Представьте: новый сотрудник приходит работать менеджером по продажам. В компании есть четкие правила — как вступать в контакт с клиентом. Сначала для него это выглядит как внешнее требование: «делай так, потому что так принято». Но после обучения алгоритм становится его внутренним. Теперь он сам хочет и умеет строить контакт именно так — уже не потому, что «надо», а потому что это естественно и работает.
Такой способ он принимает как культурный способ действия в данной компании: видит в нём реализацию собственных мотивов и алгоритм, который помогает наиболее эффективно достигать целей профессиональной деятельности.
Кто-то может подумать, что это фантастика и выдумка. Что не существует инструментов, чтобы такое реализовать. Но они существуют — и за ними стоят десятилетия исследований советских психологов. Речь идёт о деятельностной теории учения П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. А теперь перейдём к самому интересному — как же этого достичь на практике.
Описанный выше процесс — это пример присвоения нового действия. В психологии он называется интериоризацией. В результате усвоенные действия становятся частью внутреннего мира человека и побуждают его действовать самостоятельно и инициативно.
Присвоение действия проходит через три основные формы:
- материальную,
- внешнеречевую,
- умственную.
Форма действия — это уровень того, насколько человек «освоил» и присвоил его себе. Чтобы действие стало полностью собственным, оно должно пройти все три формы и перейти в умственный план.
Что дает знание этих форм тренеру и методологу?
- Понимание форм действия позволяет при разработке программы обучения заранее продумать упражнения так, чтобы шаг за шагом провести участников от материальной формы к умственной. А это есть итоговая цель обучения. Действие полностью присвоено человеком он может и хочет выполнять его самостоятельно.
- В процессе работы тренер может отслеживать, на какой этапе формирования находится действие у конкретного участника или всей группы. Вовремя корректировать процесс обучение: замедляться и давать дополнительные упражнения, ускоряться и сокращать лишние активности. Процесс обучения становиться максимально понятным, управляемым и результативным.
Разберем подробнее в чем суть каждой формы и как это будет влиять на структуру обучения.
Материальная форма
Представьте: вы на тренинге. Тренер только что рассказал о 4 типах готовности сотрудников и объяснил, как ставить задачи каждому из четырёх типов. Лекция закончилась — и начинается ролевая игра. Вам нужно применить всё это на практике.
Вопрос: сможете ли вы сразу, без подсказок и конспектов, вспомнить все нюансы и действовать идеально? Скорее всего, нет. И это абсолютно нормально.
Почему? Да потому что вы услышали об этом только сегодня. Информация ещё не успела уложиться в голове. Чтобы впервые попробовать новые знания «в деле», вам точно понадобится опора — шпаргалки, алгоритмы, записи. Это не слабость, а естественный шаг в обучении.
Именно так выглядит первая форма освоения нового действия — материальная. На этом этапе человек работает с опорой на внешние предметы: реальные объекты, схемы, чертежи, модели. Их можно менять в процессе: переставлять фигуры, подчёркивать важное, дорисовывать стрелки, заштриховывать детали или просто отмечать каждый шаг пальцем. Всё это помогает не держать всё в голове, а постепенно осваивать новое действие.
Примеры:
- Дети учатся считать с помощью палочек: они перекладывают их, выполняя каждое действие руками. Или работают с картинками в учебнике — пересчитывают нарисованные кружки, ведут пальцем по ряду, подчёркивают. Так счёт становится наглядным и понятным.
- У взрослых принципы те же, только материалы другие. Допустим, тренер показывает модель с кругами Эйлера, чтобы объяснить, как связаны разные понятия.
- Или демонстрирует схему процесса принятия решения о покупки: на ней отмечены четыре шага, а внутри каждого - значки - критерии, которые помогают понять, где именно сейчас находится клиент.
- Есть и более сложные инструменты — например, ориентировочная основа действия (ООД). Это схема, где прописаны все возможные шаги: варианты исполнения, точки контроля, ориентиры. Такой «путеводитель» делает новое действие максимально прозрачным.
Внешнеречевая форма
Наверняка вы сталкивались с этим на тренингах. Вы просите участника разыграть диалог с «клиентом», а он вместо прямой речи начинает описывать, как бы поступил: «Ну, сначала я бы поздоровался, потом сказал вот это, потому что…».
Это и есть внешне-речевая форма действия — когда человек проговаривает словами, что собирается делать и почему. Такая речь может быть устной («думаю вслух») или письменной («записываю по шагам»).
Почему этот этап так важен? В нём становятся видны все элементы действия:
- Ориентировка — человек анализирует объект воздействия, учитывает условия и подбирает инструменты воздействия.
- Исполнение — описывает сам процесс: как он будет переводить объект из одного состояния в другое. Например, как он переведет неосознанную потребность клиента в осознанную. Какова будет последовательность действий.
- Контроль — объясняет, по каким признакам поймёт, что цель достигнута и можно двигаться дальше.
Именно на этом уровне тренер может чётко увидеть, как устроено действие «в голове» у человека, и при необходимости скорректировать.
Если в процессе обучения пропустить этап устной речи, у ученика не сформируется умение рассуждать и обосновывать полученное решение. В итоге могут возникнуть трудности с применением изученного действия на практике.
Умственная форма
На этом этапе действие выполняется уже внутри, в уме. Оно прошло весь путь интериоризации: из внешнего стало внутренним. Это та самая финальная точка, к которой мы стремимся в обучении.
Но есть важный нюанс: не всегда всё действие целиком уходит в умственный план. Всё зависит от его природы.
- Аналитические действия. Здесь «внутрь» переходят все элементы. Человек способен выполнить их полностью «в голове» — без внешних подсказок и без проговаривания. Например: расставить приоритеты, определить тип сотрудника, проанализировать причины отставания команды.
- Коммуникативные действия. В умственный план уходят только ориентировка и контроль. А вот сама исполнительская часть остаётся во внешней речи. Иначе никак — ведь общение без слов невозможно (ну, если только мы не изобретём телепатию).
- Моторные действия. Здесь картина похожая. Ориентировка и контроль становятся внутренними, но исполнение всегда видно. Мы реально наблюдаем, как человек шьёт одежду, работает за станком или делает массаж.
Как проектировать обучение с учетом форм действия?
Прежде чем говорить о проектировании обучения, важно определить: в какой момент обучения мы начинаем работать с формами действия.
Сама модель отвечает на главный вопрос — как формируются умения инавыки. Но она не раскрывает другие аспекты: как замотивировать участников, как подать теорию так, чтобы она была понятной и «зашла».
В деятельностном подходе есть ответы и на эти вопросы, но в рамках этой статьи я их разбирать не буду. Давайте предположим, что эти шаги уже пройдены, и сосредоточимся на следующем этапе - практической отработке.
Если внимательно взглянуть на таблицу, становится понятно: этап практики в обучении мы проектируем, опираясь на сам психологический процесс присвоения действия человеком. Задача тренера во время обучения — помочь участникам успешно пройти все этапы и достичь результата.
Таким образом, формы действия можно рассматривать как карту обучения. Для методолога она — подсказка, как проектировать упражнения так, чтобы шаг за шагом формировать умение и навык. Для тренера — инструмент, который помогает понять, где находится участник в процессе освоения и какие шаги помогут ему двигаться дальше.
И всё же важно помнить: то, что мы разобрали здесь, — лишь верхушка айсберга. Деятельностный подход гораздо глубже и многослойнее. В этой статье я показал только небольшой фрагмент, чтобы у вас сложилась целостная картина. А впереди — ещё больше практических инструментов, которые позволят сделать обучение по-настоящему управляемым и результативным.