Школьные годы, наполненные учебниками, пеналами и тяжелыми портфелями, кажутся нам вечными. Однако, углубившись в историю, мы обнаруживаем, что правила, традиции и школьный быт постоянно претерпевали изменения. Краеведческий музей в Новосибирске подготовил для жителей региона увлекательную экспозицию «За школьной партой». Выставка охватывает различные этапы развития образования в городе, начиная от строгой гимназической формы и заканчивая пионерскими галстуками. Здесь можно увидеть не только эволюцию письменных принадлежностей – от перьевых ручек и чернильниц до современных дневников и тетрадей – но и фотографии классов, а также личные вещи выдающихся педагогов.
Событие приурочили к наступающему Дню учителя, который ежегодно отмечают 5 октября. Школьную историю города рассказывают более 200 экспонатов из фондов Новосибирского краеведческого музея. Как отметил директор Новосибирского государственного краеведческого музея Антон Рубшев, выставку «За школьной партой» готовили почти год. «Недостающие экспонаты приходилось даже докупать в разных городах. Это было поистине масштабное и трудоемкое занятие», – рассказал руководитель музея и открыл выставку нетрадиционным для музея способом. В экспозицию включили школьную доску наподобие тех, на которых несколько десятилетий писали ученики в классах. Выведенные на ней слова «Выставка открыта» и дали старт начала выставки.
В музейных залах рассказана история Новониколаевской женской гимназии и реального училища Дома Романовых для юношей, передана обстановка, в которой приходилось получать знания детям во время Великой Отечественной войны, показан путь перехода к всеобщему образованию. Отдельное внимание уделено привычным традициям – первому звонку и торжественной линейке, которые, однако, существовали не всегда. Также демонстрируется школьная форма разных эпох.
Центральное место в первом зале заняла форма учащихся первых учебных заведений Новониколаевска. От темно-зеленых платьев и белых фартуков до ярких бальных платьев – так выглядели гимназистки начала XX века. «От гимназисток требовали строгого соблюдения правил поведения – как в стенах гимназии, так и за её пределами. Также ученицы были обязаны носить установленную форму: тёмно-зелёное платье и чёрный фартук. Белый передник надевали по праздникам или на благотворительные вечера. Волосы следовало заплетать в косы, а ношение украшений было запрещено. Исключение делалось лишь для старшеклассниц седьмого класса, которым по закону разрешалось вступать в брак: они могли носить обручальное кольцо», – рассказала куратор выставки Анна Киреева.
Специалисты музея сделали акцент на том, что форма не является подлинной, а создана студентами Новосибирского технологического института. Эта работа – их дипломный проект. Они тщательно подобрали материалы и ткани, искали их в комиссионных магазинах, несколько раз приходили за советом в музей. В результате форма получилась почти такой же, как в то время. Куратор выставки напомнила гостям, что весной 1905 года Павла Алексеевна Смирнова открыла в Новониколаевске частную женскую гимназию. Обучение включало приготовительный класс, семь основных и восьмой – педагогический. Выпускницы 7 классов получали аттестат учительницы начальной школы, а окончившие 8 классов – звание домашней учительницы. «В учебном заведении были очень строгие порядки, – рассказывает Анна Киреева. – Не допускалось нахождение в общественных местах без разрешения руководства. Под запретом были походы в сады, цирковые балаганы, на маскарады. За участие в костюмированном вечере при Офицерском собрании была наказана гимназистка Софья Маштакова, дочь Фёдора Даниловича Маштакова, которая поехала на мероприятие вместе с друзьями под маскарадной маской. Проступок девушки рассматривался на заседании Попечительского Совета. Но благодаря раскаянию и отсутствию каких-либо серьезных дисциплинарных нарушений она была прощена, однако родителям девушки было выражено “глубокое сожаление”».
Революционные события 1917 года отразились и на системе образования. 29 октября того же года нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский заявил о создании учебных заведений нового образца по принципу «единой светской школы». Было введено бесплатное и общее образование для всех детей до 17 лет. Внедрялся принцип единой трудовой школы: совместное обучение мальчиков и девочек, светское образование, свободное от религиозного влияния, преподавание на родном языке. В это же время формировались школы крестьянской молодежи и школы фабрично-заводского ученичества. Для всей страны были установлены новые типы общеобразовательной школы: начальная с 1 по 4 классы, неполная средняя с 1 по 7 классы и средняя с 1 по 10 классы.
В годы войны новосибирские школы работали в крайне тяжелых условиях: из 82 школьных зданий 53 были переданы под эвакогоспитали и военные нужды, занятия проводились в 2-3 смены в неприспособленных помещениях – клубах, бараках, частных домах. Но, несмотря на трудности, школы не прекращали работу: в 1941 году за парты сели 55 тысяч детей, а к 1942 году их число выросло почти в 8 раз за счет эвакуированных из Ленинграда, Белоруссии и других регионов СССР. Дети не только учились, но и помогали фронту – собирали металлолом, теплые вещи, выращивали овощи на пришкольных участках, работали на заводах и колхозных полях.
С помощью интерактивных планшетов на выставке можно окунуться в реалии конкретного периода, узнать интересные факты или посмотреть, как учились школьники того времени. Листая дневник семиклассницы Тамары Николаевой, ученицы 7 «Б» класса Второй средней школы станции Новосибирск Томской железной дороги за 1941–1942 учебный год, можно заметить, что по структуре он почти не отличается от современных. Оценки за успеваемость записывали не цифрами, а сокращениями: «отл.», «хор.».
После войны жизнь вошла в мирное русло, и началось восстановление школьной системы. К 1947 году в городе появились первые мужские школы, а в 1950-х ввели обязательное восьмилетнее образование. Количество школ в городе увеличилось до 100, включая школы рабочей молодежи, где подростки совмещали учебу с трудом. В рамках учебных программ делался упор на дисциплину, патриотизм и трудовое воспитание. В 1956 — 1957 учебном году в Новосибирске работало уже 163 школы. Особое внимание уделялось точным наукам. По предложению одного из основателей Академгородка Сергея Львовича Соболева в школе Nº 10 открылся первый в СССР класс программистов под руководством будущего академика Андрея Петровича Ершова. Экспериментальный класс набирался на конкурсной основе, а практику учащиеся проходили в вычислительном центре, который только создавался в Академгородке.
В экспозиции музея, конечно, не обошлось без перочинных ножей для учащихся. Как отметила куратор выставки, этот популярный атрибут предназначался для затачивания гусиного пера, которое использовали при письме. Изначально лезвие перочинного ножа не убиралось в рукоять, но спустя время стали производить складные ножи, которые гимназистам и студентам было удобно носить с собой. «В середине XIX века появились стальные перья, и необходимость в их очинке отпала, однако небольшие складные ножи продолжили называть перочинными. В дальнейшем школьники и студенты стали их использовать для заточки карандашей», – уточнила Анна Киреева.
В экспозиции музея отражено и становление пионерского движения. Барабан, горн и вымпел – все это напомнило бывшим школьникам тех лет о годах, проведенных в учебных заведениях с пионерским значком на груди. Кстати, пионерская организация в Новониколаевске начала формироваться в марте 1923 года, спустя год после создания Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина 19 мая 1922 года. Первые отряды возникали при комсомольских ячейках заводов и фабрик, объединяя детей рабочих и крестьян. В дальнейшем пионерское движение стало массовым: к семидесятым годам в его рядах состояли практически все школьники Новосибирска. Пионеры участвовали в тимуровском движении, помогали ветеранам, собирали металлолом и организовывали военно-патриотические мероприятия, такие как игра «Зарница».
В 1970-1980-е годы Новосибирск перешел к всеобщему среднему образованию. Сеть школ увеличивалась, к 1975 году в городе насчитывалось 277 общеобразовательных учреждений, включая школы с продленным днем и интернаты. Появились специализированные медико-биологические и физико-математические классы с углубленным изучением предметов, а в учебный процесс внедрялись технические новшества, такие как киноуроки и лабораторные практикумы. Важным направлением стала профориентация: при школах работали «Малые академии», предлагающие углубленное обучение в разных областях, а старшеклассники могли пройти практику на предприятиях.
Сотрудники музея неспроста завершили экспозицию атрибутами современных школьников. «Школьная форма, которая сегодня разрабатывается каждой школой по индивидуальному образцу, несмотря на все изменения в одежде, учебных материалах и образовательной системе, сохраняет нечто неизменное», – отметили в Краеведческом музее. Несмотря на современные технологии и комфорт сегодняшних школ, воспоминания о годах учебы остаются одними из самых теплых и искренних. Экспозиция подчеркивает важность сохранения традиций и преемственности поколений, делая образовательный опыт частью общей истории города. Почувствовать дух ушедших эпох и оценить значимость каждого этапа в становлении современного образовательного процесса Новосибирска можно до 14 декабря.
Фотографии Кирилла Бунькова