Говорят, талантливый человек - талантлив во всем. Подтверждением этим словам является серия рассказов о людях, обладавших удивительными и разнообразными талантами, которыми так богата Земля Русская.
Идея написать несколько статей на эту тему возникла после публикации "Он писал лирические песни и ловил матерых бандитов" - о милицейском генерале и талантливом композиторе А.Г. Экимяне, которая вызвала у читателей большой интерес:
После этого была статья о летчиках, которые проявили себя в других ипостасях:
Сегодняшний рассказ - о моряках, обладавших разносторонними талантами. Обычно в таких случаях сразу называют известного композитора мичмана Николая Андреевича Римского-Корсакова, знаменитых художников - прапорщика ластовых экипажей Василия Васильевича Верещагина и Алексея Петровича Боголюбова, а также писателей-маринистов Константина Михайловича Станюковича и Леонида Сергеевича Соболева...
Герои сегодняшнего рассказа, обладавшие многогранными талантами, менее известны. Одна из причин - они были необоснованно репрессированы, а их имена - преданы забвению.
Статья из серии - "Три судьбы - кратко".
Интендант 3-го ранга Сергей Адамович Колбасьев (1899-1937)
Погибнув расцвете сил, он не успел в полной мере раскрыть свои творческие способности - в литературе и в музыке. Но и то, что он успел сделать, свидетельствует о его разносторонних талантах - прозаик-маринист, поэт, хорошо знал живопись, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом, радиолюбительством, был энтузиастом и пропагандистом джаза...
Сергей Колбасьев родился 15 марта 1899 г. в г. Одессе. Благодаря матери итальянке и своим способностям, с раннего детства изучал языки, свободно владел английским, французским, немецким, итальянским, позже самостоятельно изучил шведский и фарси. Учился в петербургской гимназии, но из 6-го класса был переведен в Морской корпус, в котором проходил обучение до марта 1918 года. После досрочного выпуска в связи с закрытием корпуса, был направлен на Северный флот, где служил переводчиком при союзной миссии. Перед началом интервенции уехал в Петроград и после Октябрьской революции встал на сторону Советской власти. Он оборонял Петроград на линкоре «Петропавловск», был артиллеристом на эскадренном миноносце «Москвитянин», старшим помощником командира эсминца «Прыткий» (в составе Волжско-Каспийской флотилии). С 1920 года командовал канонерской лодкой «Знамя социализма», дивизионом канонерок Азовской флотилии, был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Чёрного моря...
В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А.В. Луначарского Сергей Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас.
Писать стихи Сергей Колбасьев начал еще в 1921 году (под влиянием Н. Гумилева), входил в различные литературные группы. Но в 20-е годы занимался и дипломатической деятельностью. В 1923 году он был переводчиком в кабульском полпредстве, затем до 1928 г. - в торговом представительстве в Хельсинки. Занимался экспортом и импортом радиооборудования.
В 30-е годы С.А. Колбасьев проходил стажировку штурманом на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс». В 1937 году ему было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что в ВМФ соответствовало званию капитан-лейтенанта.
В эти годы были изданы его книги: роман-игра «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931), книги для юношества о радиотехнике («Радио - нам» и «Радиокнижка») , «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река».
Сергей Колбасьев наиболее ярко проявил себя в стране Советов как пропагандист джазовой музыки . Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радиопередачи о джазе, выступал с лекциями, консультировал молодёжные джаз-оркестры, и др. Этот момент отражен в кинофильме Карена Шахназарова «Мы из джаза».
В 1933-1934 годах С. А. Колбасьев дважды арестовывался как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии, но оба раза был освобождён. А вот после ареста, произведенного в ночь на 9 апреля 1937 года, все закончилось трагически. Он проходил по одному делу с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем, обвинялся по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР(1).
25 октября 1937 года особая тройка Управления НКВД по Ленинградской области приговорила С.А. Колбасьева к расстрелу, М. Е. Зуева-Ордынца - к 10 годам ИТЛ. 30 октября того же года приговор в отношении С.А. Колбасьева был приведён в исполнение(2).
Капитан 1 ранга Лев Эрнестович Остен-Сакен (1879-1938)
Удивительна и трагична судьба этого морского офицера, юриста и блестящего музыканта. Его имя упомянуто в романе В.С. Пикуля «Нечистая сила» («лейтенант Остен-Сакен терзал виолончель»). Глагол «терзал» Пикуль использовал не совсем удачно. Остен-Сакен был одаренным музыкантом и композитором, виртуозно исполнявшим на виолончели сложнейшие партии.
Остен-Сакен родился 20 сентября 1879 года в г. Вильно (ныне – Вильнюс). В 1898 году окончил Морской кадетский корпус. Морскую службу начинал мичманом, окончил ее капитаном 1-го ранга. Ходил по морям на броненосце «Александр III», был флаг-офицером при флаг-капитане Его Императорского Величества, а затем капитаном царской яхты «Полярная Звезда». Он охотился с Николаем II, с английским королем играл в карты...
Лев Эрнестович принадлежал к древнему роду, многие представители которого состояли с XVIII века на русской службе. Один из них – капитан 2-го ранга Христиан Иванович фон дер Остен-Сакен обессмертил свое имя в русско-турецкую войну. Он геройски погиб в мае 1788 года, подорвав шлюпку вместе с четырьмя абордировавшими его неприятельскими судами. Отец Остен-Сакена служил Главным военным прокурором. Сын перенял склонность отца к юриспруденции, некоторое время даже выполнял обязанности военного прокурора. Но, прежде всего, он был одаренным музыкантом, работал в известных профессиональных оркестрах. До революции (в 1913-1917 годах) возглавлял музыкальную школу Балтийского флота, основанную еще Римским-Корсаковым. В 1915 году Лев Эрнестович, решив и далее совершенствовать свое мастерство, обучался в виолончельном классе консерватории у профессора Луи Аббиате. Война не позволила завершить обучение, Остен-Сакен был откомандирован в Гельсингфорс, в штаб Балтийского флота, где служил офицером для связи.
Занятия музыкой Остен-Сакен не прерывал даже на войне. А в тюремных застенках "играл" с воображаемым смычком в руке.
Лев Эрнестович разработал для учеников специальный аппарат, помогающий при постановке правильного ведения смычка виолончели. Он написал для них учебное пособие "Школа игры на виолончели", которое так и не было издано.
В январе 1921 года Остен-Сакен был арестован Псковской губчека, вместе с женой и их сыном-студентом Максимилианом.
Л.Э. Остен-Сакена обвинили «в злостной контрреволюционной деятельности, выразившейся в тонкой агитации среди крестьян о несущественности идей Советской власти». Мера наказания, определенная постановлением Псковской губчека от 9 июня 1921 года – расстрел, замененный позже на два года заключения в концлагерь. Жене определили наказание в виде заключения в концлагерь на пять лет, позже снизили до полутора лет. Сын Максимилиан в тот раз был от наказания освобожден, его осудили в 1925 году по "делу лицеистов" и летом 1926 года расстреляли «за попытку к бегству».
А Лев Эрнестович и его младший сын Алексей были расстреляны во внесудебном порядке вообще без всяких оснований в 1938 году.
В ордере на арест Льва Эрнестовича записали как музыканта Чувашской филармонии. С 1930 года он работал солистом-виолончелистом в «Театре малых форм», а в 1935 году был выслан в г. Чебоксары и остался там, устроившись на постоянную работу – много занимался с учениками в музыкальном техникуме, играл в оркестре, солировал в концертах, исполняя сложнейшие виртуозные партии...
Дело Льва Эрнестовича Остен-Сакена, его сына Алексея Львовича Остен-Сакена и пианиста Иосифа Вениаминовича Люблина рассматривала 22 сентября 1938 года спецтройка при НКВД Чувашской АССР. В постановлении записано, что Л.Э. Остен Сакен завербовал в контрреволюционную организацию, работавшую на английскую разведку, пять человек, вовлек в эту организацию жену, сына и пианиста Люблина.
Это дело было полностью сфабриковано, следователи-фальсификаторы - осуждены. По этому делу Л.Э. Остен-Сакен реабилитирован в 1956 году, а по делу 1921 года - только в 2001 году.
Капитан 1-го ранга Николай Николаевич Апостоли (1861-1937)
Его по праву называют основоположником морской фотографии в России. Он запечатлел немало событий, произошедших на флоте до революции, сохранил для истории многие лица и корабли.
Фамилия у нашего героя необычная - Апостоли, греческая (в переводе с греческого: апостол- «посланник, посол» которому поручено известное поручение). Свое поручение он выполнил блестяще, сделал для потомков очень важное и нужное дело. Он - хранитель истории российского флота, основоположник морской фотографии в России. Апостоли запечатлел немало событий, произошедших на флоте до революции, сохранил для истории многие лица и корабли. Однако сегодня Николая Апостоли мало кто помнит и знает.
Николай Николаевич Апостоли родился 1 мая 1861 года в г. Николаеве Херсонской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, после чего был зачислен во 2-й флотский экипаж. Служил на разных кораблях, командовал миноносцами. И все эти годы занимался исследовательской деятельностью. Достаточно сказать, что в марте 1894 года в стенах Минного офицерского класса Н.Н. Апостоли вместе с А.С. Поповым и другими учеными учредил Кронштадтское отделение Императорского Русского технического общества.
Апостоли – первый начальник службы связи Балтийского флота (с января 1910 года) . За успехи в ее организации ему присвоили воинское звание капитана 1 ранга.
В годы Первой мировой войны Н.Н. Апостоли проходил службу на различных должностях в Петроградском порту. В 1918 году он стал работать заведующим фотолабораторией в музее истории города, размещенной в Аничковом дворце.
Созданная Апостоли коллекция снимков кораблей российского флота уникальна. Они отличаются высоким качеством и редкой выразительностью, благодаря лично сконструированным фотоаппаратам. Апостоли разработал двойные (двухобъективные) камеры, в том числе аппарат для подводной съемки. Он проводил съёмку на больших расстояниях, стереосъёмку, подводную съёмку на глубине до 10 саженей (более 20 метров).Он написал несколько руководств и пособий по фотографическому делу, первое из которых издал еще в 1893 году.
Образцы фото-работ Н.Н. Апостоли были зарегистрированы в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. А за успехи в морской службе он был награжден пятью российскими орденами и прусским орденом Красного орла 3-й степени.
В 20-е годы Апостоли преподавал фотодело в военно-морском училище, подготовил для командования ВМФ СССР доклад с обоснованием возможностей использования фотографии в интересах ведения морской разведки.
Апостоли многим дал путевку на флот, воспитал трех сыновей. Один из них - Борис, тоже стал морским офицером, капитаном 1-го ранга.
Н.Н. Апостоли трижды арестовывался ВЧК-ОГПУ – в 1918, 1919 и 1930 годах.
4 сентября 1918 года сотрудники Петроградской ЧК задержали его «как лицо, проходящее по делу об убийстве Урицкого», но вскоре освободили. Ровно через год Николай Николаевич вновь был арестован и направлен на принудительные работы в г. Вологду – за попытку перехода финской границы. Спустя еще год освобожден по ходатайству Управления делами наркомата по морским делам.
28 ноября 1930 года Апостоли был арестован в третий раз. Его обвинили в том, что он «собирал и передавал Германии сведения о Морских силах Балтийского моря» (статья 193-24 УК РСФСР). 7 октября 1931 года был лишен права проживания в 12 населенных пунктах и Республике немцев Поволжья сроком на 3 года. После освобождения проживал в Ленинграде, на Крестовском острове.
Скончался Апостоли в 1937 году. В том же году был арестован и приговорён к расстрелу его сын - Апостоли Николай Николаевич (младший).
Сын реабилитирован 28 июля 1958 года, отец - 31 мая 1989 года...
(1)М.Е Зуев-Ордынец провёл 19 лет в лагерях Карлага, написал автобиографическую повесть «Дело №179888».
(2) Ряд исследователей ставят эту дату под сомнение, ссылаясь на его учётно-анкетную карточку, согласно которой 21 января 1938 года Колбасьев куда-то убыл из тюрьмы, а также на справку, полученную его дочерью, в которой говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года.
Мой Telegram-канал "Забытые Герои": https://t.me/zabgeroi