Начало здесь:
Белая роза и рыцарский меч
Александрия была символом большой любви, а символом усадьбы стала белая роза, любимый цветок Александры Фёдоровны. В детстве принцесса Шарлотта зачитывалась популярным рыцарским романом Фридриха Фуке «Волшебное кольцо». Её любимой героиней была Бланшфлур или Белая Роза. Лейтмотивом усадебных построек стал венок из белых роз и пропущенный через него рыцарский меч, положенные в основу усадебного герба. Его придумал поэт-романтик, учитель детей Николая 1, Василий Жуковский, который проводил много времени в императорской семье и стал свидетелем рыцарского отношения русского монарха к своей любимой женщине. Белая роза и меч – аллегория союза рыцаря и его прекрасной дамы, аллегория любви, которой проникнут огромный усадебный парк.
Этот символ нетрудно отыскать на фасадах построек парка и в интерьерах семейного дворца. Он должен был обратить на себя внимание уже при въезде в усадьбу со стороны Петергофской дороги и был размещён на Домике привратника (1827, арх. А. Менелас), который по европейской традиции стоял у главных ворот на въезде в Александрию. Здесь всегда дежурила охрана – караул, отсюда второе название здания у ворот – Верхняя Караулка. Очевидно, была и Нижняя, которая ещё встретится во время прогулки. Широкие ворота расположены симметрично по обе стороны от здания Караулки и эффектно декорированы дугой. Через них въезжали в экипаже хозяева усадьбы и их гости.
Верхняя Караулка и её готические детали
Начать знакомство с Александрией стоит прямо от усадебных парадных въездных ворот. Но сегодня мало кто подходит к Караулке, хотя она хорошо видна и привлекает внимание на проезде по Санкт-Петербургскому проспекту, да и вход на территорию парка расположен совсем рядом. Увидев разбегающиеся тропинки, посетители уверенно следуют указателям и сразу направляются к Коттеджу. Я же приглашаю отправиться на виртуальную прогулку от парадных ворот, но прежде рассмотреть здание Караулки.
Александрия появилась в переходный период от классицизма к эклектике – архитектурному стилю, позволяющему сочетать элементы архитектуры прошлых эпох или вовсе копировать предшествующие стили, точнее, им подражать. Николай для семейной усадьбы выбрал готику – архитектурный стиль европейского средневековья, которого в России никогда не было. Русские постройки той эпохи относят к древнерусскому стилю. Приглашённому для создания усадьбы архитектору Адаму Менеласу 1753-1831) пришлось «фантазировать на готическую тему», и у него неплохо получилось! Дворяне, как обычно, желая «идти в ногу со временем», дружно начали подражать императору, и мода на «неоготику» (новую или возрождённую готику) быстро прижилась. А Менелас стал законодателем «искусственного средневековья» в России.
Помимо главного дворца усадьбы на её территории находилось множество построек разного назначения. Все здания, по обыкновению, создавались в едином стиле с дворцом и составляли гармоничный ансамбль. Здание для размещения караула не стало исключением. Оно имеет сложную восьмигранную форму и словно составлено из двух одинаковых половинок. Обращают на себя внимание выступы на углах здания. В готике они назывались «контрфорсы» и играли роль дополнительной опоры. При подражании готике контрфорс становится чисто декоративным элементом. Арочное завершение окон и зубчатая кладка на крыше тоже заимствованы из средневековья.
Вряд ли всех, кто дошёл до Караулки, увлечёт выискивание этих готических элементов. Но совершенно точно без внимания не останутся безмолвные стражи ворот – львы весьма устрашающей наружности.
Львы у ворот и их секрет
Петербург славится своими архитектурными львами. Они всегда олицетворяли власть, силу и могущество. Всем хорошо известны Сторожевые льв, с шариком под лапой. Пока лев удерживает шар, он не спит, а значит, находится начеку. Эти львы не похожи на своих сторожевых собратьев! Может быть, они должны были отпугивать непрошенных гостей? А что означают странные сооружения на их спинах? Возможно, этот атрибут и есть подсказка? Посетители в недоумении гадают: урна, а, может быть, клумба? Версия «подставка под фонари» ближе к истине. Но, чтобы до неё добраться, надо для начала раскрыть секрет этих львов. Они – не местные.
Появились львы в Александрии только в 70-х годах прошлого века благодаря Вадиму Знаменову, директору музея-заповедника «Петергоф» в те годы. Он отыскал их во дворе здания Калининского райсовета в Ленинграде, которое было построено в середине 20 века. Но мы видим на фигурах львов год отливки статуй – 1824. Как же они оказались рядом с советской постройкой?
На самом деле эти львы были изготовлены для украшения Готического павильона (1824, О. Монферран) в Екатерингофском парке, в котором ещё с петровских времён устраивались народные гуляния в четь морских побед в Северной войне. Особый размах эти гулянья обрели при Александре 1. Тогда и возвели восьмигранный павильон, увенчанный высоким шпилем. С четырёх сторон в павильон входили через порталы. Перед каждым входом лежала пара львов. Они поддерживали перекрытия с помощью укрепленных в их спинах столбов и украшали павильон, который получил второе название – Львиный.
В нём открылась кондитерская для посетителей парка. В 1860-х годах павильон снесли, а 8 чугунных львов отправились путешествовать по городу. Четырёх из них и встретил однажды Знаменов. Благодаря ему, львы поселились в Александрии. Здесь, в императорском 19 веке, им, пожалуй, более комфортно, чем в советском 20 столетии. И они взяли на себя функцию охраны ворот, которые давно уже никто не охраняет.
Присмотревшись к львам, они уже не кажутся такими зверскими. Может быть, они уже приняли нас в качестве императорских гостей? Значит, ворота сейчас распахнутся перед нами.
Бесконечная нежность неоготики
Дорога от Караулки выводит прямо к главному усадебному дворцу, тому самому «сельскому» домику для любимой – Коттеджу. (Вряд ли в семейной усадьбе нужна была ограда, окружающая дворец сегодня). Он завораживает с первой минуты, как только ярко-зелёная крыша начинает проглядывать между кронами деревьев. И от него уже невозможно оторвать взгляд.
Его трудно назвать роскошным или великолепным! Но он – восхитительный, милый и уютный! Ажурным и изящным Коттедж делают готические элементы. Их легко отыскать даже при беглом взгляде: сводчатые оконные и дверные проёмы, крыша затейливых форм, орнамент из трилистников, четырёхлистников, характерных для средневековья. В готике их называли «масверки». Но, всё же, александрийские постройки – это не готика! Это лишь её имитация! Архитектурный стиль всегда имеет определенные временные рамки. Повторённый в другое время, он приобретает совсем иное звучание. Не только другие материалы и технологии, другие идеи и предпочтения.
И всё это видно сразу невооруженным взглядом! В средневековье здания сооружали из природного камня, никак ни из кирпича. Не было, и быть не могло штукатурки, а украшали здания резным декором из дерева или камня, а не тонкой изящной лепниной. И нет в Александрии, в эпоху просвещения и романтики, ни грамма готической мрачности и таинственности! Напротив, дворец словно излучает свет, идущий изнутри, свет любви и гармонии семейной жизни!
Здание в 3 этажа оказывается не таким уж маленьким. Чтобы это понять, дворец надо медленно обойти вокруг. Фасады не повторяют друг друга, а медленно раскрываются с каждым шагом, фантастически меняя облик здания. Дворец складывается из разных форм и объёмов, которые завершаются то треугольными, то ступенчатыми фронтонами, а то вдруг нишей, перекрытой стрельчатой аркой. Балконы, террасы и лоджии, утопающие в зелени, соблазнительно демонстрируют прелесть дачной идиллии и оторваться от их созерцания невозможно! Но, всё же, непременно стоит вовремя остановиться, чтобы увидеть потрясающий вид на Финский залив. Аж дух захватывает! Именно эта живописная панорама и привлекала дворян на побережье. Увидев впервые «петергофское море», Александра Фёдоровна влюбилась в него и получила в подарок от мужа. Поставленный на берегу дворец словно слился с природой и естественным образом вошёл в пейзаж.
«Птичка в клетке»
Пожалуй, после парадной пышности барочных и классических дворцов Петербурга семья императора в этом чудесном месте, в самом деле, могла расслабиться и жить «по-человечески». Дворец оказался не только уютным и милым, но и комфортным для проживания. Он был оборудован по последнему слову техники. Обитатели Александрии обслуживали легко могли обходиться небольшим количеством слуг.
Коттедж, это семейное гнёздышко, Николай 1 построил для своей «любимой птички». Так он называл супругу. Правда, по словам фрейлины Анны Тютчевой, эта птичка жила в клетке. Щедрая на эпитеты дочь поэта писала в мемуарах, что для императора жена «…была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, …. но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золочёных решеток …».
Но если Коттедж – та самая клетка, птичка явно не собиралась оттуда улетать! Попадая в это уютное семейное гнездо, хочется там остаться! Хочется прилечь, присесть, взглянуть в окно и выпить чашечку чая! Хочется остаться хозяйкой этого дома!
Сегодня дворец превратился в музей. Посещение его лучше отложить на потом, когда уже состоится знакомство с усадьбой и её обитателями. А на прогулке лучше просто задержаться в саду, в котором обязательно найдутся белые розы – любимые цветы её хозяйки. И, конечно, венок из них, пронзённый мечом её рыцаря, навечно остался на стенах её любимого дворца в память об удивительной императорской любви.
Необыкновенное наслаждение сидеть на круглой скамье чугунной беседки с изящными ажурными опорами, любоваться сказочным домиком и наслаждаться благоуханием цветника, незаметно погружаясь в прошлое. История усадьбы только начинается.
Служебные дома рядом с Коттеджем
Рядом с Коттеджем постепенно сформировался городок из жилых домов и служебных построек. Некоторые из них сохранились. Ещё Адам Менелас позаботился о комфорте обитателей дворца. Рядом появились кладовые, прачечная (её называли – портомойня), кофишенская, где готовили напитки, ледник и др. Справа от Коттеджа, у самой ограды одновременно с постройкой дворца был возведён Кухонный корпус. В летних дворцах, как правило, кухонных помещений не было – и в целях пожарной безопасности, и от запахов кухонных спасало! Готовили отдельно, а затем сервировали стол во дворце, торжественно перенося готовые блюда.
Строительство усадьбы Александрия завершилось к 1829 году. К этому времени в императорской семье уже было пятеро детей, малолетних царевичей, два великих князя, Александр (1818-1881) и Константин (1827-1892), и три красавицы княжны – Мария (1819-1876), Ольга (1822-1892) и Александра (1825-1844). Позже родились ещё два сына, погодки Николай (1831-1891) и Михаил (1832-1909). Когда дети подросли, в Коттедже стало тесно, и с конца 1830-х годов в усадьбе развернулись масштабные работы по перестройке зданий. Расширялся дворец, перестраивались хозяйственные здания и возводились новые. Работы проводились под руководством архитектора Андрея Штакеншнейдера (1802-1862).
К этому времени старшие мальчики уже совсем выросли. Для них перестроили дома, находившиеся на территории парка (с ними знакомство впереди). Девочек было решено оставить во дворце с родителями, а подросшим младшим великим князьям построить для проживания отдельный дом. Рядом с Кухонным корпусом Коттеджа появляется Великокняжеский корпус для Николая и Михаила. Можно себе представить, как счастливы были мальчики, почувствовав себя взрослыми и самостоятельными!
Те, кто по указателям целенаправленно направляется в музей Коттедж, проходят как раз мимо зданий хозяйственного городка, в которых сегодня располагается администрация парка и, возможно, не уделяют им особого внимания. А ведь стоит чуть задержаться рядом, заглянуть в историю и непременно захочется, хотя бы обойти эти служебные постройки вокруг. Торопиться во время прогулок по парку не стоит. Вот и мимо сооружений, на первый взгляд непонятных, расположенных между Верхней Караулкой и дворцом, мы не пройдём.
Продолжение читайте по ссылке:
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!