В Доме культуры «ГЭС-2» проходит выставка «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди», посвящённая наследию выдающейся бразильской женщины-архитектора итальянского происхождения. Экспозиция открыта до 19 октября 2025 года.
Я отправилась на выставку, вдохновлённая интригующими анонсами, и теперь расскажу, что меня ожидало и нужно ли знать имя Лины Бо Барди.
Выставка в «ГЭС-2»: лес из мачт и архив идей
Выставочное пространство разделено на два уровня, два разных опыта. В центральном зале-проходе «ГЭС-2» (его называют Проспектом) расположилась архитектурная инсталляция, а на втором этаже, в галерее, — камерная экспозиция материалов о проектах Бо Барди. Это не классическая ретроспектива чертежей и макетов, а попытка передать дух её творчества.
Первый этаж
Нижний уровень выставки больше напоминает детскую площадку для игр, чем выставочное пространство. Самый яркий объект — лес из разноцветных «брёвен», композиция из деревянных мачт, раскрашенных яркими узорами. Между ними можно свободно гулять, и это классная «инстаграмная» локация.
Рядом с «лесом» — импровизированная «река» из гальки. Вокруг неё расставлены странные объекты: патенты из бревен, деревья с цветными ленточками, гигантские красные муравьи, скульптура, напоминающая поросёнка. В самой реке раскиданы карточки «Звериного лото», рядом стоят ведра с магнитными удочками, которыми гости могут воспользоваться.
Всё это выглядит ярко и странно, но что это значит — я не поняла. Кураторский текст был, но он рассказывал скорее о самой женщине-архитекторе. Про первый этаж выставки сказано, что это «элементы воображаемой вселенной Бо Барди», а также «попытка отразить её идею о культуре как пространстве общности, дружеской сопричастности и равенства».
Со второй фразой — про пространство общности — я ещё могу согласиться. Действительно, на этой локации собирались люди: просто сидели, общались, ловили карточки из каменной реки. Вовлекались даже скептики, которые сначала ничего не понимали и гуляли с недовольными лицами, а потом подключались и играли с удовольствием, хоть и без понимания — ловили «рыбку» и обсуждали «добычу». Поэтому да, «пространство общности и равенства» я принять могу.
Но что насчёт «элементов воображаемой вселенной Бо Барди»? Ответ на этот вопрос я нашла только дома, когда читала статьи о ней и рецензии на выставку. Вот какие отсылки я обнаружила:
- Цветные мачты — воспроизводят идею, некогда реализованную самой Бо Барди: подобный «лес» из раскрашенных столбов она строила для IV Биеннале современного искусства в Сан-Паулу в 1957 году;
- «Река» из гальки — отсылка к водному каналу, устроенному Линой внутри культурного центра SESC Pompéia в Сан-Паулу;
- То, что я приняла за патенты из бревен — это реплики знаменитых «придорожных кресел» Бо Барди;
- Красные муравьи — это увеличенные копии игрушек, которые по просьбе Лины когда-то изготовил рабочий на стройке SESC Pompéia.
В общем, если пытаться найти глубокий смысл в этом игровом пространстве — можно растеряться. Но, похоже, главное здесь — не смысл, а опыт.
«Архитектура — не только утопия, но и способ чего-то добиться сообща. Культура для меня — это сосуществование, свободный выбор, свобода собраний и встреч, взаимопонимание между людьми разных поколений… Всеобщее единство», — говорила Бо Барди.
Второй этаж
Вторая часть выставки находится в галерее С6. Галерею эту, к слову, найти не так-то просто. Я сделала пару кругов по «ГЭС-2», прежде чем обнаружила нужную дверь. Причём не одна я не смогла сориентироваться — в процессе поисков я несколько раз встречала товарищей по топографическому кретинизму. Есть подозрения, что проблема не в нас :)
Галерея С6 оказалась одной комнатой, в которой разместился так называемый «Архив». Что я увидела: в комнате находились два круга из деревянных стульев — по проекту Бо Барди; на одной стене — окна необычной формы, придуманные архитектором; на другой — фотографии её работ, кураторские тексты, цитаты Бо Барди, телевизоры с наушниками и видеохроникой. В общем-то и всё. Позже я ещё обнаружила выдвижные ящики с рисунками и эскизами. На первый взгляд выглядело всё это довольно скудно.
На второй взгляд — чуть лучше. Кураторы выделили основные принципы работы Бо Барди. Звучат они так:
- Сообщества: архитектура как способ объединить людей.
- Производство будущего: проект — это прежде всего разработка сценария. Форма и конструкция второстепенны. Главное — как здание будет обжито человеком.
- Модернизм / Природа: здание вписывается в ландшафт, тропическая флора проникает внутрь сквозь дворы и прозрачные стены. Используются открытые планы и необработанные материалы: глина, дерево, галька.
- Реконструкция: бережное преобразование индустриальных объектов — например, бывшей фабрики или сахарного завода колониальной эпохи — в культурные центры. Сохранение исторической памяти и культурного наследия при полной замене функций.
- Преодоление музея: стеклянные станки-стенды как способ взломать традиционный подход к экспозиции и превратить музей в пространство диалога. Площадь становится частью музея, границы между искусством и городской жизнью стираются.
- Культура для каждого: отказ от элитарности и иерархий, создание пространства для всех: бесплатные выставки, доступные мастерские, театральные представления. Обращение к «бедной архитектуре», поддержка местных ремесел.
- Частное пространство: синтез приватности и открытости: геометричный модернизм со стеклянными стенами, растворяющими границы между интерьером и природой.
- Опыты с материалами: бетон, стекло и сталь сочетаются с местными материалами (глина, галька) и подчеркивают бразильскую идентичность.
Такой подход мне понравился. Слов не так много, но ты сразу улавливаешь основные идеи и метод работы художницы.
К тому же, принципы перемежаются с фотографиями работ Бо Барди, и ты сразу находишь к ним иллюстрации, наглядно понимаешь о чем речь.
Но есть нюанс: принципы написаны высоко на стене, рукописным прописным шрифтом, и не всегда комфортно читаются. На стене даже разместили QR-код на документ, где можно найти тексты со стены — для более удобного чтения.
Как я уже сказала, на стене размещены фотографии работы Лины Бо Барди. Внимание уделили четырем объектам:
- Стеклянный дом (Casa de Vidro) 1951 года – личная вилла Лины в тропическом лесу Сан-Паулу;
- Музей искусств Сан-Паулу (MASP) – революционный музей на пилонах (1968);
- Культурно-спортивный комплекс SESC Pompéia (1977–1986) – образцовая реновация старой фабрики под общественный центр;
- Экспериментальный театр Oficina (1984–1991) – театральное пространство без разделения зрительного зала и сцены.
Также на стене можно прочесть цитаты самой Лины, что тоже весьма любопытно, и тоже непросто читается — далеко, мелко, и в этот раз без QR-кода на комфортную версию. Местами мне, с моим неидеальным зрением, приходилось фотографировать листы с цитатами, приближать на телефоне, и только тогда я могла прочесть.
Но мысли у художницы интересные. Например, она категорически не признавала музеи как «кладбища искусства» и требовала для них нового подхода:
«Новые музеи должны распахнуть двери, впустить свежий воздух и свет
Уголок памяти? Кладбище знаменитых мумий?... Ничего подобного»
Эта цитата перекликается с ее проектом музея искусств. Другие — с другими представленными работами.
Впечатления
Впечатления от выставки у меня сложились смешанные. Нижний уровень — красочный и интерактивный — меня озадачил. Информации минимум, одни аттракционы. Но идею с интеграцией искусства в жизнь, с созданием пространства общности и равенства, где можно просто «есть, сидеть, болтать, гулять» — я понимаю, её можно прочувствовать.
Кстати, про название выставки «Если бы стены стали водой». Кураторы говорят, что для Бо Барди городская ткань была «живой, текучей сущностью, которая непрестанно меняется, подобно природе». Именно эта идея текучести и подвижности стала основой названия.
Второй этаж вроде бы дает чуть больше информации, добавляет контекста — но мне как будто всё равно не хватило. И я не знаю, это я ретроград, который хочет чего-то более классического, или это так себе проделанная кураторская работа. Экспозиция совсем небольшая, она концентрированно рассказывает о философии и ключевых работах архитектора. Но мне хочется большего.
Но если задача выставки — разбудить интерес к личности Бо Барди — экспозиция справляется превосходно. Я узнала про очень интересную личность, с любопытными проектами, и пошла читать дальше — больше и глубже. Где бы я ещё могла узнать о ней?
К тому же, принципы Бо Барди очень органично переплетаются с самим пространством «ГЭС-2»: сообщество, реконструкция, преодоление музея, культура для каждого и т.п. Где как не здесь было рассказать про такого творца?
Выставка подарила новое имя, с которым теперь ассоциируется целый пласт архитектуры и идей. Куратор проекта Андрей Вайнер, много работавший с Линой, заметил: «Лина занималась культурой как таковой, постоянно подвергая сомнению её институты, традиции и законы развития». Познакомиться с такой неординарной фигурой — уже большая удача.
А теперь, когда выставка и эта статья вас заинтриговали, я приглашаю перейти к следующей статье — о самой Лине Бо Барди: кто она, чем знаменита и почему её идеи до сих пор звучат современно