В День учителя принято благодарить педагогов за их труд. Но сами учителя часто говорят: они тоже учатся у детей — иногда даже больше, чем дети у них.
Любопытство, смелость, открытость и чувство справедливости школьников помогают взрослым по-новому смотреть на привычные вещи, находить простые решения в сложных ситуациях и не забывать радоваться мелочам.
Мы собрали истории педагогов Европейской гимназии о том, чему их научили ученики.
«Классно чего-то не знать»
Анна Курлова, учитель 4 класса
«Часто шучу, что в школе я сапожник без сапог. Мы так много говорим с детьми о важности и естественности ошибок, учимся воспринимать их как толчок к развитию, не бояться и не стесняться задавать вопросы, быть честным в своем незнании, открытым к новому.
Но учили ли этому меня? Не боюсь ли я сама споткнуться о свои ошибки? Боюсь и закрываюсь, но намного реже, чем раньше.
И сталкиваясь с подобным, каждый раз помещаю себя в мысленный диалог со своими учениками — “а что бы ты посоветовала в такой ситуации ребенку? как бы ты отреагировала? что бы сказала?”.
Я ежедневно учусь вместе с детьми бесстрашию и непредвзятости.
И мне кажется, что эта честность перед ними и самой собой — очень важная штука, которая сплочает нас и помогает проходить этот путь.
Классно чего-то не знать, классно уметь это признавать, классно вместе открывать новое».
«Ценить не только большие победы»
Александра Трубицына, учитель английского языка
«Чувство справедливости у детей всегда вызывает восхищение. Мы, взрослые, уже привыкли ко многому, но для ребенка это первое столкновение с несовершенствами мира. Они искренне не понимают, почему в мире есть несправедливость, почему никто с этим ничего не делает. Например, мы проходили роль женщин в викторианской Англии, и все в классе были шокированы ужасным неравенством положений.
Для них было совершенно непонятно, почему общество принимало это как должное, ведь все люди равны!
Во многом реакция детей на неудачи может показать, как страстно они вовлечены в процесс. Не будешь расстраиваться чему-то, что для тебя изначально было не так уж и важно. Но если ты уже эмоционально вложился, неудача тебя искренне заденет.
Мне кажется, такая реакция может показать, что для человека действительно важно, в чем его ценности, что ему близко и отзывается.
Меня всегда трогает, когда ученики радуются даже не оценкам, а маленьким комментариям к работе, даже просто стикерам или маленьким сердечкам в тетради. Это напоминает, что нужно ценить не только какие-то большие задачи и проекты, но и каждодневную работу».
«Детский смех — лучший звук на планете»
Валентина Третьякова, учитель географии
«Качества детей и подростков — это, пожалуй, одна из главных вещей, которые побуждают работать в школе. Это их искренность и честность, когда они дают прямую обратную связь об общении с тобой как со взрослым и о твоих уроках. Сразу очевидно: нравится им или нет, хотят ли они присутствовать на занятии или нет. Это помогает всегда смотреть на себя с долей сомнения.
Кроме того, их энергия, чувство юмора, пусть даже, по-началу, детское — это то, что питает нас изнутри, добавляет счастья. Я думаю, что детский смех — лучший звук на планете.
…Это помогает мне вспомнить о том, что быть учеником сложно, что ошибаться нормально. Я переношу эти мысли на опыт своей взрослой жизни, меньше критикую себя и легче переношу собственное "состояние ученика", когда не знаю, что и как делать в новых ситуациях.
В первую очередь, мои ученики научили меня гораздо более глубокому пониманию уважения и чувства собственного достоинства. Уважения к человеку вообще, к возрасту, к ситуации ребенка и многому другому. Сейчас я смотрю на ученика и на любого человека через призму "понять его в текущий момент". Это снимает вопрос раздражения на уроке. Это ставит во главу угла стиль общения с учеником. Думаю, это перенеслось и всю мою жизнь за пределами класса».
«Огонек в глазах»
Юлия Понкратова, учитель 3 класса, дефектолог
«Меня всегда восхищал “огонек” в детских глазах. В потоке множества учебных дел в глазах каждого из детей очень часто загорается тот самый “огонек”. Это может быть спонтанная идея о том, какой написать комикс, и сколько тиражей папа сможет напечатать у себя на работе. А может быть счастливое воспоминание о том, какие вкусные пирожки бабушка испекла в воскресенье. Это всегда тепло и искренне!
Не так давно случилась прекрасная история. На перемене ко мне подошел ученик и спросил: “У Вас все хорошо? Вы какая-то грустная, не как обычно.” Я даже на мгновение задумалась: “А у меня все хорошо?”…
В середине следующего дня ученик снова нашел время спросить: “Вам сегодня получше?”, а я осознала, что в таком чутком и внимательном окружении точно получше! Как же это важно — замечать состояния друг друга и поддерживать, когда это нужно.
Разговоры с детьми - это целый мир! Интересный, полный впечатлений и любопытства».
«Дети умеют спорить и вдохновлять»
Александра Чичибабина, учитель математики
«Бывает на уроке, когда ученики предлагают другой вариант решения задач, и иногда это действительно может быть быстрее. Если говорить вне урока, то в каких-то технических вопросах могу попросить у ребят совета.
Меня вдохновляют, как ребята могут поддерживать друг друга. Я как-то ставила спектакль с пятым классом на Новый год. И такая атмосфера взаимоподдержки царила за кулисами. Неважно, дружат ли дети или нет, они готовы были сказать добрые слова любому в этот момент, чтобы мы все вместе выступили.
Наверное, самое классное в работе с детьми — смотреть, как они растут и меняются. Как они учатся выражать свои эмоции, как начинают по-другому думать. А как спорят! Не просто выкрикивают какие-то возражения, а начинают аргументировать и спокойно объяснять свою позицию. Ты видишь, как они меняются и понимаешь, что если захочешь что-то поменять, ты сможешь. Ведь они все смогли».
«Ученики задают вопросы, которые двигают границы»
Анна Бушмина, учитель русского языка
«Будучи учителем, я хочу показать своим ученикам все лучшее, интересное и работающее, но каждый день я узнаю от ребят что-то новое сама. Довольно часто это какие-то жизненные мелочи, что-то обыкновенное и человеческое.
Иногда это бывают менее осязаемые вещи. Например, я стараюсь учить ребят относиться к промахам философски, как к возможности улучшить свои навыки, но вот бы мне самой этому научиться (кто же знал, что в “пробах и ошибках” на самом деле есть ошибки!).
Очень вдохновляет, когда ученики отмечают свои успехи и не ставят неуспехи во главу угла. Однажды ученик отреагировал на мою обратную связь словами: “В прошлый раз у меня было 19 ошибок, а в этот раз только 11!”. Столько радости в этом было и для него, и для меня, что мне пришлось заметить, как я себя ругаю за неидеальность. Пришлось пересмотреть отношение к себе.
Еще мне очень нравится, когда ученики начинают задавать неудобные вопросы: “А зачем это все придумали?”, “Зачем мы эту тему изучаем?”, “Почему нельзя сделать иначе?”. Это заставляет учителя выбираться из рамок давно привычного…
В таких вопросах есть протест, но этот протест может оказаться очень полезным и для взрослых тоже».
«Берегите детскую доброту и открытость»
Татьяна Абрамова, логопед детского сада Европейской гимназии
«Я уже больше 13 лет работаю с детьми дошкольного возраста, и точно могу сказать: никто не учит так жить с открытым сердцем и умом, как дети. Это какая-то особенная незамутненная душевная чистота, искренность и простота в лучшем ее значении. Дети понятны и честны в своих играх и интересах, радостях и тревогах.
Мне кажется, поэтому и работаю с дошколятами в стороне от интриг, сплетен и подковерных игр условного “взрослого мира”. Именно дети и общение с ними помогают сберечь ту самую «неоскорбляемую часть души», о которой писал Михаил Пришвин – жаль, что сейчас все чаще дети рано сталкиваются – через Интернет ли, через жизненные ситуации ли, – с такими проявлениями взрослого мира, с которыми ребятам тяжело справиться в одиночку.
Берегите детей, чтите их доброту и открытость, дорогие взрослые. Детство в жизни бывает только одно — так пусть оно заканчивается не слишком рано».
Взрослые привыкли думать, что они учат детей. Но истории учителей напоминают: этот процесс взаимный.
Дети — это не только ученики, но и учителя в самом чистом смысле слова. Они показывают, что ошибки — это путь, что радость кроется в мелочах, что смех — сильнее усталости, а честность — прочнее любых правил.
И, возможно, это самый важный урок, который взрослые могут взять с собой — и в класс, и в жизнь.