Найти в Дзене

Сериал "Союз спасения. Время гнева". Разбор

в этом году в декабре будет ровно 200 лет со дня восстания декабристов. И это тот сериал, который я обсуждаю с учениками на уроках по молодому Пушкину, чтобы погрузиться в историческую атмосферу эпохи. За что я его люблю? В первую очередь за качество диалогов, то есть сценария. Фактически это как литература. В сериале много ключевых слов, которые проходят сквозными нитями. Надежда, перемены, безумие. Что одно и то же, в контексте сериала. И много символических сцен и образов, как это бывает у Пушкина или Пастернака. Стихийное бедствие как символ бунта, например. Белая лошадка - очень многозначный символ. Много образных непрямых аллюзий на классическую литературу, например, образы из Пушкина, Гамлет Шекспира, Гамлет Пастернака. Вообще в сериале последовательно и подспудно проводится яркое противопоставление двух сил: порядок (ничего не менять с бухты барахты, девиз Аракчеева и царской семьи) и надежда на перемены (Сперанский, сама фамилия которого символично раскрывается в процессе
Оглавление

в этом году в декабре будет ровно 200 лет со дня восстания декабристов.

И это тот сериал, который я обсуждаю с учениками на уроках по молодому Пушкину, чтобы погрузиться в историческую атмосферу эпохи.

За что я его люблю? В первую очередь за качество диалогов, то есть сценария. Фактически это как литература.

В сериале много ключевых слов, которые проходят сквозными нитями. Надежда, перемены, безумие. Что одно и то же, в контексте сериала. И много символических сцен и образов, как это бывает у Пушкина или Пастернака. Стихийное бедствие как символ бунта, например. Белая лошадка - очень многозначный символ. Много образных непрямых аллюзий на классическую литературу, например, образы из Пушкина, Гамлет Шекспира, Гамлет Пастернака.

Конфликт двух систем

Вообще в сериале последовательно и подспудно проводится яркое противопоставление двух сил: порядок (ничего не менять с бухты барахты, девиз Аракчеева и царской семьи) и надежда на перемены (Сперанский, сама фамилия которого символично раскрывается в процессе его жизни, и декабристы).

Осторожность - против бесшабашности. Замедленность - против риска и напора (стихийного бедствия).

Осторожность, порядок и замедленность характеризовали царскую семью, и это то, что всегда называли «реакционными или консервативными силами» в советских учебниках.

Авторы постановки не навязывают своего окончательного единого мнения, и все очень неоднозначно и даже многозначно, - это тревожит, волнует, будоражит.

Ценности масонства против русской монархии

Главный герой Сергей Муравьев-Апостол свою систему ценностей считает единственно верной. А если посмотреть, то это - французские ценности, которые он впитал, будучи воспитан в лучшем французском пансионе под эгидой самого Наполеона: закон, справедливость, свобода самовыражения, спонтанность и независимость, равенство и братство.

Также это все - ценности масонского движения, которое стало настолько революционно окрашенным, что даже было в итоге у нас запрещено в 1822 г. В сериале нет на это акцента, но все декабристы будут изначально масонами («братьями», «товарищами»). Религия и уж тем более православие им были чужды, ведь в религии нет идеи равенства народа и власти.

По первому поступку главного героя Сергея Муравьева-Апостола (с ящиком шампанского, нелепо предложенным императору) видно, что Сергей хочет видеть в императоре своего «брата», и желает, чтобы и с обратной стороны было то же. В этой логической ошибке - наверное, вся причина трагического столкновения декабристов с русской монархией.

В отличие же от масонства и от французской демократии, в православии и в монархии совсем другие понятия: приличная дистанция без спонтанных эмоций, чинное соблюдение устава и порядка, смиренное повиновение «высочайшей воле», ибо она - от Бога.

Декабристы были атеистами, воспитанными на западноевропейской литературе 18 века, а она сплошь вольнодумная и частенько попросту безбожная. И Пушкин в пору дружбы с декабристами тоже был далек от веры.

Основной конфликт. Своеволие против служения

Кратко я бы обозначила так основной конфликт в сериале: «Служение кому-то против служения своим ценностям». Или же: «Царство порядка против стихии свободы». Это - одно и то же название данного конфликта двух систем, просто другими словами.

Даже когда императора Александра 1 показывают, всегда Милорадович с одной стороны, он ближе к своеволию в контексте сериала, а его брат Николай (воплощение порядка) по другую сторону. Николай 1 произнесет (в ответ на возмущение Сергея Муравьева «несправедливостью» царя): «Высочайшая воля и есть закон».

Ошибка русских императоров и послов была в том, что они оставляли детей высочайших аристократов учиться во Франции, в век революционного Просвещения! либо по западноевропейской системе в России (Царскосельский лицей) после чего многим будет трудно смириться, согласиться с тем, что "высочайшая воля и есть закон"!

Как мы знаем, Милорадович воевал, был в заграничном походе и ухлестывал за европейскими дамами, а Николай 1 не воевал, Европу не любил, был верен жене и был привязан к России.

Эти двое, лихой генерал Милорадович и законопослушный Николай, друг друга терпеть не могут.

-2

И они показывают словно два разных лика императора Александра 1, который предстает перед нами очень противоречивым и загадочным. Есть намеки в сериале и на его благосклонность к декабристам.

Демон романтизма. Идея неповиновения и бунта в литературе 18 века

Сама идея западной литературы 18 века и начала 19 века - возвеличивать образы Сатаны, Демона, Каина, и подобных богоотступников – тоже была оттого, что тогда в целом в западном мире, в философии, стало немодно придерживаться "высочайшей воли", божественной воли, а стало модно искать справедливости и закона своим умом, согласно внутренним ценностям, выходя из слепого повиновения. Все это привело к революции во Франции, и не могло не привести к чему-то подобному в России.

В Сергее тоже много от романтического Демона. Пренебрежение религией - это само собой, а также он ставит себя даже выше Наполеона.

«Он хотел весь мир, а я хочу большего».

На что намекает Сергей?

Выше Наполеона наверное только Бог... Кто хотел еще большего, чем Наполеон? Конечно, тот Демон, который описан в Библии, а потом Мильтоном, Байроном, позже будет описан Лермонтовым. Он хотел не просто мир, он хотел всю вселенную, сотворенную Богом. Поэтому здесь звучит параллель между Сергеем и Демоном романтизма.

Так что всеобъемлющей гордости и претензий, а также жажды перемен нашему герою не занимать.

Если Сергей ставит себя выше Наполеона, то значит, и выше любого императора, выше Александра 1, выше любого начальства. Он ведет себя сообразно этому в сценах Семеновский бунт, бунт в Мотовиловке и т.д.

Он ведет себя в них как самый лучший, блестящий, непревзойденный (то есть его прототип - это Люцифер, будущий Демон, когда встанет на тропу свержения высшей власти, но изначально - просто "сияющий", умнейший, несравненный, прекраснейший из ангелов).

Преступление общепринятого закона

Преступление общепринятого нравственного закона, преступление определенной черты порядка ради достижения своей справедливой цели – это красная нить в сериале, это путь, по которому смело идет главный герой.

Герой готов преступить общепринятый закон ради осуществления своего собственного понимания нравственного закона.

Но такая его позиция свободы запускает в движение состояние стихийного свободного бунта, когда все, в том числе его собственные подчиненные, начинают тоже преступать черту, в том числе и проведенную им самим.

Он не слушался своего начальства, потому что считал, что его решение более верное. В роковой момент, его собственные подчиненные солдаты не послушаются его тоже, посчитав его приказ ошибкой. Они перейдут, преступят ту черту, которую он сам им начертит на земле. Это станет причиной трагического истребления его войска.

Для солдат становится естественно невозможным слушаться тех, кто сами символизируют неуважение к авторитетам. Свобода есть свобода. Отрицание порядка порождает только бунт, стихийный беспорядок.

Получается, у декабристов не было возможности влиять на ситуацию, они оказались в хаосе и потеряли управление солдатами.

Беспорядок был и внутри общества самих декабристов. Их погубил собственный бесконечный индивидуализм. Никто не слушался никого. Каждый был верен только самому себе. Их общество раскололось на множество осколков. А дом, расколотый сам в себе, не устоит...