Найти в Дзене
X5 Transport

Руссо-Балт модель Т и Л: Первые тяжеловесы на службе

Оглавление

Руссо-Балт — одна из первых отечественных автомобильных марок, история которой отражает становление автомобильной промышленности в России начала XX века. В прошлой статье мы рассказали о первом специализированном пожарном автомобиле в истории страны, основанном на модели Руссо-Балт «Д».

Сегодня мы углубимся в две последние машины модельного ряда, которые не стали такими массовыми, как например модель M, зато стали одними из первых русских грузовых машин на полях Первой мировой.

История создания Руссо-Балт Модели «Т»

Грузовик модели «Т» производился на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1915 год. Его впервые публично представили в 1913 году на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге — тогда этот автомобиль считался тяжёлым грузовиком с грузоподъемностью от 4 до 5 тонн. Наиболее известным представителем серии стал Руссо-Балт Т40/65.

Русско-Балты модели «Т» широко использовались русской армией. На базе шасси этих грузовиков создавались бронеавтомобили, оснащённые трехдюймовой (76,2 мм) установкой системы Лендера-Тарнавского. В Первую мировую войну часть грузовиков направили на фронт, а некоторые оставили для службы по охране Царского Села. В частности, четыре грузовика с установками Лендера-Тарнавского и зарядными ящиками на шасси модели «М» сформировали первую отдельную батарею для борьбы с воздушными целями.

Известно, что в июне 1916 года батарея зениток на базе «Т» в составе 5-й армии подверглась налёту 10 германских самолётов, при этом было сбито три – выдающийся результат для того времени.

Изображение: www.gruzovikpress.ru
Изображение: www.gruzovikpress.ru

Конструктивные особенности

Всего с 1913 по 1915 год было выпущено около 20 автомобилей модели «Т». Двигатель грузовика имел рабочий объём свыше 7 литров, цилиндры диаметром 120×165 мм. Этот силовой агрегат изначально разрабатывался для роскошного лимузина, но производство лимузина свернули из-за высокой стоимости двигателя. По требованию военного ведомства часть машин оснащались двигателями с односторонним расположением клапанов и цилиндрами 120×150 мм.

Колёсная база грузовика составляла 3650 мм, а ширина колеи — 1500 мм. Кабина предназначалась для двоих, была открытой, без крыши, но при дождливой погоде можно было натянуть тент. Кузов вмещал до 5 тонн груза и также закрывался тентом при необходимости.

Руссо-Балт Т40/65 остался в истории как качественный, но мало востребованный автомобиль — со временем его интерес поддерживают лишь коллекционеры и любители ретро‑техники.

-3

Грузовики модели «Л»: производство и конструкция

История модели «Л» началась в 1911 году с публикации в Рижском журнале «Sport» фотографии грузовика Руссо-Балт. Этот вариант оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 18 лошадиных сил и мог перевозить грузы весом до 1,5 тонн.

Русско-Балтийский вагонный завод изготовил грузовики грузоподъемностью 1,5 тонны по заказу военного ведомства, при этом для ускорения работ главный конструктор Жульен Поттер предложил использовать швейцарский автомобиль «Arbenz» как основу. На него установили двигатель Руссо-Балта, а позднее планировали перейти к собственным разработкам. Первая сборка автомобилей проходила в Риге.

По сути, первые грузовики модели «Л» являлись почти точной копией швейцарского «Арбенца», участвовавшего в военных испытаниях 1911 года — отличаясь лишь двигателем, который был мощнее. Кабина была тентовой и закрытой.

Изображение: www.gruzovikpress.ru
Изображение: www.gruzovikpress.ru

Особенности моторов

Несмотря на заявленную мощность 18 л.с., есть мнение, что на грузовики модели «Л» устанавливали двигатель от легковых Руссо-Балтов моделей «С-24/30» и «С-24/35», где показатели мощности варьировались из-за особенностей учета эффективной и номинальной мощности.

В декабре 1912 года завод представил военному ведомству два грузовика — «Л24/30» и «Л24/35» (номера 86 и 87), грузоподъёмностью 1,5 и 3 тонны соответственно. Они соответствовали армейским требованиям, однако дальнейшая судьба этой серии неизвестна.

В завершение статьи

На этом мы заканчиваем цикл материалом о машинах марки Руссо-Балт! Мы постарались как можно более подробно рассказать о самых интересных моделях, отражающих инновационные решения своего времени и заложивших современный облик машины.

Дальнейшие статьи на канале будут посвящены заводу ЗиЛ и первым моделям его автомобилей — АМО, а также узнаем чуть больше об истории Ярославского моторного завода (ЯМЗ).