Порой к статьям с анализом какого-либо культурного явления читатели пишут комментарии: «Вы бы ещё сказку «Колобок» проанализировали!» С намёком, что дело это нелепое и бессмысленное. А давайте попробуем эту самую сказку, всем известную, знакомую и привычную, рассмотреть объективно и посмотрим, что получится. Сразу определимся, что искать исторические корни и мифологические отсылки мы здесь не будем, на то есть профессиональные исследователи. Мы же просто возьмём текст самой сказки как таковой и прикинем — чем она является и что описывает?
Начало этой истории претендует на некий реализм. Упоминается чета пожилых людей, которые… минутку. Почему только старик со старухой? Где их дети, внуки и прочая родня? Живут ли они в деревне или на хуторе, а то и вовсе где-нибудь в лесной чаще? Увы, ничего этого мы не знаем. Попробуем извлечь максимум информации из того текста, который у нас в наличии. Прежде всего, родни у этих пожилых людей, похоже, нет. Иначе им не пришлось бы самим искать себе пропитание, родные хотя бы внучку с корзинкой пирожков прислали, как в другой сказке. Но нашим деду с бабкой никто не поможет.
Соседей у этих стариков, скорее всего, тоже нет. А если и есть, то они абсолютно никак на происходящее в сказке не влияют. Ни муки у них не занять, ни обратиться за помощью чтоб сбежавшее хлебобулочное изделие догнали и вернули… в общем, старик со старухой живут где-то вдали от людей, совершенно одни. Невольно возникает вопрос — почему они живут вне человеческого общества? Может, их изгнали из сельской общины за какие-нибудь антиобщественные наклонности? Или же они живут в лесу не просто так, а с некоей целью? Ну например, присматривают за каким-нибудь ценным объектом, вроде тайного транзитного склада контрабандистов….
Как бы то ни было, у этих старика со старухой раньше было чем пропитаться. Об этом свидетельствует наличие амбара (отдельно отметим — аж целого амбара, не мучного ларя в кладовке, как было бы в более бедной крестьянской семье), а также тот факт, что ещё совсем недавно в этом амбаре была мука — в таком количестве, что её остатков хватило на то, чтобы испечь колобок. Но сейчас продукты закончились, а новые поставки по какой-то причине задерживаются. Однако эта пожилая семья, очевидно, уверена, что трудности временные. Иначе покинули бы свой пустой дом с амбаром и пошли бы искать пропитание в более людных местах. Да хоть за грибами и ягодами в лес сходили бы. Раз они этого не делают, значит ждут, что вскоре еда появится. А пока её не подвезли, можно перекусить колобком, слепленным из остатков амбарной муки.
Ожившего колобка анализировать не будем, это всё-таки сказка, для неё ожившее что попало (полено, оловянный солдатик и т.д.) в пределах нормы. Равно как и то, что новорожденный колобок оказался не только поэтом, но и певцом. Причём не самым худшим, судя по тому, что его песню каждый раз выслушивают до конца. Отметим, что далеко не каждый эстрадный певец в подобных ситуациях, когда приходится петь в буквальном смысле перед каннибалами, справился бы с нервами и голосом.
Обращает на себя внимание насыщенность леса зверями. Колобок ещё не успел зачерстветь и запылиться до такой степени, чтобы потерять аппетитную внешность, а уже встретил последовательно четырёх разных диких животных. Отсюда можно сделать вывод, что старик со старухой живут в лесу, в котором охотников давно не было и звери успели расплодиться. Ещё нужно отметить, что абсолютно все встреченные колобком звери не только говорят с ним на одном языке (что для сказки вполне нормально), но ещё и однозначно его идентифицируют как колобка. То есть они знают, что на свете бывают колобки, что они съедобны и что они говорящие. Возникает вопрос — первый ли это был колобок, сбежавший от старика со старухой? Или же колобки эти пожилые люди делают регулярно и так же регулярно те сбегают от них в лес, где перед смертью в чьём-нибудь желудке успевают пообщаться с местными животными?
Наконец, самое странное. Колобок почему-то встречает животных на своём пути отнюдь не рандомно, а в порядке возрастания сложности. Сперва простой заяц… впрочем, тут всё не так однозначно — заяц из всех этих животных самый быстрый, убежать от него было бы тяжелее всего, если бы речь шла именно о скорости перемещения. Следовательно, после песни заяц (а также все остальные животные, кроме лисы) впал в ступор на время, за которое колобок успел скрыться. То есть песенка-то не простая. Не зря же она удлиняется с каждым следующим встреченным NPC.
Последний термин возник не случайно. Путешествие колобка крайне напоминает компьютерную игру. Сперва генерация персонажа, затем последовательное преодоление ряда препятствий в виде всё более сложных для прохождения боссов. Причём финального босса персонаж не прошёл по той причине, что оказался вынужден повторить заклинание, а второй раз оно уже не подействовало. То ли мана не успела восстановиться, то ли этот босс получил иммунитет… В общем, можно с уверенностью утверждать, что данная сказка по своему формату относится к жанру ЛитРПГ и описывает прохождение игры персонажем-магом с одним-единственным постепенно увеличивающим мощность спеллом. Увы, путь героя оказался коротким и закончился бэд эндом.