Найти в Дзене
DigEd

Цунами ИИ уже здесь: переосмысление образования в эпоху ИИ

Кредит: Инна / Adobe Stock © 2025
Кредит: Инна / Adobe Stock © 2025

Авторы: Таня Гэмби, Дэвид Кил, Рэйчел Коблик, Пол Леблан, Михня Молдовано и Джордж Сименс

ИИ — революционная технология, которая коренным образом изменит экономические системы, науку, военное дело, медицину и общество. Эта трансформация, безусловно, затронет высшее образование и интеллектуальный труд. Хотя колледжи и университеты на протяжении веков демонстрировали невероятную устойчивость, впитывая такие технологические достижения, как онлайн-обучение и массовые открытые онлайн-курсы (МООК), ИИ ставит перед этой отраслью ряд экзистенциальных вопросов. В стремительно меняющейся ситуации, когда люди больше не являются самыми мощными источниками знаний на планете, что означает для колледжей и университетов подготовка специалистов в области знаний для экономики знаний? В этой сфере наблюдается всплеск новых точечных решений на базе ИИ, которые отвечают потребностям и возможностям существующей системы образования. Вся мощь ИИ раскрывается, когда мы переосмысливаем систему в целом. Именно такая перестройка необходима в эпоху ИИ.

Общество находится на ранней стадии этого перехода, и грядущие перемены не произойдут в одночасье. Будет негативная реакция, регуляторные усилия, организованное сопротивление, политические дебаты и многое другое. Поскольку задачи и рабочие места в экономике знаний и технологий всё чаще выполняются системами ИИ, вероятно, будет расти уровень безработицы, политического недовольства и даже гражданских беспорядков. Обществу придётся решать сложные этические вопросы, поскольку ответственность за решения, затрагивающие реальных людей, всё чаще делегируется машинам, размещённым в обширных центрах обработки данных. Мы также, вероятно, станем свидетелями катастроф, связанных с ИИ, — от масштабных системных сбоев в таких областях, как банковское дело или коммунальные услуги, до биотерроризма с использованием ИИ, — и это повлечёт за собой необходимость введения новых законодательных ограничений. Как утверждает Карлота Перес в книге «Технологические революции и финансовый капитал», переход к новому мировому порядку будет сложным.

-2

Её исторический анализ показывает, что в конечном итоге государство вмешается и задаст один ключевой вопрос: «Как выглядит хорошая жизнь для наших людей?» В этот момент мы вступим в новый Золотой Век, мир, переосмысленный. Имея это в виду, мы, как педагоги, могли бы задаться вопросом: «Как выглядит университет в мире, пережившем этот период великих потрясений?»

Сегодня картина неполная. Технологии, меняющие мир, развиваются с поразительной скоростью. Перес отмечает, что ИИ — это третья глава в разворачивающейся истории: цифровые вычисления составляют первую главу, а связь (интернет, всемирная паутина, социальные сети и так далее) — вторую.

ИИ, пожалуй, самая значимая глава на сегодняшний день, — это последняя глава в пятидесятилетней трансформации мира. Квантовые вычисления, возможно, станут четвёртой главой, но она пока остаётся в черновике. Учитывая эти всё ещё продолжающиеся кардинальные перемены, взгляды, представленные в этой серии статей, излагаются со скромностью и долей здоровой неопределённости. Работая с «Материей и пространством», мы почти каждую неделю сталкиваемся с неожиданностями, которых не ожидали, с ошеломляющими сбоями технологий и глубоким противоречием между необычайным потенциалом и глубоко тревожными вопросами. В этой серии статей будут рассмотрены важнейшие аспекты перестройки нашей системы, начиная с преподавания и обучения.

Проблема преподавания и обучения

Первая проблема касается основной цели высшего образования: преподавания и обучения. Несмотря на все заявления высшего образования об инновациях, большинство колледжей и университетов по-прежнему следуют модели эпохи вещания — линейной, монологической и упорно сопротивляющейся тому, что исследователям уже много лет известно о том, как люди на самом деле учатся. Преподаватель «передаёт» знания, студенты «получают» их, а затем знания студентов оцениваются с помощью заданий или экзаменов. Однако обратная связь, когда она появляется, часто бывает скудной, запоздалой и слишком расплывчатой, чтобы способствовать реальному улучшению. Студентам приходится гадать, где они допустили ошибки, как их улучшить или почему их работа оказалась успешной.

Эта модель основана на трёх сужающихся каналах коммуникации между преподавателем и студентом:

  1. Нисходящая связь плотная и повсеместная. Универсальный контент (лекции, материалы для чтения, презентации) отправляется от преподавателя к студенту.
  2. Восходящая связь узкая. Тесты, задания и экзамены отправляются обратно преподавателю, предоставляя скудное представление о прогрессе и положении дел в группе.
  3. Цикл обратной связи стал ещё уже. Оценка работы студента редко бывает персонализированной, редко поддаётся действию и почти никогда не проводится достаточно своевременно, чтобы повлиять на результат.

Эта архитектура была разработана для индустриальной экономики, которая ценила эффективность и стандартизацию больше, чем любопытство, адаптивность и подлинное мышление. Давно обещанное видение по-настоящему персонализированного обучения — учитывающего темп обучения, пробелы и сильные стороны каждого студента — осталось во многом недостижимым.

Мира, в котором была построена эта система, больше не существует. Знания повсюду, и они доступны мгновенно. Запоминание как основной навык теряет смысл, когда любой факт находится на расстоянии одного клика. Современная работа требует сотрудничества, адаптивности и способности ориентироваться в неопределённости — навыков, развиваемых во взаимодействии, а не в изоляции. И теперь в игру вступил ИИ — не просто как инструмент для автоматизации задач, но как соавтор: он задаёт вопросы, формулирует возражения и дорабатывает идеи. Он уже превосходит большинство из нас в доставке контента. Это заставляет нас задаться вопросом: если ИИ может взять на себя эту роль, что нам следует делать?

Мы считаем, что ответ кроется в модели, которую мы называем интеракционализмом. Интеракционализм — это не просто новый метод обучения, а набор принципов разработки навыков и знаний, необходимых учащимся, а также механизмов их приобретения в мире, где человеческий и машинный интеллект работают вместе. Он ценит активность и креативность как студентов, так и преподавателей.

Интеракционализм основан на трёх принципах:

  • Диалогическое обучение. Учащиеся и агенты ИИ взаимодействуют в двустороннем диалоге. Нет односторонних лекций. Каждая презентация вызывает вопросы; каждое объяснение порождает трудности. Вопросы учащихся влияют на оценку компетентности так же, как и их ответы. Обратная связь непрерывна, как и на рабочем месте.
  • Развитие интерактивных навыков. По мере того, как ИИ берёт на себя всё больше рутинных задач, уникальные человеческие навыки, такие как умение задавать вопросы, адаптация моделей к контексту и вынесение суждений, становятся центральными. Они отрабатываются постоянно и в диалоге с инструментами ИИ задолго до того, как учащиеся столкнутся с аналогичными задачами в реальном мире.
  • Метачеловеческие навыки. Помимо освоения предмета, учащиеся развивают метакогнитивные (размышления о своих мыслях) и метаэмоциональные навыки (управление эмоциями), а также способность разрабатывать и совершенствовать агентов ИИ. Освоение этих навыков позволяет учащимся перейти от пассивного использования к активному формированию взаимодействия со своими цифровыми коллегами.

Этот подход также требует нового типа учебной программы — динамичной, адаптивной к обучающимся и совместно создаваемой, — которая характеризуется следующими особенностями:

  • Динамичный, адаптивный контент. Учебная программа — это живой организм, обновляемый в соответствии с новыми открытиями, изменениями в отрасли и потребностями студентов. Она имеет модульную структуру и может быть легко пересмотрена.
  • Совместное создание учебных траекторий. Студенты сотрудничают с преподавателями для постановки целей и выбора контента. Нормой являются коллегиальное проектирование, совместное принятие решений и постоянное обсуждение объема и глубины обучения.
  • Множество точек зрения и источников. Выходя за рамки отдельных учебников или отдельных мнений, учащиеся изучают различные точки зрения, открытые ресурсы, реальные данные и вклад экспертов из разных областей.
  • Формирующее, оперативное оценивание. Оценка интегрирована в процесс обучения посредством самооценки, экспертной оценки и аутентичных заданий, отражающих применение знаний в реальной жизни.
  • Развитие самостоятельного обучения. Студенты учатся планировать свой собственный путь обучения, постепенно принимая на себя большую ответственность за результаты и приобретая навыки непрерывного обучения.

Для преподавателей этот сдвиг имеет огромное значение. Они переходят от роли распространителей контента к роли координаторов, наставников и кураторов учебных сообществ. Интеллектуальные агенты расширяют свою сферу деятельности, предоставляя персонализированную поддержку, обратную связь и масштабное вмешательство. Время в аудитории освобождается для того, что у людей получается лучше всего: дискуссий, дебатов, моделирования и совместной работы. Ноутбуки закрываются, и студенты вместе работают над сложными приложениями своих знаний при поддержке коллег и под руководством преподавателей, которые знают их не только как учеников, но и как людей.

Оценка также меняется. В эпоху, когда ИИ может написать безупречное эссе, решить задачу по программированию или сдать экзамен за считанные секунды, преподаватели должны перейти от оценки продуктов к оценке процессов. Если студент пишет с помощью ИИ, нам нужно увидеть, как он подсказал, раскритиковал, проверил и улучшил текст. Мы хотим увидеть рассуждения, а не только результат.

Здесь ИИ становится фактором масштабирования. Самая показательная форма оценки — десятиминутная беседа — теперь может проводиться диалоговыми агентами для сотен студентов, выявляя глубину (или поверхностность) понимания так, как это никогда не удавалось тестам с несколькими вариантами ответов. В оценке, основанной на результатах, ИИ может помогать контролировать и направлять, подобно тому, как это делают симуляторы в авиации или клинические стажировки в медицине. Гибкие навыки, которые когда-то считались слишком неуловимыми для измерения, теперь изучаются и оцениваются новыми, эмпирическими способами.

Цель — перейти от образования как приобретения контента («Что мне нужно знать, чтобы стать Х?») к образованию как развитию мышления, решения проблем, саморефлексии и человеческих качеств, которые невозможно автоматизировать: эмпатии, креативности, этического мышления, юмора и любви. Эти качества ведут не только к трудоустройству, но и к устойчивости, процветанию и благополучию.

ИИ не умаляет эту миссию, а усиливает её. Будущее преподавания и обучения заключается не в том, чтобы идти в ногу с машинами, а в том, чтобы использовать их для того, чтобы стать более глубоко и по-настоящему человечными.

Источник