После распада Золотой Орды потомки Чингисхана и его старшего сына Джучи оказались правителями осколков империи — Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Многие из этих знатных родов нашли новую родину в Московском государстве, где их кровь и опыт высоко ценились. Судьбы некоторых из них тесно переплелись с русской историей, породив загадки, которые историки разгадывают до сих пор.
Симеон Бекбулатович
Самая головокружительная карьера ждала Саин-Булата, сына ногайского хана. Приехав на службу к Ивану Грозному, он получил в удел Касимовское ханство — автономное владение внутри России, где правили мусульмане-Чингизиды.
В 1573 году он совершил судьбоносный шаг — принял православие под именем Симеон, чтобы жениться на знатной русской княжне. Но главная загадка ждала его впереди.
В 1575 году Иван Грозный совершил невероятное: он отрекся от престола и венчал на царство Симеона Бекбулатовича. Год бывший татарский царевич формально правил Русью: подписывал указы, принимал послов, а Иван IV в это время писал ему уничижительные челобитные, подписываясь «холоп Ивашко».
Большинство историков видит в этом акте очередное кривляние психически нездорового царя, но некоторые подозревают за ним сложную политическую игру. Автор начала 17 века князь Семён Шаховской в своей «Летописной книге» связывал с этим актом введение Иваном IV Опричнины и называл Симеона главою Земщины. По другим источникам, разделение государства на Опричнину и Земщину имело место ранее, в 1565-1572 гг. Возможно, эта путаница у Шаховского вызвана тем, что главой Земщины был тесть Симеона – Иван Мстиславский.
Черная неблагодарность: как «вьетнамские товарищи» мешали советским советникам во время войны с США
В 1576 году Иван Грозный так же легко свёл Симеона с престола, как и назначил его туда. Но никакой опалы на Симеона он не положил. Напротив, Симеон Бекбулатович носил титул «князя тверского» и, как показывает его образ жизни в Твери, это не было формальное почётное звание. У Симеона был свой двор и богатое содержание. После смерти Грозного Симеон Бекбулатович возникает несколько раз в эпизодах борьбы за власть в Московском государстве, пока при Борисе Годунове он не ослеп. Некоторые современники считали, что его ослепили по приказанию Годунова. Симеон постригся в монахи и в 1616 году скончался.
Симеон Бекбулатович – загадочная личность в нашей истории, но не меньшую загадку представляют его дети. Тесть Симеона – двоюродный брат Ивана Грозного, сын его тётки Евдокии и внук Ивана Великого и Софьи Палеолог. Таким образом, в детях Симеона и Анастасии Мстиславской текла кровь четырёх великих монарших родов: Рюриковичей, Палеологов, Чингизидов и Гедиминовичей.
Известны шесть детей Симеона и Анастасии, из них три сына – Фёдор, Дмитрий и Иван. В источниках не сохранилось сведений о том, что с ними стало, но, очевидно, хоть у одного из них были все шансы участвовать в событиях Смутного времени. В условиях прерывания династии и расцвета самозванчества кто-то из них вполне мог выставлять свою кандидатуру на царский престол. Однако летопись не упоминает о таких случаях. Не означает ли это, что такие упоминания были впоследствии вымараны, чтобы не ставить под сомнение легитимность Романовых? Современный российский историк Дмитрий Левчик развивает, например, гипотезу, что первый Лжедмитрий был ни кто иной, как сын Симеона Бекбулатовича Дмитрий.
Царь Кучум и его потомки
Знаменитый Кучум, с которым воевал Ермак, захватил власть в Сибирском ханстве в 1563 году. Кучум происходил из Казахской Орды, и нынешние историки Казахстана без оговорок считают его казахом. Кучум ревностно принялся распространять ислам среди сибирских татар и подвластных им народов Сибири. Так прошло двадцать лет, после чего царство Кучума подверглось вторжению отряда Ермака.
Записка Дмитрия Колесникова: почему послание капитана с погибшего "Курска" засекретили
Кучуму после четырёх лет борьбы удалось уничтожить Ермака и изгнать русских из своего государства, но ненадолго. В 1586 году началось систематическое завоевание Сибири русскими. Кучум, даже изгнанный из основных центров Сибирского царства, ещё лет пятнадцать вёл партизанскую борьбу против московских войск. Он категорически отверг возможность перехода на службу к московскому царю с приданием ему высокого княжеского титула и дарованием земель в России, хотя на этих условиях служили многие Чингизиды.
Где и когда умер Кучум – на этот счёт существует множество версий и легенд. Двое из его сыновей – Аблай-Керим и Кирей – ещё в 1620-х годах продолжали оказывать сопротивление русскому завоеванию.
У Кучума было множество жён, и известны имена минимум семнадцати его сыновей. Некоторые из них были взяты русскими в плен и согласились принять православие и поступить на русскую службу. Они получили вотчины под Ярославлем. Сохранившаяся в XVIII веке линия Кучумовичей получила имя князей Сибирских. Это были потомки второго сына Кучума – Алтаная. Сам Алтанай умер мусульманином, но его дети крестились. Это оказалась единственная русская дворянская фамилия Чингизидов.
Последним Кучумовичем, официально носившим титул царевича, был Василий Алексеевич, правнук Кучума. Этого титула лишил его Пётр I, сославший Василия за какую-то провинность в Архангельск в 1718 году. Пётр постановил, чтобы впредь все его потомки именовались только князьями Сибирскими, и никак не царевичами.
Среди его потомков были люди, славно послужившие России. Василий Фёдорович Сибирский, внук Василия Алексеевича, достиг званий генерала от инфантерии и сенатора. Его сын Александр отличился в Отечественной войне 1812 года, дослужился до чина генерал-лейтенанта, одно время фигурировал в императорской галерее Военной славы. Николай I в 1836 году распорядился исключить его оттуда за покровительство, которое князь Сибирский в своё время оказывал некоторым из казнённых впоследствии декабристов. Сын этого генерала, также Александр, стал известным русским археологом и нумизматом, автором научных трудов о Боспорском царстве.