Даты поездки: 16-20 сентября 2025
Мы собрались в Китай стремительно, увидев новость об отмене виз для россиян, в первый же день купили билеты. Уже давно задумывались о первой поездке в Поднебесную, и звезды сошлись за 1,5 недели до отпуска. Но стоит сказать, что самостоятельный Китай это средний уровень отважного котешественника, не совсем для новичков, требующий хоть и не сложной, но подготовки, о чем поверхностно расскажу в этой первой части рассказа о нашем путешествии (более подробные инструкции вы точно найдете на просторах Интернета).
Скажу лишь для вашей решительности, что вся логистика на 10 ночей, включая перелет (в Шанхай с идеальной 2:40 пересадкой в Урумчи, а из Пекина в Москву прямым), проживание в хороших, но не люксовых, гостиницах и поезд между городами, обошлась на двоих в 155 тыс. А теперь сравните это с предложениями агентств.
Отзывы в интернете пугали нас пересадкой в Урумчи (это уже пересадка на внутренний рейс с прохождением границы, получением багажа и новой регистрацией до Шанхая), но несколько месяцев назад был открыт новый терминал с иголочки, и все пошло максимально комфортно. Кстати, приготовьтесь расстаться с вашими паурбанками, если не имеют специальной маркировки ССС, приемлемой для Китая.
Ну, погнали…
Когда ехать?
Шанхай считается в Китае южным городом, поскольку находится к югу от реки Янцзы. Да еще, как буквально об этом говорит название города, находится у моря, что поддает пару.
И мы прочувствовали это в полной мере!
Плюс 37 в первый же день чуть нас не убили, но оказалось, что такая температура для 16-го сентября не типична и превышает среднее по больнице климатической норме на 10 градусов. Вторая половина сентября считается одним из лучших периодов для посещения. У местных закончились отпуска и каникулы и они заняты делом, а жара уже не такая летняя, дождей мало. В общем местное «бабье» лето. Остерегайтесь поездки в первые 10 дней октября - в Китае большие праздничные дни, сравнимые с нашими новогодними.
Ожидание/реальность оказались очень приятными по количеству народа. Пока мы были в Шанхае, то удивлялись, что людей визуально совсем не много - в метро в пиковые часы было либо сравнимо, либо даже меньше, чем в московском. Короче, страшных толп и давки мы не увидели при 25-миллионном населении (а это на секундочку как все жители континента-страны Австралии в одном городе).
Кстати о метро
Навигация по-аэропортовски понятна, станции дублированы на английский. Скачайте заранее работающие в Китае карты и приложение с метро (maps.me работает оффлайн или Amap, а вот точно на что не стоит расчитывать, так на Google, во-первых, он забанен в Китае, отсюда и во-вторых - карты очень не точные, много просто нет). Изучайте какой выход со станции вам нужен и идите по стрелочкам. Купить билет очень просто в автомате на станции, но нужно знать куда едешь, так как цена зависит от времени (расстояния). Например, проезд в пределах 4-8 станций (а это как раз разные концы туристических мест, и даже из аэропорта Хунцяо) будет стоить 3-4 юаня, что по курсу 2025 года х13, то есть примерно 50-65 рублей.
Рекомендую не пренебрегать передвижением на метро, хоть такси тут стоит относительно недорого, но имеются пробки: Шанхай действительно ОЧЕНЬ большой город, а подземка очень удобная.
Шанхайская штанга: туристическая навигация
Шанхай в части центральных районов для осмотра простым туристом разделён на две части рекой Хуанпу, притоком реки Янцзы, по форме напоминая штангу с перевесом на западный берег.
Большая часть «исторической» городской зоны находится на западном берегу и сформирована районом Хуанпу, в то время как в восточной части расположен новый деловой Пудун с концентрацией всех основным must-see в небольшой его футуристической части Луцзяцзуй.
Подробнее о районе Хуанпу читайте тут
Безусловно, в Шанхае есть что посмотреть, выбравшись за пределы обозначенной «штанги», но основной массив прогулки сосредоточен именно здесь с небольшими лирическими отступлениями. В следующих частях уже будет про маршруты.
Забронировать и оплатить российской карточкой (!) отели, а также многое другое (поезда, билеты в музеи, парки и прочие развлекухи) можно на специальном китайском туристическом хабе trip.com (да, вот такой незатейливый и, вероятно, очень дорогой домен). Мы выбрали для проживания район в самом центре Французской концессии в тени платанов (отель Campanile Shanghai Huaihai) и не прогадали: в трех минутах большой узел метро из станций трех веток во все популярные стороны (South Shaanxi Road).
Еда в Шанхае: хинкальки любите? А чем платить будите?
В Шанхае мы точно не остались бы голодными. Кроме общемировых сетей и Старбакса на каждом углу, о которых мы даже не будем говорить (и заходить), огромных, просто нечеловеческих, усилий стоило осуществлять тот самый выбор - а что и где поесть? Ведь мы не бездонные бочки и в сутках ограниченное число кормлений!
Предложения есть на любой кошелек, в простеньких забегаловках можно слопать лапшу с бульоном за 18-20 юаней, чуть выше (50-60) в раменнной из топ-10 списка японской еды в городе. Конечно, есть и мишлен, но это вне зоны наших интересов.
Но, что очень важно для комфортного нахождения в Китае, это понять и простить их платежная система AliPay. Запомните, установите, зарегистрируйтесь и живите спокойно. Даже с наличными вам не будет просто. Китайцы уже давно их не понимают, как и карточки. Все оплачивается и заказывается через QR в приложении, во многих местах нет даже меню - все там. Плюс встроенный ии-переводчик сразу дает подсказки на русском. Ну не без загадок, конечно, но человек с фантазией освоится.
В общем без местной симки и алипея вам будет можно, но сложно, как минимум очень ограниченно. Е-симку купили на том же trip.com еще в Москве за 1300 рублей с безлимитным интернетом, и на ней при должной сноровке (если вы понимаете о чем я) даже работали вотсап и телеграмм, в отличие от местного wifi.
Подводя итог моему вступлению: да, Китай не для новичков, но и нанимать вооруженный конвой, как в Нигерии, вам не придется. Так что смело отправляйтесь в неизведанное!
Как расширить границы Шанхая читайте тут