и более. И это не удивительно, так как у нас превосходство не только в артиллерии и авиации, в бронетехнике, в ракетах, и во всех видах боеприпасов, но и в численности воинов, да в в целом по дронам мы не уступаем.

Но простой подсчет показывает, что для освобождения русских городов Запорожье, Днепропетровск, Сумы и Харьков (не говоря уже о Херсоне, Николаеве и Одессе) такими темпами нам потребуется наступать еще 3-5 лет. Вряд ли история даст России такой шанс, ведь Запад активно вооружается, создаются реальные угрозы в Приднестровье, в Калининграде, на Балтике в целом, на морских и воздушных путях... Если мы не ускоримся, то Россию ждут очень серьезные проблемы.

Анализ боевых действий приводит к выводу о недостатках в управлении войсками, в тактике, в структуре и обьеме производства техники и вооружений, используемых в СВО.

Наступление все чаще производится малыми штурмовыми группами методом просачивания или быстрыми атаками, что вполне обоснованно, однако есть нюансы:

1. Не всегда заранее производится необходимая всесторонняя разведка, что приводит к потерям и провалам на минных полях, при попадении в засады, либо группы попадают в плотное окружение или в неудобные места, где невозможно закрепиться.

2. Зачастую не обеспечивается полноценное прикрытие штурмовых групп с помощью артиллерии, авиации и БПЛА. Не всегда поддерживается надежная связь, что ухудшает взаимодействие и приводит к потерям.

3. Группы закрепления, которые должны как можно быстрее заменить штурмовиков, осуществить ремонт захваченных позиций и выдерживать арт. удары и контратаки противника, в реальности часто не успевают подготовиться к обороне, несут потери и отступают.

4. Преимущества в беспилотниках на передке у нас во многих местах по сути нет, враг грамотно и эффективно атакует дронами, что почти нивелирует наше преимущество как в численности личного состава, так и в бронетехнике, артиллерии и авиации. ВСУ вскоре начнут массово применять и наземные беспилотники, как транспортные, так и боевые. При массовом производстве эти малые платформы будут сравнимы по стоимости с воздушными дронами.

5. К тактике также есть вопросы. Некоторые генералы не желают, да и не могут разрабатывать и использовать продвинутые, дерзкие схемы наступления. Военное искусство гораздо сложнее шахмат, и не всем оно дано. Им проще и надежнее работать методами давления либо малыми наскоками, не утруждаясь изучением противника и созданием всех условий. Но именно тщательно продуманные схемы могут привести к быстрым, глубоким прорывам и к оперативному кризису у противника. Пример: Потемкин с армией долго осаждал Измаил. Он не в силах был его взять и к зиме уже собирались снять осаду, ведь потери от боев и невзгод уже сильно выросли. Но пришел Суворов и быстро взял Измаил штурмом, причем потери наши оказались в 5 раз меньшими, чем у противника. Потемкин был неглуп и имел боевой опыт. Но высокое военное искусство не всем по плечу. Надо искать таких людей.

Суворов - наш лучший полководец. Фото в открытом доступе.
Суворов - наш лучший полководец. Фото в открытом доступе.

Давление сверху на командиров для ускорения наступательных действий без обеспечения всех вышеприведенных условий приводит к тому, что вперед бросаются отряды в неблагоприятных условиях, и на тех или иных этапах это выходит боком. За все платим кровью наших ребят. Противник успевает перебросить в район прорыва подкрепления, дроноводов и артиллерию, и отбрасывает наших бойцов с уже занятых позиций с потерями. В результате - срыв наступления.

Предлагаемые меры:

1. Существенное усиление разведки в районах наступления (особенно воздушной). Для этого нужно использовать больше БПЛА-разведчиков, особенно крылатых. Также развивать и другие средства разведки (спутники, дальние радиолокаторы на дирижаблях, агентура и т.д.). Важно создавать детальную электронную рельефную карту всего района прорыва, с указанием всех важных объектов. База данных должна пополняться в режиме реального времени. Это даст возможность более тщательно и объективно проводить анализ и планировать наступательную операцию.

Крылатый дрон-разведчик. Фото в открытом доступе.
Крылатый дрон-разведчик. Фото в открытом доступе.

Сейчас наступил этап, когда на крылатых БПЛА-разведчиков охотится не только ПВО, но и дроны-перехватчики. Поэтому важно не только увеличивать производство разведчиков, но и модернизировать их конструкцию для уменьшения потерь от перехватов. В частности, повышать максимальную скорость и высоту полета. Также ставить радиоприемники и вторые камеры, что позволит обнаруживать приближение перехватчиков. Тогда можно попытаться на максимальной скорости с маневром уйти от преследования. Также можно устанавливать в хвостовой части сеткометы или картечницы.

Борьба с БПЛА-разведчиками противника является критически важным направлением, так как без разведчиков невозможен поиск целей. Поэтому исключительно важно быстрее развивать производство и качество дронов-перехватчиков, а также средства обнаружения, усиливать местное войсковое ПВО на основе небольших ракет, способное бороться с крылатыми разведчиками.

Дрон-перехватчик Архангел. Фото в открытом доступе.
Дрон-перехватчик Архангел. Фото в открытом доступе.

С низко летящими дронами можно эффективно бороться с помощью автоматических пушек (более 2 км) , пулеметов и снайперских винтовок (до 800 м), а также из личного оружия (до 150 м). Но необходима тщательная подготовка стрелков. Для пушек важно производить снаряды с дистанционным подрывом, а для автоматов и пулеметов - спецпатронов.

2. Наступление малыми группами основано не только на незаметном или быстром проникновении, но и на мощной поддержке артиллерии и БПЛА, а при необходимости и авиации. Причем мощь и плотность действий этих средств должны многократно превосходить аналогичные средства противника. Большое преимущество в данном районе в средствах разведки позволяет успешно уничтожать противника и облегчает штурмовикам их действия, поэтому они продвигаются, освобождают объекты и передают их группам закрепления, а сами могут наступать далее, или эвакуироваться, или закрепиться где либо.

При наступлении для защиты от дронов противника штурмовики используют личное оружие (в том числе со спецпатронами), а также маскируются, прячутся и укрываются по возможности, в том числе пользуясь детальными данными разведки. Понятно, что всех штурмовиков нужно заранее готовить к уничтожению fpv-дронов противника. Также есть все основания, чтобы использовать ночные условия для действий штурмовиков, поэтому важно налаживать массовое производство компактных ПНВ, тепловизоров, коллиматоров, шт и других личных средств для ночных действий.

Пулемет с коллиматорным прицелом. Облегчает прицеливание по дронам. Фото в открытом доступе.
Пулемет с коллиматорным прицелом. Облегчает прицеливание по дронам. Фото в открытом доступе.

3. Если действия штурмовиков у нас уже осуществляются в ряде случаев успешно, то методы быстрого закрепления на новых или освобожденных позициях еще не везде отлажены. Существует дефицит малых транспортных средств.

Кроссовые мотоциклы.  Транспорт для штурмовиков и групп закрепления. Фото в открытом доступе.
Кроссовые мотоциклы. Транспорт для штурмовиков и групп закрепления. Фото в открытом доступе.

Уже давно пора поставить на поток не только производство мотоциклов, электробайков, квадроциклов, небольших багги, но также и малых автомобилей (1 или 2 местных со съёмными дополнительными местами сзади) с противопульной защитой. Такие малые автомобили лучше чем квадроциклы благодаря низкой посадке водителя и защите нижней части его тела бортами машины. На такую машину можно устанавливать дистанционно управляемый пулемет, либо автоматический гранатомет. Такой автомобиль более защищен от осколков и пуль, чем другие малые машины, и его также легко замаскировать в кустах, да и грузоподъёмность благодаря мощному мотору и крепкой ходовой части у него высокая. Защита от холода и дождя сьемным тентом тоже не лишняя. Малые автомобили на первых порах можно делать из подержанных легковых автомобилей, при этом желательно уменьшать размеры платформы, снимать все лишнее. Можно делать новый простой каркас, либо безкаркасную конструкцию. Обшивать бронеалюминием или композитной броней. Мотор важно иметь мощный с хорошей тягой на скорости 30-50 км/ час.

Боевой беспилотник. Фото в открытом доступе
Боевой беспилотник. Фото в открытом доступе

Давно пора также более широко использовать дистанционно управляемые малые транспортные и боевые машины. Наземные беспилотники должны быть малыми, чтобы быть менее заметными. Операторы вражеских разведчиков просматривают большие районы и обнаруживают крупные машины и скопления людей. Отдельные люди, в том числе на малом транспорте часто проскакивают незамеченными, это же касается и малых наземных беспилотных машин.

Только обеспечив передовую полным набором малого транспорта (в том числе беспилотного) мы можем решить проблему снабжения передовой, а также и решить проблему быстрого закрепления на новых позициях. Говорят, что наземные беспилотники гораздо дороже воздушных, но надо понимать, что при массовом производстве малый наземный беспилотник будет не намного дороже того же мавика.

Засилье воздушных дронов на передовой, особенно в так называемых "зонах смерти" привело к тому, что там крайне затрудняется снабжение отрядов, причем крупный транспорт уничтожается вчистую.

Усиление борьбы с дроноводами, продвинутый РЭБ, и особенно массовое использование стрелковых средств против дронов - позволят снизить подавляющую пока роль БПЛА. И тогда малый транспорт будет иметь неплохие шансы остаться целым и будет обеспечивать все снабжение.

Уделяя больше внимания быстроте закрепления на новых позициях можно предложить компактные механизированные средства для бурения, выкапывания и выбрасывания грунта. С такими малыми средствами механизации можно быстрее ремонтировать и расширять сеть траншей и блиндажей.

Важно у блиндажей делать второй изогнутый скрытый выход, делать частые перекрытия на траншеях, маскировать все, также необходимо делать запасные скрытые огневые точки, в том числе засадные, чтобы неожиданно уничтожать вражеских штурмовиков, которые приблизились к позициям. Подступы важно минировать.

Быстрому и надежному закреплению на позициях могут способствоваться наземные малые боевые беспилотники, которые могут создавать засады. Противник, контратакуя позиции будет попадать под перекрестный огонь из разных точек.

4. России, чтобы победить необходимо быстро развивать производство и использование воздушных и наземных дронов. Думаю, что уже в 2026 году армады дронов с каждой стороны будут определять ход конфликта. И если роль воздушных дронов наши верхи уже поняли, то значение наземных - еще не всем очевидно. Ведь стоят они дороже и все равно уничтожаются дешевыми fpv-дронами. А средств не хватает. При этом бедный противник уже начинает их массовое производство.

Чтобы быть дешевле и незаметней наземные дроны должны быть небольшими и максимально простыми, а выпускать их нужно поточным способом, чтобы снизить стоимость и насыщать войска. Связь обеспечивать, в том числе, воздушными дронами-ретрансляторами.

Наземные беспилотники могут иметь искусственный интеллект, чтобы самостоятельно передвигаться по путям (которые могут быть заранее определены и храниться в памяти машины). Также они могут самостоятельно обстреливать цели. Но пока это более дорогие модели.

Защиту наземных дронов нужно улучшать с помощью РЭБ и стрелков.

Чем быстрее мы будем обучать бойцов стрельбе по дронам, тем меньше будет у нас потерь, и тем быстрее будет наступление. Но нужно скорее выпускать спецпатроны в больших количествах.

Кстати, танки рано списывать со счетов.

Использование тройной дополнительной противодроновой защиты (сетки, каркасы, решетки, распущенные тросы) вместе с РЭБ резко повышает стойкость танка. Можно легко представить штурмовой танк, из которого убраны пушка, автомат заряжания и все опасные боеприпасы изнутри, сделана дополнительная защита от пожара, снаружи 3-4 пулемета (один 12,6 мм - штурмовой) с дистанционным управлением. Такой танк может быть ловушкой для дронов, уничтожая их десятками, а в это время наши службы находят дроноводов и по ним наносят удары. Допустим, в атаку идут 4 танка, два с пушками, два -ловушки для дронов. Танки заодно тралами проделывают проходы в минных полях. У штурмовых танков без пушек меньше вес, поэтому они еще тянут сани со вспомогательным снаряжением для закрепления (бревна, листы, продукты, вода, маскировочная сеть и прочее).

Общие выводы:

Нужно значительно увеличивать:

- производство всех видов БПЛА, особенно разведчиков и перехватчиков, а также улучшать способы их применения.

- производство наземных и морских беспилотников в широкой номенклатуре.

- производство мотоциклов, электробайков, квадроциклов, багги, малых автомобилей, в том числе легкобронированных.

- производство спецпатронов для стрелкового оружия и автоматических пушек.

- производство компактных ПНВ, тепловизоров и других средств для ночных действий.

- производство точных и дешевых макетов оружия и техники для применения на передовой.

- производство высокоточных боеприпасов, оправдавших себя, а также планирующих бомб, в том числе с оптимальным планером и с малыми двигателями.

- производство нескольких разновидностей штурмовых танков, в том числе без пушки и АЗ, но с дистанционными пулеметами.

Если вам понравилась статья, прошу вас поставить лайк и подписаться.

Предлагаемые публикации: