Совбез ООН отверг резолюцию России и Китая, в которой было предложено на полгода продлить истекающий в октябре срок иранской ядерной сделки. С какими санкциями теперь предстоит столкнуться Ирану?
Обновлено в 15:25
Совет Безопасности ООН отклонил предложение Китая и России продлить смягчение санкций против Ирана в рамках ядерной сделки. Это первое возвращение к международным санкциям в отношении Тегерана почти за десятилетие.
Великобритания, Франция и Германия обвинили Иран в невыполнении их условий. США также готовы были дать Ирану отсрочку, но, по словам президента страны Масуда Пезешкиана, взамен требовали передать им весь обогащенный уран.
Санкции не только повлияют на ядерную программу Ирана, но и приведут к заморозке иранских зарубежных активов, ограничениям на поездки, а также к другим экономическим последствиям — например, скажутся на балансе мирового предложения нефти. Продолжает политолог-востоковед Елена Супонина:
Елена Супонина политолог-востоковед
«Парадокс в том, что Иран только что договорился с Международным агентством по атомной энергии о возобновлении инспекций. По идее, это должно было снять те озабоченности, которые были у европейцев, насчет того, что происходит с иранской атомной программой: продолжается ли обогащение урана, где находятся запасы высокообогащенного урана и так далее. За скобками остается еще один важный момент — прежнее заявление президента США Дональда Трампа о том, что в ходе американских бомбардировок ядерных объектов Ирана были уничтожены все возможности Ирана по обогащению и даже были уничтожены некоторые запасы. Видать, не были уничтожены. Получается, что ни желание Ирана сотрудничать, ни подрыв его атомной программы не повлияли на страны Запада, которые сейчас возобновляют международные санкции против этой страны. Санкции по договоренностям от 2015 года должны были быть отменены в случае плодотворного сотрудничества Ирана с международным сообществом по этому вопросу. Позиция России и Китая была такова: раз уж у стран Запада есть сомнения, можно продлить статус Ирана без санкций, чтобы страна продолжала инспекции, то есть дать небольшую передышку, всем разобраться с этим вопросом и подвесить ситуацию в таком состоянии до апреля. Но европейцы настояли на жестком возвращении международных санкций, против чего выступали и Иран, и Китай, и Россия. По факту это означает ужесточение международных санкций против Ирана, потому что европейцы сейчас говорят о том, что они будут ужесточать эти санкции также в одностороннем порядке».
Чего европейская тройка добивается от Ирана, выдвинув невыполнимые для Тегерана условия для продления смягчения санкций? Рассуждает аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Александр Наджаров:
Александр Наджаров аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ
«Эти санкции скорее связаны с растущим военно-техническим и экономическим сотрудничеством между Россией и Ираном, а не с иранской ядерной программой. «Евротройка» всегда выступала за СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий, или иранская ядерная сделка. — Бизнес ФМ), выступала за возвращение Вашингтона в СВПД, но сейчас эти санкции не из-за того, что они крайне озабочены тем, что Иран является пороговым государством, — он им является уже достаточно давно. Это еще связано, на мой взгляд, в первую очередь с растущей взаимосвязкой между Россией и Ираном в военно-стратегическом отношении. Безусловно, там есть факты того, что в первую очередь крайне важно для французов, чтобы Иран действительно не получил ядерное оружие, Франция всегда крайне последовательно выступала против иранской ядерной программы. Франция была во время переговоров по СВПД наиболее агрессивным западным игроком, наиболее максималистски настроенным, поэтому это в ее духе. Французы очень не хотят видеть расширение ядерного клуба. Но я должен подчеркнуть, что в решении «евротройки» снова ввести санкции фигурирует Россия. По большому счету ни мы, ни китайцы эти санкции соблюдать не будем. Возникнет снова правовая коллизия, когда Совет Безопасности ООН будет противоречить самому себе и своим же принятым решениям. Это еще один инструмент ООН, который в итоге сломался, который не работает и который просто превращается в инструмент давления Запада».
Несмотря на то что санкции в большей степени затрагивают ядерную программу Ирана и включают в себя эмбарго на поставку вооружений, косвенно они затронут и нефтяную промышленность страны, рассказывает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик
«Иран на сегодняшний момент добывает порядка 3-3,5 млн баррелей нефти в сутки, из которых около 1,5 млн баррелей нефти в сутки с возможностью увеличить этот объем Иран поставляет на внешний рынок, в первую очередь основному потребителю в лице Китая. Поэтому те ограничения, которые ООН планирует ввести, будут ограничивать нефтегазовый сегмент, хотя они, грубо говоря, не касаются его, но они будут вторичным образом влиять на то, что компании из других стран не будут заходить в Иран с точки зрения участия в каких-либо совместных проектах, потому что Иран просто не будет пускать на свою территорию иностранные компании из тех стран, которые будут придерживаться этих санкций. Сами эти недружественные страны, как и для нас, будут ограничивать поставки технологий, связанных с нефтедобычей, в эту страну, что может повлиять именно на снижение объемов дальнейшей выработки нефти в исламской республике и будет влиять на баланс спроса и предложения, в данном случае на баланс предложения на рынке нефти, что, на мой взгляд, находит сегодня отражение в котировках, которые за последние два дня как раз показывали тенденцию к увеличению. Я полагаю, что это решение ООН уже нашло отражение в росте цен на нефть, и полагаю, что дальнейшего существенного увеличения цен на нефть — даже плюс 5% или 7% — уже не будет. То есть премия уже заложилась в цену как раз за последнюю неделю, это мы и увидели».
Москва и Пекин (Китай импортирует значительные объемы иранской нефти) решение Германии, Франции и Великобритании о возобновлении санкций в отношении Тегерана считают незаконным. В частности, ранее представитель России при ООН Василий Небензя заявил, что Москва не признает ни совершенных, ни дальнейших шагов в этом контексте.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»