13 сентября 2025 года в День города в Москве открыли
новый участок Троицкой линии метро, в том числе станции «ЗИЛ»,
«Крымская», «Академическая» и «Вавиловская». Таким образом завершён первый этап Троицкой линии — построено 11 станций, или 25,2 км из более, чем 43-километровой новой линии. Москва растёт — растёт и метрополитен!
Новые станции Троицкой линии метро в режиме видеосвязи открыли президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Над обликом каждой станции метрополитена в Москве работают архитекторы, отталкиваясь от конструкционных особенностей объекта, его месторасположения, исторической составляющей и множества других условий. Для отделки подбираются эффектные и в тоже время износостойкие материалы, применяются современные технологии», — рассказал Максим Гаман.
Сергей Жуков отметил, что Троицкая линия — первый в России объект метрополитена, полностью спроектированный с помощью технологии информационного моделирования. По его словам, при строительстве использовали современную технику: специальный тоннелепроходческий комплекс, технологию виброглушения и шумоподавления, бесстыковые рельсы.
Станцию «Крымская», расположенную между Севастопольским проспектом и
Павелецким направлением МЖД, отличает морская тематика. Колонны и балки
на платформенной части станции напоминают крылья парящих птиц.
Расположенные на путевых стенах светильники выполнены в виде судовых
иллюминаторов. Станцию украшают тематические художественные композиции в технике печати на стекле, а эскалаторный наклон восточного вестибюля –
изображения парящих чаек, выполненные в технике печати на панелях
облицовки. В оформлении станции преобладают синие оттенки, а также белый
и черный цвета. На главном фасаде западного вестибюля размещен силуэт
полуострова Крым, выполненный в виде барельефа из нержавеющей стали с
подсветкой.
Декоративно-художественные композиции «Академической» посвящены науке, образованию и 300-летию Российской академии наук. Путевые стены украшают панно, выполненные в технике изображений, совмещающей современное искусство и классическую живопись, их общая площадь превышает 1,6 тысячи квадратных метров. На панно представлены портреты выдающихся деятелей разных эпох, в том числе Лаврентия Блюментроста, Ивана Шумахера, Николая Семенова и Владимира Вернадского, а также изображения здания Академии наук.
Станция «Вавиловская» названа в честь выдающегося физика и президента Академии наук СССР Сергея Ивановича Вавилова, его исследования в области люминесценции легли в основу архитектурной концепции станции.
В интерьере платформенного участка станции доминирует асимметричная композиция, где путевая стена плавным изгибом переходит в плоскость потолка. Они облицованы анодированным светлым алюминием, эффектно контрастирующим с противоположной черной стеной и полом платформы из черного природного камня. Светильники над платформой символизируют движение световых частиц. Их диаметр создает геометрическую прогрессию: он изменяется от 110 миллиметров с одного края платформы к 140 миллиметрам в центральной части и 188 миллиметрам к противоположному краю, усиливая перспективу и создавая эффект движения. Черная путевая стена инкрустирована мелкими элементами из стали с зеркальной поверхностью, отраженный свет от которой раскрывается мерцанием только пассажирам, не мешая машинистам поездов.
Дизайн станции «ЗИЛ» Троицкой линии посвящен легендарному одноименному автомобильному заводу. Одну из путевых стен украшает декоративно-художественное панно, выполненное на стекле в технике многоцветной печати. На нем изображен стилизованный автомобильный конвейер, отражающий основные вехи трудовых свершений коллектива завода. Пол, другие участки стен и колонны облицованы камнем из российских месторождений.