Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Золотой век итальянского кузовного дизайна. Pininfarina. Часть 2: 70-е 80-е годы.

Конец 60-х годов прошлого столетия стал золотой осенью для многих кузовостроительных компаний, занимавшихся в основном дизайном, разработкой конструкции и ручным изготовлением автомобильных кузовов. Автоматизация производства и проектирования окончательно добила такие известные кузовные ателье, как Carrozzeria Touring, Allemano, Michelotti, Ghia, Bertone, Frua, Fissore и др., превратив их в подразделения крупных производителей или студии дизайна и стиля. В первой части статьи (см. здесь😊) мы узнали, что компания Pininfarina в конце 50-х годов, построив новые производственные мощности, сумела избежать этой участи. Инвестиции в науку промышленного дизайна и сотрудничество с крупными автоконцернами позволило с оптимизмом войти в новое десятилетие. В этой части статьи посмотрим на автомобили, которые выпускались на собственном производстве Pininfarina до второй половины 80-х годов, тогда, когда начинались большие инфраструктурные изменения компании, включая разные слияния и поглощения. И

Конец 60-х годов прошлого столетия стал золотой осенью для многих кузовостроительных компаний, занимавшихся в основном дизайном, разработкой конструкции и ручным изготовлением автомобильных кузовов. Автоматизация производства и проектирования окончательно добила такие известные кузовные ателье, как Carrozzeria Touring, Allemano, Michelotti, Ghia, Bertone, Frua, Fissore и др., превратив их в подразделения крупных производителей или студии дизайна и стиля. В первой части статьи (см. здесь😊) мы узнали, что компания Pininfarina в конце 50-х годов, построив новые производственные мощности, сумела избежать этой участи. Инвестиции в науку промышленного дизайна и сотрудничество с крупными автоконцернами позволило с оптимизмом войти в новое десятилетие. В этой части статьи посмотрим на автомобили, которые выпускались на собственном производстве Pininfarina до второй половины 80-х годов, тогда, когда начинались большие инфраструктурные изменения компании, включая разные слияния и поглощения. И да, концепты и проекты Пининфарина, выпускаемые на сторонних производствах в этой статье не учтены. Итак:

Peugeot 504 Coupé/ Cabrio (1969-1983)

Peugeot 504 Coupé/ Cabrio стал самым массовым на собственном производстве. За 14 лет было собрано всего 31163 Пыжей 504 от Пининфарина , из них 22975 купе и 8188 кабриков.
Peugeot 504 Coupé/ Cabrio стал самым массовым на собственном производстве. За 14 лет было собрано всего 31163 Пыжей 504 от Пининфарина , из них 22975 купе и 8188 кабриков.

Как и в случае с предыдущей моделью Peugeot 404, французы поручили Pininfarina разработать двухдверные купе и кабриолет. Помимо дизайна, изготовление кузовов также входило в контракт, после чего они отправлялись во Францию для окончательной сборки. Стильные и утонченные купе/кабриолеты сильно отличались от седанов/универсалов, имели кожаный салон, деревянную отделку приборки с отдельным тахометром, электростеклоподъёмники и, вишенка на торте - деревянный руль Nardi. Такие автомобили выпускались вплоть до 1983 года, пережив несколько подтяжек лица, но сохранив свой элегантный стиль и неповторимый шарм.

Ferrari 365 GTC/4 (1971-1973)

Ferrari 365 GTC/4 выпускался около 2-х лет. За это время увидели свет 505 экземпляров, один из них принадлежал лично Sergio Pininfarina
Ferrari 365 GTC/4 выпускался около 2-х лет. За это время увидели свет 505 экземпляров, один из них принадлежал лично Sergio Pininfarina

На самом деле, дизайн почти всех кузовов Ferrari, начиная с 60-х годов, был разработан специалистами Pininfarina. Всех их указывать в этой статье не имеет смысла, а мы отметим только те, что выпускались непосредственно на фабрике в Грульяско на производственной линии Пининфарина. Одной из таких машин стала Ferrari 365 GTC/4. Это было новое 4-местное купе, сменившее устаревшее и более крупное Ferrari 365 GT 2+2. По сути, это была более комфортабельная и элегантная городская версия спортивной 365 GTB/4 Daytona, только без носа-зубила и обрубленного хвоста Камма. В дизайне сочетались острые углы и плавные линии крыльев, крыши с переходом в удлиненный багажник. В салоне разместили два дополнительных сиденья (детских конечно), а по технической части это была Дайтона с дефорсированным мотором.

.

Lancia 2000 Coupe (1971-1974)

Lancia 2000 Coupe спроектировано и произведено Pininfarina в количестве 1229 экземпляров.
Lancia 2000 Coupe спроектировано и произведено Pininfarina в количестве 1229 экземпляров.

Lancia 2000, выпущенная в 1971 году стала эволюцией Lancia Flavia 2000, описанной в первой части статьи. Многие считают её последней «настоящей» Лянча. Наверное, так и есть, поскольку технически это была последняя самостоятельная разработка компании до её поглощения Фиатом.

Fiat 130 Coupe (1971-1978)

Купе и седан Fiat 130. За время производства было впущено 4491ед. Fiat 130 Coupe. Все сохранившееся экземпляры высоко ценятся в среде автоэнтузиастов как образец высокого стиля 70-х.
Купе и седан Fiat 130. За время производства было впущено 4491ед. Fiat 130 Coupe. Все сохранившееся экземпляры высоко ценятся в среде автоэнтузиастов как образец высокого стиля 70-х.

Fiat 130 стал последней моделью бизнес-класса, выпущенный под своим брендом. В момент выхода это был престижный и комфортный автомобиль, конкурируя с Mercedes-Benz 280 и BMW 2800. Версия купе, спроектированная и изготовленная Pininfarina считалась к тому же самым стильным автомобилем в этом классе (автомобиль получил престижную дизайнерскую премию 1971 года). Техническая часть купе соответствовала седану с топовым 3,2-литровым V6, а вот кузов и интерьер полностью отличались. Линии кузова отвечали новому стилю: низкая поясная линия, острые грани, плоские панели, чуть скошенный передок с большими прямоугольными блок-фарами и проч. Силуэт получился стремительным и изящным одновременно и не был перегружен лишними деталями. Кроме этого, специально спроектированная приборная панель и качественные материалы смотрелись очень дорого и стильно. Не смотря на это, марка Фиат плохо ассоциировалась с люксом и гламуром, что не способствовало высоким продажам. А у Энцо Феррари такой был, он на нём в офис ездил.

Ferrari 365/400/412 (1972-1989)

Каждое шасси Ferrari серии 365/400/412 отправляли в Pininfarina для установки кузова и интерьера. Готовые кузова затем доставлялись обратно в Маранелло и оснащались двигателями и коробками передач. Всего таких до 1989 года было сделано 2384 купе всех модификаций.
Каждое шасси Ferrari серии 365/400/412 отправляли в Pininfarina для установки кузова и интерьера. Готовые кузова затем доставлялись обратно в Маранелло и оснащались двигателями и коробками передач. Всего таких до 1989 года было сделано 2384 купе всех модификаций.

В 1972 года компания Ferrari представила совершенно новую версию своей роскошной четырёхместной модели, пришедшей на замену Ferrari 365 GTC/4. Автомобиль изначально проектировался как элитное, дорогое и комфортабельное купе высшего класса с полноценным вторым рядом сидений. Дизайн отличался от всех прежних моделей резкими угловатыми линиями и длинным низким профилем, что придавало особую эстетику, которая определяла внешний вид Ferrari с четырёхместной компоновкой на протяжении почти двух десятилетий. Ferrari 365/400/412 находилась в производстве вплоть до 1989 года, имели одинаковую конструкцию и дизайн Пининфарина, различаясь между собой только объёмом двигателя, комплектацией и незначительными стилистическими изменениями. И всё это время поклонники марки делились на два лагеря: одни почём зря ругали модель за форму кузова и неспортивное поведение (особенно автоматическую коробку), другим нравилась уверенная мощь и роскошь, в общем хрен их поймёшь… Для Ferrari серии 365/400 клиенты чаще всего выбирали серебристый, синий, чёрный и серый цвета и редко красный (как на картинке), как бы дистанцируясь от агрессивного дизайна спортивных моделей. До сих пор тачки этой серии сильно недооценены, с точки зрения автомобильной классики, хотя их роль в превращении Ferrari в более широкий люксовый бренд несомненна.

Lancia Beta Montecarlo / Spyder (1975-1981) Lancia Rally 037 Stradale (1982-1983)

Lancia Beta Montecarlo выпускалась до 1981 года: 3203 купе и 4375 тарга. К сожалению, до наших дней дожила их самая малая часть из-за глобальной для Фиата проблемы с коррозией в те годы.
Lancia Beta Montecarlo выпускалась до 1981 года: 3203 купе и 4375 тарга. К сожалению, до наших дней дожила их самая малая часть из-за глобальной для Фиата проблемы с коррозией в те годы.

Lancia Beta первый автомобиль компании, выпущенный под эгидой концерна Fiat - стандартный городской автомобильчик. К нашей теме он отношение не имеет, а вот Lancia Beta Montecarlo - произведение Pininfarina- то, что нам надо. Это был спортивный среднемоторный автомобиль, практически не имеющий каких-либо элементов от стандартных Lancia Beta, поэтому было принято решение о его производстве на мощностях Pininfarina. Montecarlo выпускался в двух вариантах: с фиксированной крышей «Coupé» и крышей типа тарга со складным тканевым тентом-«Spider» (в США Lancia Scorpion).

На основе Montecarlo при участии конструкторского бюро Dallara и студии Pinifarina был создан раллиный болид Lancia Rally 037 - последний заднеприводный автомобиль, одержавший победу в Чемпионате мира по ралли (WRC) и его дорожная версия Rally 037 Stradale. (если интересно, про это здесь😊:)

Lancia Rally  037 внешне схожа с Montecarlo, хотя общая у них только центральная часть кузова. Выпущено 407 ед.
Lancia Rally 037 внешне схожа с Montecarlo, хотя общая у них только центральная часть кузова. Выпущено 407 ед.

Lancia Gamma Coupé (1976-1984)

Lancia Gamma Coupé модель бизнес-класса группы Фиат.  К 1984 году из ворот фабрики Пининфарина вышли 6790 таких купе
Lancia Gamma Coupé модель бизнес-класса группы Фиат. К 1984 году из ворот фабрики Пининфарина вышли 6790 таких купе

Скромные результаты Fiat 130 дали руководству группы понять, что у Fiat как бренда нет нужного имиджа, чтобы конкурировать с BMW, Mercedes или всякими там Jaguar. Тогда было принято решение использовать престиж марки Lancia, а также использовать инженерные и конструкторские компетенции специалистов Lancia и Pinifarina для достижения необходимых результатов. И вот Gamma была представлена на Женевском автосалоне 1976 года в виде седана и элегантного купе, ставшего значимой вехой автомобильного дизайна 70-х. В отличие от седана, он производился не на заводе Лянча в Турине, а на сборочных линиях Pininfarina в Грульяско, рядом с линией по сборке Ferrari 400.

.

Peugeot 205 Cabriolet (1984-1993)

1989 год. Спецвыпуск PEUGEOT 205 Cabriolet Roland Garros- белое на зелёном -классика. А всего с фабрики в Грульяско сошло 72725 пыжиков-кабриолетов.
1989 год. Спецвыпуск PEUGEOT 205 Cabriolet Roland Garros- белое на зелёном -классика. А всего с фабрики в Грульяско сошло 72725 пыжиков-кабриолетов.

Вообще с самого начала выпуска модель Пежо 205 мгновенно стала хитом, а такие как 205GTI или 205 Rallye воздвигнуты фанатами в культ. Это относится и к модели разработанной и произведённой Пининфарина - Peugeot 205 Cabriolet. Снова итальянцы доказали, что автомобиль-легенда, это не обязательно дорого и пафосно. Эй, тачки! Чтобы стать по-настоящему любимым и востребованным — надо быть стильным и точно соответствовать своему назначению. (применительно только к автомобилям).

Вместо послесловия:

Во второй половине 80-х, в результате масштабной реорганизации, роль Pinifarina, как самостоятельного производителя, постепенно трансформируется. Завод в Грульяско переходит, в основном, на выпуск различных автокомпонентов, были открыты новые производства совместно с другими автоконцернами. Так совместно с General Motors для производства Cadillac Allanté был построен завод в Сан-Джорджио (там же делали кузова для всеми любимой Ferrari Testarossa). В 1996 году Pininfarina при участии Mitsubishi приобрела промышленную площадку в Байро-Канавезе (недалеко от Турина) и даже чего-то такое в Швеции вместе с Volvo (далеко от Турина). Но эта эпоха выходит за рамки нашей темы…

В городе Грульяско под Турином есть не менее значимый центр автомобильного и промышленного дизайна – в прошлом Carrozzeria Bertone, но об этом в другой раз….

Все фото взяты свободно из интернета, всем мира и добра!