В тени великих прорывов в ракетной отрасли, с 1957 по 1960 год, на свет довольно мучительно появлялась одна из самых необычных и недооценённых бронемашин своего времени. Это самоходная противотанковая пушка СУ-152 с очень характерным именем «Таран».
СУ-152 «Таран», как принято говорить, надолго опережал своё время по скорости стрельбы и огневой мощи. Но, несмотря на это, так и не смог дойти до серийного производства по целому ряду причин.
В каком-то смысле СУ-152 является прекрасным примером того, как техника, которая могла бы стать эталоном в годы Великой Отечественной Войны вступила в острое противостояние с ракетными установками, которые вполне оправданно считались оружием будущего. И сегодня я приглашаю вас посмотреть на эту борьбу и проанализировать какие перспективы были у самоходной установке по состоянию на начало 1960-х годов.
Погружение в контекст эпохи
Конец 1950-х годов — время радикальных перемен в советской армии. После прихода Никиты Хрущёва к власти началась масштабная переоценка военной доктрины. Главным лозунгом стало: «Ракеты вместо пушек»!
На этом фоне обычные танки и самоходные установки были мгновенно окрещены анахронизмом. Именно поэтому в постановлении Совета Министров СССР от 1957 года фигурировало сразу несколько истребителей танков ракетного типа и ни одного в стандартной компоновке и исполнении.
Каким-то чудом параллельно с этим Постановлением была одобрена и другая идея — создание чисто артиллерийского истребителя танков, способного уничтожать вражескую броню с дистанции более 3 километров. Так родился проект под названием НИР «Таран», стартовавший 8 мая 1957 года. Исходя из имени эта уникальная машина должна была стать настоящим бронебойным молотом, который не оставлял бы ни единого шанса вражеской технике.
Разработка Уралмаша
Разработка велась на Уральском заводе транспортного машиностроения (Уралмаш). Но орудие М-69 производилось в Перми, на машиностроительном заводе имени Ленина, а производство боеприпасов нового типа шло в НИИ-24.
В любом случае был сформирован сильный научно-производственный тандем, а над разработкой корпели лучшие умы Советского Союза.
По итогу получилась установка общей массой в 27 тонн с экипажем на 4 человека. Орудие М-69 получило калибр в 152 миллиметра при общей длине ствола в 9 метров.
Скорострельность «Тарана» достигла до 6 выстрелов в минуту. Боекомплект - 22 выстрела.
Интересно, что угол горизонтального наведения в источниках указан как 360°, что может говорить о вращающейся башне.
Двигатель - проверенный В-105-В с 400 л.с. на борту. Это позволяло машине развивать скорость в 63,4 км/ч по шоссе при запасе хода в 280 километров.
Главный козырь - пушка М-69
Вместо привычной нарезной пушки конструкторы выбрали гладкоствольную 152-мм пушку М-69. Потому что она позволяла использовать подкалиберные бронебойные снаряды с повышенной начальной скоростью (до 1720 м/с). Также в боекомплект входили кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды — универсальность на высшем уровне.
Рассматривался и вариант 130-мм нарезной пушки М-68, но от него отказались, потому что она не могла применять кумулятивные снаряды — только бронебойные. А «Таран» должен был быть универсальным охотником за любой техникой.
Одним из ключевых достижений стала система автоматического возвращения орудия на угол заряжания после каждого выстрела. Это значительно снижало нагрузку на заряжающего и позволяло достигать скорострельности до 6 выстрелов в минуту — показатель, сопоставимый с современными танками.
Для сравнения: ракетный танк ИТ-1 «Дракон», принятый на вооружение вместо «Тарана», стрелял всего 2–2,5 ракетами в минуту.
По итогу бронебойный подкалиберный снаряд пушки М-69 обладал впечатляющей пробивной способностью:
- На 1 км: 370 мм брони (лобовое попадание)
- На 3 км: 310 мм
- На 3,5 км: 295 мм
Этого было более чем достаточно, чтобы пробить лобовую броню любого танка НАТО того времени, включая американский M48 Patton или британский Centurion. Даже под углом 60° бронебойный снаряд на километре пробивал 179 мм — почти как кумулятивный заряд.
Борьба «пушечников» и «ракетчиков»
К 1960 году был построен единственный опытный образец. Он даже прошёл первые испытания, но дальше дело не пошло. 30 мая 1960 года все работы были официально прекращены.
Официальные причины понятны. В это время в Минобороны активно продвигались системы с управляемыми ракетами. Ракетный танк ИТ-1 «Дракон» стал символом нового подхода, несмотря на свои недостатки: ограниченную минимальную дальность стрельбы (300 м), низкую скорострельность и сложность в бою. И это несмотря на то, что у «Тарана» не было ограничений по дальности стрельбы — он мог работать вплотную с пехотой.
Хотя ракеты имели большую бронепробиваемость, «Таран» выигрывал по скорострельности, универсальности и надёжности. Он не зависел от радиоканала управления, не терял точность при движении и не нуждался в длительной подготовке к выстрелу.
Единственный сохранившийся экземпляр СУ-152 «Таран» стоит на экспозиции в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Здесь он соседствует с легендарными Т-34, КВ и современными «Арматами», напоминая о ветке развития, которая могла бы изменить историю советской бронетехники.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.