Найти в Дзене
Ридус

У экономики США новая проблема: демократия под угрозой

Оглавление
    © unsplash.com/Robert Baird
© unsplash.com/Robert Baird

Увольнение Эрики Макэнтарфер из Бюро статистики труда США, угроза независимости ФРС, беспрецедентное использование президентского права навязывать тарифы, давление правительства на частные компании и СМИ - всё это звенья одной цепи, свидетельства подрыва американской демократии в режиме реального времени, считают эксперты. Они предупреждают, что ставки для экономики США и делового мира огромны.

«Я никогда не была так обеспокоена состоянием демократии в США», - заявила CNN старший научный сотрудник по исследованиям государственного управления в беспартийном Институте Брукингса Ванесса Уильямсон.

Генеральные директора компаний все больше тревожатся - даже если они публично хранят молчание, чтобы избежать гнева Белого дома. По словам профессора Йельского университета Джеффри Зонненфельда, известного обширными связями в деловых кругах, руководители предприятий втайне «весьма обеспокоены» состоянием демократии в США.

«Быстрое» разрушение демократии

Считается, что демократии обычно процветают в финансовом плане. По данным исследования 2019 года под названием «Демократия действительно вызывает рост», опубликованного в журнале Чикагского университета Journal of Political Economy, демократизация в долгосрочной перспективе увеличивает ВВП на душу населения примерно на 20%. Исследователи утверждают, что позитивное влияние демократии «по всей видимости, обусловлено большими инвестициями в капитал, образование и здравоохранение».

   © unsplash.com/Nik Shuliahin
© unsplash.com/Nik Shuliahin

Но популистские лидеры «оставляют долгосрочный негативный отпечаток на экономическом и политическом пути стран», говорится в исследовании 2023 года, опубликованном в American Economic Review. Его авторы изучили 51 популистского президента и премьер-министра, которые были у власти в период с 1900 по 2020 год, и обнаружили, что через 15 лет ВВП на душу населения был на 10% ниже по сравнению с правдоподобным не популистским сценарием.

«Популисты обычно приходят к власти как антисистемные политики, которые заявляют, что представляют интересы „простого народа“ и стремятся улучшить его экономическое положение. Однако, как правило, они этого не делают», - пишут авторы.

Уильямсон из Института Брукингса, утверждает, что в последние годы в США «медленно происходила эрозия демократии», а в этом году - «быстро».

«Тревожно, что мы движемся в сторону худших сценариев, которые я себе представляла», - сказала она.

В своем заявлении представитель Белого дома Куш Десаи утверждает, что администрация Трампа «восстанавливает доверие и экономический динамизм», указывая на «триллионы» долларов инвестиционных обязательств от Apple, Nvidia, Merck и других мировых корпораций.

СМИ, ФРС, Бюро статистики труда - далее везде?

В качестве примера давления на СМИ эксперты указывают на отстранение ряда журналистов и телеведущих от работы после их «неудобных» высказываний по поводу убийства консервативного активиста Чарли Кирка. А угрозы Трампа отозвать лицензии на вещание за критическое освещение деятельности администрации «ужасают», заявил Зонненфельд. «Ухудшение свободы слова в СМИ действительно вызывает тревогу», - добавил он.

Ещё больше экономистов тревожат интенсивные нападки президента на Федеральную резервную систему, которая призвана быть независимой от политического вмешательства. В прошлом месяце Трамп попытался уволить члена правления ФРС Лизу Кук, которой пришлось отстаивать свои права в суде.

После обнародования шокирующего отчета о занятости 1 августа Трамп уволил руководителя агентства, которое составляет этот отчет, и обвинил ее, бездоказательно, в фальсификации бухгалтерской отчетности. По словам Эрики МакЭнтарфер её увольнение «не имело смысла».

«Увольнение вашего главного статистика - опасный шаг. Это посягательство на независимость учреждения, которое, пожалуй, столь же важно для экономической стабильности, как и Федеральный резерв. Это имеет серьёзные экономические последствия», - сказала она на прошлой неделе.

Государственная собственность на частный бизнес

Трамп также удивил некоторых, применив жесткую политику в отношении частного бизнеса. Например, он потребовал отставки генерального директора Intel Лип-Бу Тана из-за его связей с Китаем. А позже Трамп принял спорное решение об инвестировании 8,9 миллиарда долларов из средств налогоплательщиков в находящегося в затруднительном положении производителя микросхем. И хотя инвестиции в Intel заслужили похвалу сенатора Берни Сандерса, некоторые республиканцы обеспокоены.

«Мы учили мир, что государственные предприятия несправедливы. Но теперь Intel - тоже государственное предприятие», - заявил CNN бывший экономический советник президента Джорджа Буша-младшего, а ныне президент правоцентристского аналитического центра American Action Forum Дуглас Хольц-Икин.

По его словам, правительство «переступает границы», приобретая доли в частных компаниях. Ещё до Intel администрация Трампа одобрила поглощение Nippon Steel компании US Steel в рамках сделки, которая предоставила федеральному правительству «золотую акцию» - возможность влиять на управление частным предприятием. В июле Министерство обороны стало крупнейшим акционером MP Materials, публичной компании и крупнейшего в стране добытчика редкоземельных металлов.

   Дональд Трамп. © wikipedia.org
Дональд Трамп. © wikipedia.org

Переход частного бизнеса в госсобственность ставит США в очень опасное положение, и нужно решительно этому противостоять, заявил бывший вице-президент Трампа Майк Пенс на прошлой неделе в эфире CNBC.

Публично большинство руководителей предприятий предпочитают не высказываться по этим вопросам, опасаясь навлечь на себя гнев президента. В мае Трамп пригрозил ввести пошлины в 100% на весь импорт Mattel после того, как генеральный директор производителя игрушек признал, что компании придется рассмотреть возможность повышения цен из-за тарифов.

Есть и ещё одна проблема. Хотя в частных беседах генеральные директора выражают серьезную обеспокоенность давлением на демократию в США, в целом бизнес-сообщество «расколото», встречаясь с президентом по секторам, вместо того чтобы выступать единым фронтом, отметил Зонненфельд.