Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Варвар» – еще один претендент на статус лучшего хоррора года

История мрачного дома в прогнившей субурбии Детройта выглядит так, словно из соседнего домика в любой момент выскочит слепой ветеран Стивена Лэнга, а потом прибегут крейвеновские мутанты. Те, которые с холмов. Потому что под лестницей и так неспокойно.

Билл Скарсгард снова в ужастике, на этот раз без грима. Кадр из к/ф «Варвар».
Билл Скарсгард снова в ужастике, на этот раз без грима. Кадр из к/ф «Варвар».

Тесс (Джорджина Кэмпбелл, «All My Friends Hate Me») прибывает в Детройт на собеседование (тревожно, учитывая депрессивность городка). Приехав ночью в дождь, она обнаруживает, что домик уже арендовал мужик Кит (Билл Скарсгард, Пеннивайз из «Оно»). После фильма многим зрителям, готовящим путешествие, будут сниться кошмары про двойное бронирование (более вероятное, чем встреча с монстром).

Чтобы не оставаться на улице, Тесс готова переночевать. Мужик слегка навязчив, но галантен, называясь членом династии дрессировщиков (отсылка к семейке Скарсгард). Тесс – помощник режиссера, Кит говорит, что смотрел почти неизвестное кино этого автора, что тоже напрягает...

Судя по мрачным пейзажам с брошенными домами в субурбии, после хоррора «Не дыши» в городе-банкроте жить лучше не стало. Да еще район Брайтмор. Услышав про него, работодатель Тесс советует скорее бежать. И даже какой-то бомж на улице кричит, чтобы Тесс убиралась.

На следующий день Тесс находит дверь в подполье, где держали пленников. А дальше хуже, гораздо хуже...

Также есть персонаж ЭйДжей в исполнении еще одного ветерана культового хоррора Джастина Лонга («Джиперс Криперс», «Затащи меня в ад»). Актер ЭйДжей попал под «отмену» по повесточке, дела у него не очень. И он тоже оказывается в нездоровом доме.

Режиссер и сценарист – комик Зак Креггер, снявший пару едких комедий, ранее ужастики не делал. Иногда бывает как с Джорданом Пилом и «Прочь». Вчера был комик, а сегодня уже игрок высшей лиги хоррора.

Фильм «Хэллоуин заканчивается»: Блум и Карпентер идеально закончили франшизу
Кинокружок Курилова22 октября 2022

Влияние «Не дыши» сильно. Один из местных говорит, что ужас этого подвала еще полбеды. История Федерико Альвареса словно из одной вселенной с кино Креггера, даже с той же улицы. Сдвиг злодея похожий, как и саспенс, заставляющий задерживать дыхание. Есть даже близкие кадры со стариком и револьвером.

Кадр из к/ф «Варвар».
Кадр из к/ф «Варвар».

Сильны и отголоски крейвеновских «У холмов есть глаза» и «Люди под лестницей» (на них, кстати, и опирается «Не дыши»). Здесь можно увидеть остроумные комментарии о вырождении, о мужском доминировании, кризиса маскулинности и т. п.

Фильм хорош неторопливыми подводками персонажей к жуткому подвалу, диалогами, портретами, драматической работой актеров. Фильм никуда не спешит, как не спешит живущее в подвале, и это увеличивает мандраж.

Неспешность такова, что режиссер устраивает клиффхенгер после почти трети метража. Обрыв «на самом интересном» – не две минуты, а больше двадцати. Кто-то скажет, что нечестно начинать новую историю после трети действия. Но разве ждать – не одно из самых тревожащих занятий в мире? Вот Креггер нам его и подкидывает. Это ли не чудо саспенса?

Джастин Лонг. Кадр из к/ф «Варвар».
Джастин Лонг. Кадр из к/ф «Варвар».

Нелинейность повествования работает в плюс. Как и беспечное обращение к разным поджанрам. То элемент триллера про девушку, которую заболтал симпатичный парень с хорошими манерами (недавно так было в «Свежатинке»), то мотивы пыточного хоррора, то приквел про маньяка из 80-х, снятый короткофокусной оптикой...

Тут есть потенциал для продолжений или даже спин-оффов, интересны смысловые отростки, которые не приносят плодов, но выглядят свежо. Мы бы не отказались больше узнать о мужике из клуба, которого сыграл Креггер; выяснить, почему коп смотрел так, словно что-то знает; от чего кричал во сне герой Скарсгарда; лучше вникнуть в схему с подвалом. Наверно, автор не смог бы с ходу сказать, что за кадром. Возможно, это как Barbarian, «рыба» без прямого отношения с сюжету.

Трагикомичный персонаж. Кадр из к/ф «Варвар».
Трагикомичный персонаж. Кадр из к/ф «Варвар».

В какой-то момент «Варвар» кроме жуткости становится ироничным. Тут в помощь Джастин Лонг с двойной харизмой. Это уже взрослый и набравшийся цинизма пацан из «Джиперса Криперса», снова попавший в жуткую яму, и забавный герой Кевина Смита, обреченный на экзекуции. К сожалению для него, речь не о «Клерках», а о «Бивне».

Арка Лонга с сатирой, стебом и с довольно смешной драмой морального падения. Благодаря его персонажу отыграна «повесточка» на тему Me Too. Это поднадоело, но тут все слишком элегантно и талантливо, чтобы обвинять автора в полит-спекуляциях.

При всей социальной подоплеке кино не похоже на общественно-политические памфлеты и манифесты, надевшие хоррор-маски. Автор веселиться и скорее подчиняет «повесточку» ужастику, чем наоборот.

Эффектная предыстория из времен Рейгана. Кадр из к/ф «Варвар».
Эффектная предыстория из времен Рейгана. Кадр из к/ф «Варвар».

Также, при уважении к классике, «Варвару» скучно на полке с картинами, которые скорее киномания по хоррору 70-90-х, чем собственно ужастик.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!