Что показано не так в культовой кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"?
- О пирах Нерона да Калигулы наслышаны точно все мои читатели. А вот о том, как трапезничал наш Иван Грозный - куда меньше. Потому сегодня ошибку исправляем. Узнаем, как Иван Васильеивич пировал. Так ли, как у Гайдая в культовой комедии показано?
Прежде всего, Иоанн Васильевич реально обожал длительные хмельные пирушки. Царский пир легко мог длиться по 10-12 часов кряду, затяшиваясь в ночи до утра. Закатывались пиршества по самым разным поводам - от победы в сражении до крестин, именин или родин. В общем, практически каждый день находили вескую причину от души побухать :)
Где сидел царь и кто рядом с ним
В царских палатах накрывались огромные белые столы, покрытые богато убранными скатертями. Главный стол - государев. Бархатный, отделанный золотой парчой, да шитьем. Стоял в стороне - на возвышении, откуда грозный царь внимательно за происходящим в зале следил в оба глаза.
- Рядом с государем обычно сидели 2 главных в стране после него человека. Патриарх и наследный царевич. Иногда рядом сажали лучшего гостя, виновника торжества, например. За другие столы ближе всех к царю рассаживались самые родовитые боярыни да сановники. Порой за лучшие места вспыхивали споры и даже самые настоящие драки, за которыми Иван Васильевич, смеясь наблюдал.
Поодаль садились другие приглашенные: родовитые бояре, князья, лучшие опричники, иностранные послы из дружественных государством.
- Обслуживало царский пир как минимум 200-300 расторопных прислужников, наряженные в роскошные лисьи шапки, бархатные да парчовые кафтаны, с массивными золотыми цепями на шеях.
Пир торжественно открывал сам царь - Иван Васильевич любил пройтись рядочками до своего места, крестясь, молясь, благословляя трапезу. А знак начала действа давал, усевшись на трон.
А что же дамы?
А вот царица рядом с мужем оказаться венценосным точно никак не могла. Женщинам, даже монаршего рода и боярыням, не принято было вообще царские пиры на Руси в старину посещать. Кроме, разве что, одного главного в жизни момента - когда царица или боярыня невестой на свадьбе выступала. Так что, Марфа Васильевна на царском пиру в ленте Гайдая в реальной жизни просто невозможна была б.
- Исключения добилась только буйная нравом Мария Темрюковна, черкесская супруга Иоанна Васильевича. Почти на каждом пиру являлась, простоволосая, в кавказском национальном костюме...
Что в царском меню?
Иван Васильевич на своих пирах слыл и первостатейным гурманом. На столы подавали, например, сваренную в маковом молоке черную икру, начиненных гречневой кашей гусей или даже жаренных в меду кукушек, лебедей, журавлей, павлинов и даже рысей (считалось особым деликатесом). Сюда же шли огромные осетры, стерляди, щуки, привезенные с Волги, Каспия и Белого моря. Одна часть варенная, другая - жаренная. За вечер могло до 500 различных яств на столе смениться!
- На десерт шли коврижки, кулебяки, бублики, пряники. Так что почки заячьи верченые, головы щучьи копченные - это реальность. Булгаков, кстати, занятные блюда в своей пьесе-первоисточнике брал из старинных русских летописей, настоящие. Особым шиком считались восточные повара, что привезены были царем из покоренных Астрахани да Казани.
Интересно, что отдельных чашек, ложек, вилок в ту пору просто не существовало. Все общее. Гости хлебали, например, осетровую уху, по 2-3 брата с одной миски деревянной. Считалось, что такая совместная трапеза сплачивает да объединяет. Мясо и птицу брали большими кусками, уже нарезанными.
- Напитки пили разлитыми по большим чаркам. По кругу шла и огромная братина, из который каждый гость во славу царя да Русского государства отхлебнуть обязан был глоток. Пили квас, пиво, меды - черемуховый, можжевеловый, вишневый. И вина заморские: романею, мушкатель, рейнское. Отдельной честью было выпить чарку водки или вина с самим царем. Но тут опасность была - вино могло быть по приказу царскому отравлено...
Тех же, кто слишком много за воротник закладывал Иван Васильевич наказывал. Велел выпивать огромный кубок в 1,5 литров вина разом. А если потом не мог сам встать да хотя б пару шагов твердо проделать то грозила опала лютая.
Салфеток пока не ведали даже на царских пирах - боярские вытирали руки жирные о капустные листья или просто рукава кафтанов.
- Для объевшихся-опившихся гостей во дворе ставили особые козлы. Бояре ложились туда животом, вызывая, гм, рвотные позывы. И тем сами освобождали место в брюхе для продолжения банкета.
А как развлекались?
Понятное дело, ну какой банкет без шоу-программы? Пред царем и его гостями плясали скоморохи и опричники: сам Федя Басманов в женское платье обряженный.
В общем, здрав буди боярин!
***
Кстати, сам Иоанн Васильевич очень боялся отравления. Помнил, что с его матерью Еленой Глинской сотворили злые недруги Руси. Потому каждое блюдо царское до него самого пробовали минимум 4 специально обученных человека - повар, двое слуг (ключник и дворецкий), стольник.
- Вообще сам монарх ел относительно немного - страдал с юности от колита, из-за которого избегал жаренной да слишком острой пищи. Предпочитал уху из стерляди, черную либо красную икорочку. Пил хлебное вино крепостью в 17 градусов.
На царском пиру проходило и целое психологическое испытание. Иван Васильевич внимательно следил за настроениями своего захмелевшего окружения. Кто, обычно молчун, что сболтнет лишнего по пьяне, кто с кем в каких отношениях состоит...