Найти в Дзене
Жизнь в движении

Привёз сам новый авто из Китая в Россию и это не "китаец". Сколько можно сэкономить и как в 2025 - рассказываю по шагам

Оглавление

Делюсь довольно любопытным опытом самостоятельной покупки нового авто из Китая и доставке его в Россию.

Предвижу сразу вопрос, а как же отечественный автопром или новый "китаец" от официального дилера? Это тема отдельного большого разговора вне этой истории. Впрочем, как и самостоятельная покупка б/у из Японии, Кореи и того же Китая. Дальше поймете почему, когда речь зайдет о ценах.

Осторожно "многобукв".

Много лет городской машиной у меня был полноприводный Фольц.

Немец с возрастом стал требовать слишком много чувствительного для кошелька внимания. Ждать дальше смысла нет и надо думать о замене престарелого "бюргера" на что-то более свежее. Желательно такого же класса и в бюджете до 5,5-6 млн. рублей.

Новые Volkswagen с 2022 года в РФ официально не продаются, а на вторичке найти приличные экземпляры давно невозможно. Да и ценники на новые машины в салонах конские. Здесь все давно занято унылыми китайцами.

Не говоря уже, что народные «АвтоВАЗ» и «Москвич» тоже стараются не отставать и активно подбираются к ценникам в 3-4 миллиона рублей. Но не будем о грустном.

Пекин, Китай
Пекин, Китай

Припомнил, что во время визита в Китай на дорогах видел не все эти бесчисленные "орды" Чери, Шанганов, Джили, Омоды, Хавалов, а вполне себе немецкие марки с известным и не очень модельным рядом.

Почему бы не привезти себе новый немецкий автопром из Китая? Принялся изучать все возможные варианты и схемы. Смотреть стал опять на VAG.

Сразу сделаю важные оговорки! Целесообразно привозить из Китая только те модели, которые произведены в Китае на совместных предприятиях. На импортируемые в Китай автомобили огромные пошлины.

И не имеет смысла ввозить авто с двигателями более 3 литров - таможенные пошлины за гранью добра и зла.

У VAG таких СП в Китае два: FAW–Volkswagen и SAIC Volkswagen. Они производят разный модельный ряд, но и Китай огромный рынок. VAG продал Китае по итогам 2024 ~ 3 млн. машин. Сравните со всем авторынком России ~ 1,5 млн. автомобилей.

Пекин, Китай
Пекин, Китай

Плюсы и минусы нового авто из Китая описывать не буду. Но если уж решились, то знаете минусы - и про гарантию, и про локализацию, и про ряд иных сюрпризов. Единственная "плюшка" - цена и возможность заполучить модель, которая не поставляется в РФ. И это будет не "китай-китай", а "немецкий китай". На тех же китайских заводах производят электронику, двигатели для заводов по всему миру. Все под контролем немцев.

Есть четыре схемы привезти новый автомобиль из Китая:

1) Заказать "под ключ" авто через компанию с доставкой до дома с растаможкой в РФ на юрлицо и коммерческим "утилём"
2) Заказать "под ключ" авто через компанию с доставкой до дома с растаможкой в Киргизии на юрлицо/физлицо и коммерческим "утилём" / льготным утилём
3) Заказать авто через посредника, но с растаможкой на себя в РФ и физическим "утилём"
4) Самостоятельно провести весь процесс с растаможкой на себя в РФ и физическим "утилём"

В первой схеме заключаете с компанией договор, указываете параметры желаемого автомобиля, бюджет и ждёте доставки. Самая безопасная и самая "дорогая". Схема используется как правило для ввоза дорогих моделей под заказ из США, Европы и работала ещё до 2022 года. Выгоды с Китаем никакой и потому не интересно. Рисков ноль, первый владелец авто в РФ будет импортер.

Китай
Китай

Цена автомобиля в этом случае складывается из:

Стоимость авто + таможенная пошлина + таможенный сбор + акциз + НДС + Коммерческий Утильсбор + Оформление документов+СВХ + Логистика +Маржа компании.

Таможенный сбор для юрлиц ниже - 15%, но у них есть НДС, Акциз и Коммерческий утиль.

Предположим, что стоимость вашего автомобиля в Китае 3,7 млн. рублей на 272 л.с., на выходе с таможни у вас будет к оплате в казну государства - 2 406 196 руб.:

16 524 руб (Таможенное оформление) +556 800 руб (пошлина 15%) + 259 760 руб. (акциз 955 руб./1 л.с.) + 905 712 руб (НДС) + 667 400 рублей(коммерческий утильсбор 20000 руб. x 33.37)
Надо докинуть еще услуги таможенного брокера, СВХ (склад временного хранения таможни за каждый день от 2-3 тысяч рублей), СБТС (свидетельство безопасности ТС и Лабораторию), Логистику по территории РФ от Владивостока (доставка автовозом) ~ 350 - 450 тыс. руб. в зависимости от жадности компаний.
И маржа компании - продавца, минимально 10-15% ~ 600-700 тысяч рублей.

Итого минимум: 3,7 + 2,4 +0,4 +0,6 = 7,1 млн. рублей. Конечная цена авто почти в 2 раза выше, чем на выходе из Китая.

Запомните эту цифру!

По такой схеме работает немало автосалонов сейчас в разных торговых центрах, не будем их рекламировать. Их девиз - доставка под ключ.

Вторую схему даже не рассматриваем! Она как правило идёт с занижением инвойса на входе в Киргизию и грозит проблемами с ФТС и ФНС РФ спустя многие месяцы, когда вам могут неожиданно доначислить утильсбор на СОТНИ тысяч рублей. Пострадавших от этой схемы уже даже не сотни, а тысячи судя по форумам и чатам.

Третья схема и четвертая схема очень похожи. Различаются тем, что посредник помогает вам выбрать авто, направляет к дружественному импортёру и подсказывает что делать на каком шаге, направляет к своему декларанту на таможне, помогает с СБТС и Лабораторией. И берет на себя логистику от таможенного пункта до дома.

-5

За это посредники, как правило, берут фиксированную оплату в 100-300 тысяч рублей. Но надо понимать, что ответственности никакой за это нет - это просто услуги консультанта.

Я решил идти по четвертой схеме. Поэтому дальше рассматриваю только её.

Цена автомобиля в этом случае складывается из: стоимость авто + таможенная пошлина + таможенный сбор + Утильсбор Физика + Оформление документов+СВХ + Логистика.

Таможенный сбор для физлиц - 48%, но нет акциза, НДС и символический льготный утиль. Пока! Скоро его планируют повысить.

Предположим, что стоимость вашего автомобиля в Китае 3,7 млн. рублей на 272 л.с., на выходе с таможни у вас будет к оплате в казну государства - 1 801 924 руб.:

16 524 руб (Таможенное оформление) +1, 78 руб (пошлина 48%) + 3400 рублей ( утильсбор на физлицо)
Надо докинуть еще услуги таможенного брокера, СВХ (склад временного хранения таможни за каждый день от 2-3 тысяч рублей), СБТС (свидетельство безопасности ТС и Лабораторию), Логистику по территории РФ от Владивостока (доставка автовозом) ~ 350 - 450 тыс. руб. в зависимости от жадности компаний.

Итого минимум: 3,7 + 1,8 +0,4 = 5,9 млн. рублей. Это интересней, чем 7,1 млн. руб. Не так ли?

-6

В схеме есть несколько важных шагов. Длительность каждого шага зависит от многих условий - наличии авто у дилера в Китае, очереди на экспорт, очереди на импорт в РФ, сложности с Лабораторией.

Иностранец самостоятельно может купить автомобиль у китайского дилера. Но это сильно сложнее, чем китайцу. Но вот вывезти авто в РФ не сможет. Экспортом авто из Китая МОЖЕТ заниматься только компания имеющая лицензию. Других вариантов нет. Поэтому вам всё-равно придется столкнуться с китайской экспортной компанией.

Поэтому вам ВАЖНО найти прямой контакт с экспортной компанией из Китая, работающей с Россией. Их много, у них выстроены процессы затаможки товаров и доставки их через границу.

Важно! Экспортная компания должна дать вам CIP - прайс (Carriage and Insurance Paid to). Это цена товара и страхование/перевозка до таможенного поста в РФ.

Если компаний не знает, что такое CIP - вам не стоит с ней работать.

У меня оказались знакомые, ведущие бизнес с Китаем. Для них это был непрофильный бизнес, но они помогли провести процесс коммуникаций с той стороной.

В третьей схеме посредник как раз и берёт за то, что связывает с нужными контактами в экспортной компании.

Началом процесса покупки авто можно считать 1 июля. Тем более активно стали разгонять тему с повышением льготного утиля.

Шаг 1. Выбор нового авто

Все новые авто продаются в Китае на огромном маркетплейсе www.autohome.com.cn. Там всё на китайском, но любой браузер вам с удовольствием поможет перевести текст на английский. Выбираете нужную модель и смотрите на комплектации с актуальными ценами.

В галерее выше привел по шагам свой путь выбора авто VW Teramont Pro 2025 в комплектации Peak.

Есть много нюансов, но как правило на скидку смотреть нет смысла, это цены для китайского рынка с учётом программ господдержки и на экспорт такой прайс не дадут. Вам надо смотреть на цены без скидки.

На мой авто цена была 389 000 Юаней. Это так называемая РРЦ (рекомендованная розничная цена).

На чём зарабатывают экспортные компании из Китая и в чём их интерес? В возврате НДС при продаже авто в Россию. Экспортер является первым собственником авто и при "затаможке" получает право вернуть 13% уплаченного НДС из бюджета, что соответствует примерно 50 тыс. юаней при такой цене. Примерно 600 тысяч рублей чистыми...Неплохо.

-8

5 июля выбрал авто, цвет и комплектацию. Скинул ссылку на автомобиль с нужным цветом. Знакомые запросили через экспортную компанию информацию по наличию и цене.

7 июля ответили, что в наличии есть только базовый черный цвет за 331 000 юаней. Но у другого дилера есть машина с доп. опцией DCC и нужным цветом + 6000 юаней. Итого 337 000 Юаней с доставкой до таможни в Уссурийске (тот самый CIP).

Доставка авто от любого дилера Китая до границы ~ 15 000 юаней и здесь уже все было включено в прайс. Получается, что авто вышло по минимальной РРЦ!

Шаг 2. Бронирование и оплата

Дальше всё было быстро, машину забронировали и начали готовить документы. Оказалось, что авто ещё в пути на автовозе с завода к дилеру.

9 июля авто доставили к дилеру, направили мне фото машины с вином и экспортер сделал предоплату.

От меня загранпаспорт для подготовки инвойса и контракта.

И здесь важно. На этом этапе надо чётко решить, кто будет собственником, плательщиком, импортером авто в РФ.

Это нужно для валютного контроля при платежах за границу, для растаможки в РФ и постановки на учёт. При льготном утиле нельзя менять собственника в течение года. Иначе доначислят до коммерческого.

Экспортная компания работает с РФ и поэтому договор был подготовлен сразу на трёх языках: китайский, английский, русский.

Если вы планируете, что собственником будет другой человек, а не плательщик, то необходимо это отразить в контракте и подготовке экспортных документов! И приготовьтесь к вопросам от нашей ФТС.

-10

Теперь оплата. У экспортной компании был открыт счёт в шанхайском филиале банка ВТБ. Это самый простой и понятный способ перевести деньги в Китай и с минимальной комиссией. При оплате онлайн у ВТБ комиссия 2% от суммы платежа. Значит надо купить 344 000 юаней (комиссия 6700 юаней). На самом деле дофига, но что делать...

Открываем счёт в юанях в ВТБ, открываем брокерский счет у ВТБ (если хотим сэкономить на валютном спреде) и закидываем себе сумму примерно 3,8 млн. рублей. Далее закидываем на брокерский счет ВТБ, покупаем в валютной секции 344 000 юаней по 10,86 рублей за юань. Это были самые "лои" по курсу в этом году - повезло. Расчёты по валюте происходят на дату T+1 и вывести деньги можно только на следующий рабочий день. Получилось так, что купил юани только 11 июля в пятницу и смог вывести в банк не ранее понедельника .

В понедельник после обеда сумма 344 000 юаней упала на счет ВТБ и оплатил валютный перевод по инвойсу. Платёж остановили.

15 июля пришёл валютный контроль и запросил сканы контракта, инвойса на проверку. Через пару часов платеж отпустили и к вечеру деньги поступили на счёт экспортной компании в шанхайский филиал ВТБ.

-11

Шаг 3. Доставка до границы и таможня

18 июля машина вышла из Нинбо в Суйнфунхэ на склад экспортной компании для прохождения процедур "затаможивания". Автомобиль всё это время был на временных китайских номерах.

Через девять дней авто на автовозе через половину Китая добрался до пограничного Суйфунхэ. Это всего каких-то 3000 км. Начался процесс оформления документов экспортёром.

Китайцы перед загрузкой на автовоз сделали контрольные фотографии комплектности салона, пробега, приборной панели, отсутствия повреждений на кузове.

31 июля автомобиль пересёк границу Китая и России и в виде товара попал на СВХ таможенного поста в Уссурийске недалеко от Владивостока.

Дальше к работе подключились декларанты на российской стороне ( по другому - таможенные брокеры).

Когда машина попадает на СВХ таможни, это товар. Любой товар при пересечении границы подлежит декларированию и таможенной очистке.

Автомобилем наш товар становится после растаможки, получения Свидетельства Безопасности Транспортного Средства (СБТС) и получения ЭПТС.

Для таможенного оформления требуется подготовить целую кучу бумаг: копию российского паспорта, СНИЛС, инвойс, контракт, выписка по счёту из банка ВТБ, копию заграничного паспорта. Также пришлось от руки писать два заявления - что лично не имею возможности прибыть на таможенный пост "Уссурийск" и объяснение, как я купил этот автомобиль в Китае и как нашёл экспортную компанию.

Важно! Таможня смотрит на стоимость товара в инвойсе и контракте. Если посчитает, что стоимость занижена - печаль. Вам могут посчитать стоимость по каталогу и попадете на деньги. И сумма инвойса должна совпасть с выпиской по счету из банка.

ФТС приняли мой инвойс на сумму в 337 000 юаней. Но здесь ещё фокус - таможенные платежи берутся от базы в евро и понятное дело, что зависят напрямую от курса валют в момент таможенных процедур. Но я захэджировал эти риски и при покупке валюты ещё в июле купил фьючерсов на юань на сумму в 1,8 млн. рублей. Фактически застраховал себя от валютных колебаний.

Из-за всей шумихи в июле с поднятием ставки льготного утильсбора для физиков, на таможенном посту скопилась большая очередь автомобилей.

ФТС посчитали мне размер пошлины в тот момент когда рубль ослаб до 11,03 за юань. Мой хэдж сработал.

Что мне посчитала таможня? Цена автомобиля в рублях на момент входа в РФ - 3 712 729 рублей:

16 524 руб (Таможенное оформление) +1 782 109 руб (пошлина 48%) + 3400 рублей ( утильсбор на физлицо)

Итого вышло: 5 514 762 рубля

Дополнительно услуги декларантов, оформления СБТС с Лабораторией вышли ещё около 60 тысяч рублей.

-13

Обязательно ли получать СБТС и Лабораторию? Да! Без этого вам не выдадут ЭПТС. СБТС - это индивидуальное заключение сертифицированной лаборатории, что автомобиль удовлетворяет требованиям безопасности ЕАЭС и может эксплуатироваться на дорогах.

Когда производитель официально завозит модель в Россию, то он проходит полный цикл сертификации и это длительный и очень дорогой процесс. Для нас же все гораздо быстрее и проще.

21 августа оформили ЭПТС и машина покинула СВХ таможенного поста в Уссурийске, оказавшись на складе знакомых во Владивостоке.

С ЭПТС тоже есть хитрость. Вам важно получить его номер иначе или выписку из реестра. Иначе это некоторый геморой для вас.

Важно! С этого момента начинается отсчёт 10 дней в течение которых собственник обязан поставить ТС на учёт в ГИБДД. Иначе штраф.

Как? Да как угодно - прилетай во Владивосток и вперед в ГИБДД. Или в любом другом ГИБДД. Что будет если не успеть? Штраф в 1500 рублей. И это не всё. После истечения срока в 10 дней нельзя управлять незарегистрированным ТС. В первый раз штраф 500-800 рублей, со второго 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца вроде бы.

-14

Шаг 4. Доставка в Москву

Дальше надо было решить как доставить новый авто в Москву. Можно прилететь самолётом, поставить на учёт в ГИДД Приморья, купить ОСАГО, укутать "морду" в картон и поиграть в "перегонщика".

Себестоимость такого развлечения: 8-9 свободных дней, топливо на 60-70 тысяч рублей, авиабилеты на 20-25 тысяч, гостиницы и питание ещё на 25-30 тысяч рублей и пробего автомобиля сразу 9 000 км. Около 120-130 тысяч рублей.

Зато можно посмотреть страну, кто не видел. Но я на Дальний Восток уже по дорогам наездился за последние десять лет за рулем - спасибо.

-15

Второй вариант - доставка транспортной компанией. Опции - автовоз, фура, контейнер.

Цена вопроса от 210 до 300 тысяч рублей и от 15 до 25 дней в зависимости от выбранного способа.

Автовоз - так себе история. Машины едут без защиты. Камни, ветки, птицы - всё это будет попадать на кузов несколько недель. И не дай бог оставлять дефекты.

Я выбрал вариант с тентованной фурой. Машина загружается в крытую фуру и вперёд. Здесь важно не экономить на "спичках" и застраховать авто на время доставки. Тариф как правило ~ 0,2% от стоимости груза.

Мне доставка из Владивостока до МКАД вышла 220 тысяч рублей, страховка груза ещё 11 тысяч рублей.

-16

Водителю - экспедитору передаются распечатки-копии таможенной декларации, ЭПТС, таможенного ордера и ключ. Всё.

В фуру помещается два автомобиля. Закрепляются с помощью деревянных чурбанов. Их прибивают к днищу фуры у каждждого колеса.

На каждой фуре есть "маячок" и раз в сутки обновляется местоположение машины.

5 сентября груз вышел из Владивостока и 18 сентября в ночи я уже разгружал машину недалеко от МКАД.

Дополнительно пришлось отдать 4 тысячи рублей за эвакуатор, без него из фуры выгрузить машину невозможно.

-17

За день до прибытия оформил полис ОСАГО, чтобы своим ходом после выгрузки добраться в ГИБДД.

К момент прихода фуры в Москву у меня уже закончился разрешенный законом срок в 10 дней. Просрочка была 17 дней и дальше была простая задача не быть остановленным экипажем ДПС, иначе штраф.

Шаг 5. Постановка на учёт в ГИБДД

Остался последний шаг - регистрация в ГИБДД. Здесь всё как обычно при покупке нового автомобиля у дилера или на вторичке. С небольшим исключением.

Самый большой сюрприз, что "живой" очереди в Москве и Подмосковье нет уже давно и вся запись только через Госуслуги. Ближайшие слоты через полторы - две недели. Но мне повезло и в одном из подразделений ГИБДД совершенно случайно выпал свободный слот на утро.

-18

Весь процесс занял ровно два часа. Подача документов, осмотр на площадке, выписка постановления о штрафе за нарушение срока регистрации ТС, выдачу свидетельства о регистрации и печати номеров в соседнем торговом центре.

Штраф избежать можно только в двух случаях - если приехать в ГИБДД через 60 дней с момента нарушения срока регистрации. И если заказывать автомобиль "под ключ" по первой схеме. Там берется дата по акту-передачи из ДКП.

И да, с 1 сентября повысились пошлины за некоторые регистрационные действия. Поэтому и здесь стало чуть - чуть дороже.

Получение СТС - 1500 рублей, печать госномеров - 1500 рублей, штраф за нарушение сроков регистрации - 1500 рублей.

Итого: 4 500 рублей.

Финиш через 2,5 месяца. Номера получены и автомобиль готов к эксплуатации.

Выводы:

Теперь возвращаясь к началу статьи. По первой схеме такой автомобиль при ввозе через РФ и полностью белой схеме вышел бы ~ 7,1-7,2 млн. рублей в зависимости от курса рубля.

По четвертой схеме всё вышло:

Стоимость авто в Китае по инвойсу: 3,72 млн.
"Растаможка", СБТС, ЭПТС + таможенный брокер: 1,86 млн.
Доставка в Москву + штраф за нарушение сроков регистрацц : 233 тыс. руб.

Итого: 5,8 млн. рублей.

Стоит ли заморачиваться с такими схемами из-за 20-25% экономии стоимости? Решать каждому самостоятельно. Но это не настолько сложно и замороченно, чтобы исключать такой способ покупки нового автомобиля в приницпе.

-20

А вы бы рискнули везти машину из Китая? Или предпочитаете покупать на местном рынке, пусть и дороже? Делитесь мнением — интересно узнать, как люди решают этот вопрос.

Еще больше новостей пишу в реальном времени в своём телеграме - канале "d1als_traveler", рассказываю о жизни в самых отдаленных районах страны. О людях и ценах.